Функции иллюстраций в изданиях

Произведения художественной литературы могут быть понятыми читателями и без иллюстраций, но всё-таки иллюстрации нужны. Они имеют большое значение в литературно-художественной книге, а именно:

- с помощью иллюстраций читатель может более полно познать литературный текст, правильно его истолковать, понять его смысл;

- иллюстрации помогают выявить основные идеи литератора;

- читатель с помощью графических изображений может яснее представить себе образы героев книг;

- иллюстрации повышают эмоциональное воздействие на читателя.

Выделяют три основные функции в изданиях: [2]

Информационная функция.

Текст и информация в издании постоянно соревнуются между собой, от редактора зависит, чему будет отдано предпочтение. При этом учитывается вид литературы, характер и задачи издания, читательский адрес.

Информация гуманитарного профиля лучше воспринимается в виде текста, а иллюстрации в некоторых случаях служат формой ее подачи или дополнением к ней.

Информационный эффект любой иллюстрации зависит от качества восприятия информации читателем. Редактор экономит различными способами время читателя, располагая иллюстративный материал таким образом, чтобы читатель мог быстро отыскать необходимую информацию[3]. Например, при подготовке справочного издания по техническим или естественным наукам редактор делит информационное пространство будущей книги на две части, иллюстративную и текстовую.

Часто удачнее будет заменить текстовое объяснение визуальным, что будет лучше для усвоения информации.

В свою очередь, рисунок в технических изданиях несет меньше информативности, чем чертеж или схема (в рисунке много деталей, которые не всегда важны). Считается, что лучше воспринимается перспективное изображение предмета. Информационная насыщенность и осмысленность каждой детали - залог успеха любой иллюстрации, графика, схемы.

Особенности восприятия графика:

- если нужно показать общий характер процесса, целесообразно давать график без системы координат;

- если с графика нужно считывать определенные значения, то система координат необходима;

- арифметический масштаб шкал графика всегда лучше логарифмического.

- число параметрических линий на графике при всех прочих равных условиях следует выбирать минимально возможным, чтобы уменьшить количество ошибочных считываний.

Общие закономерности в восприятии знаковых и буквенных обозначений:

- для издания предпочтительны знаки с "острым" начертанием;

- знаки более крупного начертания воспринимаются быстрее;

- затруднительно восприятие иллюстраций, перегруженных надписями, цифрами, буквенными обозначениями затрудняют восприятие;

- цвет может выполнять важную сигнальную функцию.

Эмоционально-психологическая функция.

Хорошие иллюстрации делают издание по-настоящему ценным. Выбирая издание, читатель всегда оценивает его визуальный ряд, состоящий из качества бумаги, шрифт, иллюстрации.

Есть несколько способов, которые могут упростить восприятие визуальной информации и называются эмоционально-психологической функцией:

- замена громоздкого текстового материала емким рисунком;

- чередование текста и рисунков, чтобы направить внимание читателя в нужное русло (сначала текст, потом рисунок);

- изобразительный материал на правой полосе привлекает больше внимания, чем на левой;

- удаляя или приближая материал к зрительному центру полосы, момент восприятия информации также удаляется или приближается, подчеркивая тем самым его второстепенность или важность.

Иллюстрации - являются одним из факторов, обеспечивающие целостность композиции. От их количества, качества, размера, единства техники исполнения зависит звучание всего ансамбля книги. Соразмерность и созвучность всех частей издания будут определять его эстетическую ценность в целом.

Эстетическая функция.

Изобразительный материал в книге является предметом искусства, а также элементом книги, который с другими элементами книги образует единый ансамбль, формируют его эстетический образ.

Книжная иллюстрация отличается от других графических и живописных изображений тем, что создается для текста, на основе текста и наиболее полно раскрывается только в контексте книги. Ее отличие заключается также в особой временной спрессованности сюжетов, показывает непродолжительное по времени действие, важное для раскрытия конфликта произведения.

Важно удачно скомпоновать текстовый и изобразительный материал на полосе, на развороте, во всем издании. Композиционный строй издания определяет его эстетические достоинства и его значимость как явления книжного искусства, является инструментом выражения идейной направленности издания.

Иллюстрация для литературно-художественного произведения должна воздействовать на зрителя как полноценное художественное произведение, быть исполнена с высоким графическим мастерством, осознаваться как пластическая ценность. Также она должна быть органично "встроена" в книгу, став частью ее общей типографической архитектоники. Если у издателя нет возможности выполнить эти требования, то лучше отказаться от иллюстраций совсем.

Например, в популярных изданиях для массового читателя иллюстрации, кроме точности, доступности и информативности, должны быть и красивыми, что еще больше расположит читателя к книге.

В справочных изданиях важно выбрать правильный масштаб изображений, ракурсов, разрезов, цветовых решений, но главное - расположить иллюстрации так, чтобы их можно было быстро найти.

Наши рекомендации