Функции иллюстраций в изданиях
Произведения художественной литературы могут быть понятыми читателями и без иллюстраций, но всё-таки иллюстрации нужны. Они имеют большое значение в литературно-художественной книге, а именно:
- с помощью иллюстраций читатель может более полно познать литературный текст, правильно его истолковать, понять его смысл;
- иллюстрации помогают выявить основные идеи литератора;
- читатель с помощью графических изображений может яснее представить себе образы героев книг;
- иллюстрации повышают эмоциональное воздействие на читателя.
Выделяют три основные функции в изданиях: [2]
Информационная функция.
Текст и информация в издании постоянно соревнуются между собой, от редактора зависит, чему будет отдано предпочтение. При этом учитывается вид литературы, характер и задачи издания, читательский адрес.
Информация гуманитарного профиля лучше воспринимается в виде текста, а иллюстрации в некоторых случаях служат формой ее подачи или дополнением к ней.
Информационный эффект любой иллюстрации зависит от качества восприятия информации читателем. Редактор экономит различными способами время читателя, располагая иллюстративный материал таким образом, чтобы читатель мог быстро отыскать необходимую информацию[3]. Например, при подготовке справочного издания по техническим или естественным наукам редактор делит информационное пространство будущей книги на две части, иллюстративную и текстовую.
Часто удачнее будет заменить текстовое объяснение визуальным, что будет лучше для усвоения информации.
В свою очередь, рисунок в технических изданиях несет меньше информативности, чем чертеж или схема (в рисунке много деталей, которые не всегда важны). Считается, что лучше воспринимается перспективное изображение предмета. Информационная насыщенность и осмысленность каждой детали - залог успеха любой иллюстрации, графика, схемы.
Особенности восприятия графика:
- если нужно показать общий характер процесса, целесообразно давать график без системы координат;
- если с графика нужно считывать определенные значения, то система координат необходима;
- арифметический масштаб шкал графика всегда лучше логарифмического.
- число параметрических линий на графике при всех прочих равных условиях следует выбирать минимально возможным, чтобы уменьшить количество ошибочных считываний.
Общие закономерности в восприятии знаковых и буквенных обозначений:
- для издания предпочтительны знаки с "острым" начертанием;
- знаки более крупного начертания воспринимаются быстрее;
- затруднительно восприятие иллюстраций, перегруженных надписями, цифрами, буквенными обозначениями затрудняют восприятие;
- цвет может выполнять важную сигнальную функцию.
Эмоционально-психологическая функция.
Хорошие иллюстрации делают издание по-настоящему ценным. Выбирая издание, читатель всегда оценивает его визуальный ряд, состоящий из качества бумаги, шрифт, иллюстрации.
Есть несколько способов, которые могут упростить восприятие визуальной информации и называются эмоционально-психологической функцией:
- замена громоздкого текстового материала емким рисунком;
- чередование текста и рисунков, чтобы направить внимание читателя в нужное русло (сначала текст, потом рисунок);
- изобразительный материал на правой полосе привлекает больше внимания, чем на левой;
- удаляя или приближая материал к зрительному центру полосы, момент восприятия информации также удаляется или приближается, подчеркивая тем самым его второстепенность или важность.
Иллюстрации - являются одним из факторов, обеспечивающие целостность композиции. От их количества, качества, размера, единства техники исполнения зависит звучание всего ансамбля книги. Соразмерность и созвучность всех частей издания будут определять его эстетическую ценность в целом.
Эстетическая функция.
Изобразительный материал в книге является предметом искусства, а также элементом книги, который с другими элементами книги образует единый ансамбль, формируют его эстетический образ.
Книжная иллюстрация отличается от других графических и живописных изображений тем, что создается для текста, на основе текста и наиболее полно раскрывается только в контексте книги. Ее отличие заключается также в особой временной спрессованности сюжетов, показывает непродолжительное по времени действие, важное для раскрытия конфликта произведения.
Важно удачно скомпоновать текстовый и изобразительный материал на полосе, на развороте, во всем издании. Композиционный строй издания определяет его эстетические достоинства и его значимость как явления книжного искусства, является инструментом выражения идейной направленности издания.
Иллюстрация для литературно-художественного произведения должна воздействовать на зрителя как полноценное художественное произведение, быть исполнена с высоким графическим мастерством, осознаваться как пластическая ценность. Также она должна быть органично "встроена" в книгу, став частью ее общей типографической архитектоники. Если у издателя нет возможности выполнить эти требования, то лучше отказаться от иллюстраций совсем.
Например, в популярных изданиях для массового читателя иллюстрации, кроме точности, доступности и информативности, должны быть и красивыми, что еще больше расположит читателя к книге.
В справочных изданиях важно выбрать правильный масштаб изображений, ракурсов, разрезов, цветовых решений, но главное - расположить иллюстрации так, чтобы их можно было быстро найти.