Ф.Шакирова, учитель истории школы № 9.
Мировоззренческие взгляды ананьинцев
Шакирова Ф.К. Мировоззренческие взгляды ананьинцев. «Новая Кама» от 24 февраля 1998 г.
Живя у колыбели древней цивилизации, мы тем не менее мало что знаем о наших далеких предках. Редакция решила восполнить этот пробел, воспользовавшись дипломной работой руководителя ГМО, учителя истории Ф.К. Шакировой, которую она написала к окончанию трехгодичных курсов по истории мировой художественной культуры.
Темой ее диплома стало разносторонее исследование особенностей ананьинской культуры. В конце 80-х – начале 90-х гг., когда под руководством доцента ЕГПИ Е.И.Корепанова велись археологические раскопки на Луговском могильнике, наша газета не раз публиковала его научные статьи, в которых рассказывалось о различных сторонах жизни и деятельности ананьинцев. В связи с этим мы решили отобрать в работе Ф.К. Шакировой по преимуществу незнакомую нашим читателям информацию.
В области мировоззрения ранних ананьинцев прослеживаются яркие интересные черты. В их основе лежат представления о том, что окружающий мир по вертикали состоит из трех сфер или «миров» - верхнего, среднего и нижнего (или подземного), а по горизонтали из четырех сторон света. Натурфилософия включала также воззрения о роли солнца как источника жизни, о живой материи и разнообразии форм окружающего мира, состоящих из трех составляющих природы: человека, животных и растительности.
Верхний, или небесный мир был обителью божеств и местом обитания птиц. В нем жили Солнце и Луна. Солнце считалось важнейшим божеством, дающим тепло и жизнь. Образ верховного женского божества - космической богини – сохранился с эпохи матриархата. Традиции в представлениях о ней были настолько сильны и глубоки, что сведения о космической богине дошли до нас в языческих верованиях мари (Мать Солнца) ии удмуртов (Шундры Мумы. Т.е. также Мать Солнца). Ананьинцы поклонялись небу, у них существовали представления об антропоморфных (человекообразных) божествах, прообразы которых найдены в Горбунковском и Шигирском торфяниках, а отголоски о них сохранились в этнографии финно-угорских народов Прикамья.
Религиозные церемонии совершались в жертвенных местах разного значения. Самыми главными среди них были родовые жертвенные места, где происходило поклонение родовым божествам – предкам. Идолы на жертвенниках, как полагают ученые, были деревянными в виде человекоообразных существ, животных или растений.
«Средний» мир был населен людьми и животными. В жилищах ананьинских поселений находят женские статуэтки – глиняные фигурки, большей частью расположенные поблизости от очага.
На фигурках в виде орнамента и налепов прорисованы детали одежды. По ним можно судить о том, что женщины носили одеяния, похожие на плащи. Вышивкой, цветной материей или мехом они украшали длинные платья или рубашки с поясом. Носили также передники, нагрудные украшения и ожерелья. Голова на статуэтках дается в виде небольшого выступа, а черты лица совсем не показаны. Возможно, эти фигурки являлись божествами – покровительницами домашнего очага.
«Нижний» мир был заселен, по представлениям ананьинцев, бежествами подземного мира. Так также жили умершие предки. Ананьинцы полагали, что умершие, перейдя в загробный мир, не порывали связи с оставшимися в живых. Согласно верованиям пермских народов Прикамья, умершие предки приобретали таинственную власть над живыми и их надо было почитать и приносить им жертвы.
Большинство погребенных в ананьинских могильниках ориентировано ногами к реке. Вода считалась медиатором, то есть посредником между «средним» и «нижним» мирами. У удмуртов сохранилось название ольхи, растущей по берегам рек – «луп-пу», то есть «душа дерева». Вниз по течению реки отправлялись в потусторонний мир и души сородичей, поэтому становится понятным название ольхи: это дерево-свидетель, связанный с переходом душ в «нижний» мир. Там сородичи вели такой же образ жизни, как и в «среднем» мире, поэтому их снабжали едой и питьем в сосудах, а в соответствии с социальным рангом, авторитетом и родом занятий клали сопровождающий инвентарь: воину – оружие, кузнецу и металлургу – соответствующие инструменты, женщинам иглы в игольницах, украшения и другие вещи.
Важным центром, объединяющим все три сферы, являлось «мировое древо», которое проходило через все «миры»: корни его находились в «подземном мире», ствол – в «среднем», а кровля в «верхнем». Оказательством являются изображения «мирового дерева» на пряслицах и других вещах. Такие находки на стоянках эпохи бронзы в Прикамье показывают, что образ «мирового дерева» в крае существовал еще во II тыс. до н.э. Это была своеобразная ось, по которой осуществлялась связь между тремя мирами.
Ф.Шакирова, учитель истории школы № 9.
Архитектура
И искусство ананьинцев