Тема 1. Первобытное искусство на Европейском и Африканском континентах.
Росписи палеолитических пещер. Проблема стиля. Образ зверя в первобытном искусстве. Изображение – знак – символ. Принцип построения композиции (приемы палимпсеста).
Тема 2. Периодизация с учетом последних данных науки: палеолит, мезолит, неолит.
Ранние формы строительства (неолит): оборонительные сооружения (Иерихон, Чатал-Гююк, Кхерокития). Комплекс Стоунхенджа – древнейшая обсерватория мира.
Тема 3. Проблемы стиля.
Сюжетные и ритуальные композиции. Первобытные «Венеры». Пещеры: Пернон-Пер, Гарга, Ла Грез, Ла Мадлен, Альтамира, Фон де Гом, Комбарелль и др.
Тема 4. Ранние формы строительства: мегалитические сооружения.
Мегалитические сооружения на территории Великобритании, Франции, Испании (менгиры, дольмены, кромлехи).
Раздел 2. Цивилизация Древнего Египета.
Тема 5. История изучения Древнего Египта.
Дешифровка иероглифической письменности Шампольоном. Хронология.
Тема 6.Додинастический и раннединастический периоды.
VI – IV тыс. до н.э.
Истоки древнеегипетской культуры догосударственного образования. Культуры: Тасса, Меримде-Салами, Бадари, Нагада I, Нагада II и др. Понятие типологии культур. Принцип построения композиций (Arbor mundi – концепция «мирового древа»).
Тема 7. Истоки древнеегипетского искусства: формирование принципов канона.
Палетка фараона Нармера (3000 г. до н.э.). Локальная сущность канонических типов композиций. Принцип пропорционирования фигур в круглой скульптуре и рельефе.
Тема 8.Принцип периодизации Египетской культуры. Монументальное строительство от мастабы к пирамидам.
Принцип периодизации: Раннее царство, Древнее царство, Среднее царство, Новое царство, Поздний период, Эллинизм.
Заупокойный ансамбль фараона III династии Джосера. Комплекс пирамид в Гизе. Архитектура V-VI династий. Солнечные храмы. Роль заупокойного храма в ансамбле пирамид V-VI династий. Тексты пирамид. Основные канонические типы фигур: трансформация трехмерного изображения в двумерное.
Тема 9. Основные канонические типы композиций в круглой скульптуре и рельефах.
Стоящие во весь рост фигуры – исходный канонический тип. Производные типы: тронные изображения, коленопреклоненные фигуры, композиции писцов, иконография сфинксов.
Тема 10. Проблема портрета и его ритуальная сущность.
Субстанции ба, ка, рен, и ах. Их роль в портрете, проблемы передачи портретного сходства. Гизехские головы (IV дин.). Рельефы и росписи гробниц Древнего царства – мастабы Ти, Птаххотепа, Мерирука и др.
Тема 11. Произведения малой пластики; принцип декоративности в искусстве.
Погребальная утварь (сосуды из камня и керамика). Металлопластика.
Тема 12. Первый период распада. Проблема традиций канона в переходной эпохе.
Нестабильный период египетской истории. Сохранение традиций при утрате отдельных компонентов, составляющих понятие канона – нарушение пропорциональной соразмерности. Отсутствие памятников крупных форм, нивелирование портретных черт в памятниках скульптуры. Оценка Манефоном эпохи распада Египта.
Тема 13. Эпоха Среднего царства. Столичное искусство Фив и провинциальных центров.
Возвышение Фив, объединение Египта. XI династия фараонов Ментухотепов. Заупокойный ансамбль в Дейр эль-Бахри. Новые принципы архитектуры: появление пилонов, хаторических колонн. Скульптурный портрет – преобладание человеческого начала над обожествленным.
Тема 14. Изменение мировоззренческих позиций в эпоху XI-XII династий.
Изменение мировоззренческих позиций в эпоху XII династии правления фараонов Сенусертов и Аменемхетов. Литературные тексты: появление жанра автобиографий, речений. «Разговор разочарованного со своим духом», «Песнь арфиста», «Речения Ипусера», «Историческая повесть о Синухете». Ритуальные Тексты саркофагов. Малая пластика.