Раздел 1. Введение. Первобытное искусство.

Тема 1. Введение. Основные понятия и термины. Виды и жанры искусства. Роль искусства в истории цивилизации. Эстетические концепции. Виды и жанры искусства.

Современная система искусств выражает сложность и многообразие жизни. Главная цель искусства – это познание реальности. «Коль скоро реальность непознаваема, то единственный способ ее познать – это изменить ее». Культура и виды искусства – это структурные модели, посредством которых человек создает свою модель реальности.

Целостность познания человека не может быть достигнута ни одним каким-либо видом искусства. Конкретное историческое время или эпоха ставит доминантой определенный вид или жанр искусства.

Тема 2. Первобытное искусство

Культура первобытного общества; история предметного мира. Освоение и использование различных природных материалов от глины и камня до драгоценных металлов в изготовлении предметов быта и искусства.

Функции первобытного искусства. Искусство палеолита - хронологические рамки и его периодизация. Деление искусства на монументальное (гравировки, барельефы, живопись на стенах пещер и гротов) и мобильное (декорированные изделия из кости, рога, камня, статуэтки). Наскальные росписи (пещеры Альтамира, Ласко). Пещерные росписи на территории западной Европы. Выделение мезолита в археологической периодизации - как эпохи среднего каменного века. Мезолитическая живопись Испанского Леванта. Мезолит Северной Европы. Термин «неолит» и его значение, хронология. Переход к производящим формам хозяйства. Появление керамики - новые технологические процессы. Петроглифы, скульптура. Принципы стилизации. Развитие орнамента и его связь с освоением ритмических структур. Эволюция изобразительных форм. История открытия памятников первобытного искусства. Первобытное искусство и современность.

Тема 3. Искусство древних цивилизаций. Египет. Месопотамия. Эгейский мир. Общая характеристика искусства Древнего Египта. Географическое положение, периодизация. Искусство Древнего царства (XXVIII-XXIV вв. до н.э.). Расцвет монументального зодчества. Архитектор Имхотеп - заупокойный ансамбль фараона Джосера. Ступенчатые пирамиды. Великие пирамиды Гизе, их конструкции, пропорции «золотого сечения». Устройство и декор заупокойных храмов. Скульптура, ее ритуальное значение. Каноны, система пропорций. Статуи фараонов Хефрена, Микерина, писцов и др. Два типа рельефов - барельеф и врезанный рельеф. Использование цвета. Искусство Среднего царства (ХХIII-XVII вв. до н.э.). Появление новых конструктивных решений в архитектуре. Эволюция стиля в скульптурном портрете (выявление индивидуальных черт, выработка характерных стилистических приемов). Статуи фараонов Сенусерта III, Аменемхета III. Стенописи Среднего царства.

Искусство Нового царства (XVI-XI вв. до нашей эры).

Синтез искусств в храмах Нового царства. Храмы Амона в Луксоре, царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари. Храмовая скульптура, рельефы. Новые композиционные принципы искусcтва: передача движения, декоративное осмысление монументальных форм архитектуры. Увеличение значения стенных росписей. Понятие декоративности в росписях. Скульптура и рельефы. Комплекс памятников из гробницы фараона Тутанхамона. Оформление гробницы, произведения прикладного искусства из этого комплекса.

Месопотамия. Зиккураты - типичные сооружения культовой архитектуры (зиккураты в Уре конца III тыс. до н.э., в Чога-Замбиле середины II тыс. до н.э. и в Борсиппе I тыс. до н.э.). Дворец в Кише – первый пример соединения светского здания и крепости. Сырцовое кирпичное строительство. Архитектурная организация пространства. Рельефы. Стилистические особенности, символика. Повествовательность в искусстве Шумера. Способ передачи образа человека, зарождение канона. Искусство Ассирии.

Город Дур-Шаррукин и дворец царя Саргона II. Придворное искусство. Скульптура и рельефы. Канон как организующее начало в искусстве Ассирии. Проблема расположения фигур и предметов в пространстве. Ярусные фризы.

Вавилон: «ворота богини Иштар» и «дорога процессий». Применение глазированного кирпича в декоре.

Искусство Ирана эпохи Ахеменидов. Пасаргады, Персеполь.

Эгейский мир. Общая характеристика культуры Эгейского мира. Географическое положение. Хронологические рамки. Периодизация. Элладская материковая культура. Микенское царство. Раскопки Трои Генрихом Шлиманом. Минойская культура. Специфические различия культуры Крита и материковой Греции. Особая роль Крита в истории эгейского мира. Периодизация критской культуры. Особенность географического положения критской цивилизации. Деятельность Артура Эванса. Древнейшая культура Кикладских островов. Раннеминойский период на Крите. Керамика. Среднеминойский период. Образование централизованного государства под властью Кносса. Первые ансамбли дворцов в Кноссе. Критская живопись. Росписи тронного зала. Живопись позднеминойского периода. Расцвет прикладного искусства. Ювелирное искусство, керамика. Стиль «камарес». Культура ахейской греции. Древние акрополи в Микенах, Тиринфе, Пилосе. Погребальные сооружения. Шахтовые гробницы. Прикладное искусство ахейцев. Художественная обработка оружия. Воздействие Эгейской культуры на сложение и дальнейшее развитие античной культуры.

Тема3. Искусство Древнего Востока. Специфика исторического развития Индии. Связь искусства с народной мифологией и религиозными представлениями. Неразрывная связь архитектуры, скульптуры и живописи. Своеобразие архитектуры Индии. Типы культовой архитектуры: ступа, пещерные и башнеобразные храмы. Монолитные столбы – стамбха. Ансамбли пещерных храмов – чайтьи и вихара Аджанте. Планировка и конструкция. Роль скульптуры в архитектурном ансамбле храмов. Значение искусства Индии.
Китай. Непрерывность развития культуры, прочная преемственность традиций. Прогрессивная роль канона в китайском искусстве. Расцвет искусства Китая. Архитектура, культовая и гражданская. Пагоды, дворцы, монастыри, деревянные дома – киоски. Великая Китайская стена. Значение китайской культуры и искусства.

Раздел 2. Античное искусство.

Тема 1. Искусство Древней Греции. Место древнегреческого искусства в культуре человечества.

Эгейская культура как связующее звено между востоком и Древней Грецией.
Искусство гомеровского периода (XI—VIII вв. до н. э.).

«Геометрическая» керамика. Архитектонический характер ваз. Связь их структурной формы с принципами построения архитектуры и скульптуры. Статичность. Умозрительность, логическая последовательность в создании форм искусства. Деревянная скульптура.

Греческое искусство периода архаики (VII—VI вв. до н. э.). Образование городов-государств. Республиканский образ правления. Развитие архитектурной системы и монументальной скульптуры. Сложение ордерной системы, основанной на началах ясной и целесообразной архитектоники несущих и несомых частей. Дорический и ионический ордеры. Типы греческих храмов: храм в Антах, простиль, амфипростиль, периптер. Архаическая скульптура. Типы статуй. Значение материала в скульптуре. Типы ваз. Стили росписи керамики.
Греческое искусство периода классики (V—IV вв. до н. э.). Ранняя классика (490—450-е гг. до н. э.). Слияние в искусстве живой чувственной непосредственности и рациональной конструктивности. Фронтонные композиции (храм Афины Афайи на острове Эгина). Скульптура («Дельфийский возничий», «Зевс-громовержец»). Постепенное овладение пространством в скульптуре, развитие движения. Вазопись.

Высокая классика (450—410-е гг. до н. э.). Расцвет Афин времени Перикла. Ансамбль афинского Акрополя — одна из вершин мировой культуры. Синтез искусств. Архитектура и природа. Фидий и его школа. Скульптура Парфенона. Создание физического и духовного идеала классики в произведениях Мирона («Дискобол») и Поликлета («Дорифор»). Вазопись.

Поздняя классика (конец V—IV вв. до н. э.). Пелопоннесские войны. Начало кризиса полиса. Утрата идеала свободного гражданина. Утрата гармонии жизни, ослабление духа гражданской героики. Передача в скульптуре противоречивых переживаний человека. Творчество Скопаса («Менада»), Прак-сителя («Гермес с Дионисом»), Лисиппа («Апоксиомен», «Портрет Александра Македонского»). Архитектура (Галикарнасский мавзолей, театр в Эпидавре). Вазопись. Коринфский ордер.

Искусство эллинизма (III—I вв. до н. э.)

Крушение державы Александра Македонского. Сочетание восточной и греческой форм общественного устройства. Утрата Грецией политического и экономического значения. Распространение традиций классического греческого искусства на территории эллинистического мира. Противоречивость и многоплановость культуры эллинизма. Основные черты эллинистического искусства. Центры эллинистической культуры (Пергам, Александрия, Родос, Греция). Характеристика искусства этих школ. Искусство Северного Причерноморья.

Тема 2. Искусство Древнего Рима.

Общая характеристика искусства Рима в античную эпоху, периодизация. Архитектура Древнего Рима. Ордерная система. Применение четырех ордеров. Основные строительные материалы. Появление свода. Акведуки. Пантеон в Риме. Колизей. Триумфальные арки. Термы.

Скульптура античного Рима. Римский скульптурный портрет. Стенная живопись и интерьер древнеримского дома. «Золотой дом» Нерона. Архитектура Помпеи. Прикладное искусство.

Наши рекомендации