Тема 2.Первобытное искусство.

Слова для глоссария: ИЗО, жанр, иерархия, аллегория, монументальный, станковый, мозаика, витраж, фреска, энкаустика, сграффито, эстамп, гравюра, рельеф, барельеф, горельеф, аллегория, конклюзия, пейзаж, ландшафт,ведута, натюрморт, ванитас, марина, стаффаж.

Тема 2.Первобытное искусство.

Помимо периодизации и этапов развития человеческого общества, говоря о развитии видов искусства необходимо связать изменения и развитие сюжетов изображений с выразительными средствами. Например, схематизм фресок мезолита связан с усилением информативности изображаемых сюжетов.

Обязательный изобразительный ряд: «макароны», фрески Альтамиры, росписи пещеры Ляско, женская статуэтка из Виллендорфа, рисунок на камне из Лимейля, Стоунхендж, аллея менгиров в Бретани, «каменные бабы», Кикладские идолы, трипольские сосуды.

Слова для глоссария: тотем, мегалит, менгир, дольмен, кромлех.

Тема 3. Искусство Древнего Египта.

Связь религиозных представлений и искусства, возникновение канона и специфических средств выражения, связь композиции архитектурных сооружений и ансамблей с обрядами и верованиями. Развитие и изменения выразительных средств в различных этапах (царствах). Типы храмов, элементы планировки.

Изобразительный ряд : паллеты для растирания красок, плита фараона Нармера, мастаба, пирамида Джосера, ансамбль Великих пирамид, статуя вельможи Каапера, статуя писца Каи, парная статуя Рахотепа и его супруги Нофрет, статуя Хефрена, храм Хатшепсут, росписи в Бени-Хасане, ансамбль Карнака и Луксора, портретные статуи Нефертити и Эхнатона, рельефы периода Амарны, саркофаг Тутанхамона, храм Рамсеса 2 в Абу-Симбеле, рельеф из Мемфиса «Плакальщики».

Слова для глоссария : канон, палетта, ном, мастаба, пандус, колонна, капитель, пилон, обелиск.

Тема 4.Искусство стран Передней Азии.

Значение культуры и искусства Двуречья в истории мировой цивилизации. Особенности строительства и архитектуры и их связь с природными условиями в Шумере. Ассирийские города-крепости ( Дур-Шаррукин, дворец Ашшурбанапала).Нововавилонское искусство.

Изобразительный ряд: Зиккурат в Уре, «Стела коршунов», богиня из Урука, статуя Гудеа из Лагаша. Скульптуры «адорантов», дворе Саргона 2 в Дур-Шаррукине, «шеду», рельефы дворца Ашшурбанапала ( раненая львица),Врата Иштар.

Слова для глоссария: зиккурат, адорант, шеду.

Тема 5. Эгейское искусство.

Связь искусства Востока и Древней Греции в эгейской культуре. Троя, города Крита, Тиринф, Микены. Особенности планировки, строительных приемов. Живопись, декоративно-прикладное и ювелирное искусство.

Изобразительный ряд:«Маска Агамемнона», Кносский дворец, фрески Кносса («Парижанка», таврокатапсия, собиратель шафрана ), Кикладские идолы, Львиные ворота, вазы стиля «камарес».

Слова для глоссария: лабрис, иррациональная колонна, таврокатапсия, «циклопическая кладка», ложный свод, мегарон, акрополь, толос.

2 год обучения.

Тема № 7. Рим.

Особенности римского мировосприятия : документальная точность (веризм), суровый реализм, практицизм, культурное многообразие, этрусское и греческое взаимопроникновение в местные культуры. Ведущая роль римского портрета, его происхождение от посмертной маски. Новая эпоха мирового зодчества, инженерные достижения строительства, градостроительство, создание специфических архитектурных форм ( ордерная аркада, сводчатые конструкции, применение водоупорного римского бетона).

Республика: оборонительные сооружения, дороги, виадуки, акведуки, применение тосканского ордера, типы храмов, жилая застройка, четыре типа декоративных росписей, скульптура.

Изобразительный ряд: Аппиева дорога, акведук Аппия Клавдия, акведук Марция, клоака Максима, храм Сибиллы в Тиволи, храм Фортуны Вирилис в Риме, дом Пансы, росписи дома Фавна, росписи виллы Мистерий, росписи дома Ливии, росписи дома столетней годовщины, «капитолийская волчица», «Брут», тогатус, стела Вибия и его семьи, голова Цезаря.

Термины для глоссария: веризм, акведук, виадук, клоака, подий, форум, атриум, тогатус.

Империя: «августовский классицизм», облик Рима как мировой столицы, строительство форумов, триумфальных сооружений, амфитеатры, термы, базилики. Скульптура (рельефы, портреты ) -острая характеристика, пластическая выразительность. Фаюмский портрет.

Изобразительный ряд: храм в Ниме, Арка Тита, Гардский мост, амфитеатр Флавиев, Пантеон, колонна Траяна, Август из Прима Порте, портрет Люция Юкунда, портрет римлянки, конная статуя Марка Аврелия, портрет императора Каракаллы, портрет Филиппа Аравитянина, портрет молодого человека в золотом венке ( фаюм).

Термины для глоссария: кассеты свода, амфитеатр, экседра, термы, базилика, неф, апсида, некрополь, восковая и чистая темпера.

Тема № 8. Византия.

Учение о двойственности мира (дуализм), строгая иерархия централизованного государства, вся мощь античного наследия, художественные традиции эллинизма, совмещение императором государственной и церковной власти. Развитие типов храмов (5-7 вв.): базилика (Сант Аполинаре Нуово в Равенне) , центричный (Сан-Витале в Равенне), купольная базилика (св. Софии в Константинополе). Иконография настенных росписей и мозаик, сюжеты. Иконоборчество ( 726-843). Монастыри, крестово-купольные храмы ( 9-13вв.). Живопись – от античных фресок в катакомбах - до иконографического канона ( на примере Владимирской богоматери (Умиление)).

Значение искусства Византии .

Термины для глоссария: дуализм, икона, обходная галерея, крестово-купольный храм, смальта, церковная иерархия.

Слова для глоссария: Ринашименто ( от итал.), Ренессанс (фр.), баптистерий, капелла, кондотьер, Проторенессанс, Маньеризм, Академия.

Изобразительный ряд: Джотто - фрески Капеллы дель Арена в Падуе, Брунеллески – купол собора Санта –Мария дель Фьоре, Капелла Пацци во Флоренции; Альберти, Росселино – Палаццо Ручеллаи во Флоренции; Гиберти - Восточные двери флорентийского баптистерия; Донателло – Давид, конная статуя кондотьера Гаттамелаты в Падуе; Мазаччо – фрески капеллы Бранкаччи церкви Санта- Мария дель Кармине во Флоренции; Андреа дель Кастаньо – фрески виллы Пандольфини; Паоло Учелло – итва при Сан-Романо; Пьеро делла Франческа – портрет урбинского герцога Федериго да Монтефельтро, фрески церкви Сан-Фраческо в Ареццо, Филиппо Липпи – Мадонна под вуалью;

Эти важнейшие течения в искусстве 17 века развивались не изолированно, а в непосредственной связи, нередко в пределах одной национальной школы и даже в творчестве одного и того же мастера. Параллельное развитие различных тенденций художественной культуры 17 века сопровождалось не только их борьбой, но часто и взаимным слиянием и взаимопроникновением.

Глоссарий: барокко, классицизм, реализм.

Италия 17 века.

Родина барокко — Италия, где в выдающихся художественных центрах (Риме, Мантуе, в меньшей степени — в Венеции и Флоренции) произвели первые образцы барокко в архитектуре, скульптуре, живописи.

Архитектура - Лоренцо Бернини, Франческо Борромини.

Живопись Италии XVII века

Первое направление академическое, оно связано с именами семьи художника Карраччи. Лодовико Карраччи, его двоюродные братья Агостино и Аннибале основали в Больнье Академию живописи. Опираясь наЖивопись

достижения мастеров Возрождения, Карраччи создали разновидность алтарной картины . Наиболее известен стал Аннибале, выполнявший портреты, религиозные композиции, жанровые и героические пейзажи. "Автопортрет" Аннибале Карраччо замечателен неожиданно точным и неприукрашенным изображением натуры.

Последователи Карраччо - Г. Рени, Ф. Альбани, Доменико, Гверчино . Однако стоит отметить некоторые "неакадемические" черты в их творчестве. Теплым чувством согреты многие образы Гвидо Рени ("Иосиф с младенцем Христом на руках").

Смелый новатор и основоположник реалистического направления в итальянской живописи XVII века - Микеланжело Караваджо (1573 — 1610), которого можно причислить к крупнейшим мастерам этого времени. Миф, легенда и аллегория живут в его творчестве. Но он с огромным интересом смотрит вокруг, обращается к рядовому и жизненному. « Каждая картина, что бы она ни изображала и кем бы ни была написана, — утверждал Караваджо, — никуда не годится, если все ее части не исполнены с натуры; этой наставнице нельзя ничего предпочесть”. И еще: «...художник — стоящий человек, если он умеет хорошо писать и хорошо передавать натуру».

Новаторские черты творчества - энергичные контрасты света и тени, предельная рельефность.

Исключительно ярко дарование неаполитанца Сальватора Розы - мастера психологической характеристики.

Монументальная живопись: Пьетро да Кортона, Андреа Поццо.

Изобразительный ряд: церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане Ф.Борромини; колоннада собора Св.Петра , балдахин собора Св. Петра. « Экстаз святой Терезы», «Давид» - Л.Бернини; «Юноша с лютней», « Призвание апостола Матфея», «Обращение Павла», «Успение Марии» - Караваджо; «Святой Себастьян» Гвидо Рени.

Искусство Франции 17 века.

В XVII столетии во Франции установилась особая форма государственного устройства, названная позднее абсолютизмом. Знаменитая фраза короля Людовика XIV (1643—1715 гг.) «Государство — это я» имела под собой весомое основание: преданность монарху считалась верхом патриотизма. Королевской власти подчинялась и религиозная жизнь страны.

Архитектура: Луи Лево, Жюль Ардуэн-Мансар, Андре Ленотр, Жюль Арлуэн-Мансар, Клод Перро – ансамбль Версаля.

Скульптура Во второй половине XVII в. классицизм стал официальным придворным стилем. От скульптуры, которая украшала дворцовые залы и парковые аллеи грандиозных королевских резиденций), требовались торжественность и пышность. Мастера стремились к эффектным, выразительным решениям, монументальным формам. Франсуа Жирардон, Антуан Куазевокс, Пьер Пюже.

Живопись: В начале XVII столетия основным центром развития живописи во Франции был не Париж, её столица, а восточная провинция Лотарингия и её главный город Нанси. Жорж де Латур (1593-1652) Луи Ленен (между 1600 и 1610—1648),

Графика: Жак Калло (1592 или 1593—1635)

Никола Пуссен - основоположник классицизма,крупнейший представитель и его теории, писал: «Живопись есть не что иное, как изображение духовных понятий, хотя и воплощенных в телесных фигурах.» Этому полностью соответствовали и средства художественного выражения классицистической живописи, которая отдавала предпочтение пластике и линейно-графическому началу. Отношение классицизма к цвету и живописности прекрасно выражено кратким определением Пуссена, звучащим как афоризм: «...краски в живописи — словно приманка.»

Клод Лоррен (1600—1682) – новое содержание классического пейзажа .

Глоссарий: абсолютизм, партерный парк

Изобразительный ряд: Жак Калло серии офортов «Бедствия войны»;Луи Ленен«Семейство молочницы»;Жорж де Латур«Магдалина со свечой и зеркалом», «Св. Себастьян и святые жены»;Никола Пуссен«Танкред и Эрминия», «Царство Флоры», «Спящая Венера», «Аркадские пастухи» — «Et in Arcadia ego« («И я был в Аркадии»),«Пейзаж с Полифемом»,цикл картин «Времена года»; Клод Лоррен«Отплытие святой Урсулы»;Шарль Лебрен(1619—1690) – росписи Версаля; ансамбль Версаля(архитекторы Луи Лево, Андре Ленотр, Жюль Ардуэн-Мансар), арх. Перро - Восточный фасад Лувра,Габриэль –Малый Трианон ,Пьер Пюже «Милон Кротонский»,Персей и Андромеда; Франсуа Жирардон - « Апполон и нимфы», гробница кардинала Ришелье; Антуан Куазевокс – «Меркурий верхом на Пегасе», портрет Людовика 1V.

Изобразительный ряд: Эль Греко - «Апостолы Петр и Павел», «Погребение графа Огргаса», «Толедо в грозу», портрет поэта О.Парависино; Сурбаран - «Святая Касильда», «Отрочество Марии», «Натюрморт с четырьмя сосудами»; Веласкес - «Трактирщик», «Менины», «Сдача Бреды», «Пряхи», портрет папы Иннокентия Х, «Инфанта Маргарита», «Венера с зеркалом».

 
 
 

Искусство Фландрии

В XVII в. художественные традиции нидерландского искусства продолжались во Фландрии и Голландии. На их основе сложились родственные, но самобытные фламандская и голландская школы живописи. Причиной такого разделения послужила драматическая история Нидерландов во второй половине XVI в. Северные провинции Нидерландов, завоевавшие в борьбе против испанского владычества независимость, образовали Голландскую буржуазную республику. Феодальное дворянство южных провинций Фландрии вместе с крупной буржуазией пошло на компромисс с испанской монархией — во Фландрии сохранялся испанский протекторат, господство католической церкви, феодальные порядки..Семнадцатый век был временем создания национальной х удожественной школы живописи Фландрии. Как и в Италии, господствующим направлением здесь стало барокко. Однако фламандское барокко во многом существенно отличается от итальянского, получают развитие реалистические черты.

Особенности художественной культуры Фландрии — жажда познавания мира, народность, жизнерадостность, торжественная праздничность — с наибольшей полнотой выразились в живописи. Фламандские живописцы, такие художники как Питер Пауль Рубенс, Антонис ван Дейк, Якоб Иорданс, Давид Тенирс Младший и другие, запечатлели в своих полотнах опоэтизированную чувственно-материальную красоту природы и образ цельного сильного человека, исполненного здоровья, неиссякаемой энергии. Задача украшения родовых замков, дворцов аристократии и богатого городского патрициата, а также католических храмов способствовала широкому распространению в живописи мощного декоративизма, основанного на колористических эффектах.

Фландрия — страна крестьянства — славилась возникшими еще в средневековье своеобразными формами народной праздничной культуры, в которой ярко проявлялся культ природы, стихийных могучих сил человека, связанных с прославлением плодородия. Массовые карнавальные действа, свадьбы, игры, празднества бобового короля были излюбленными в народе. Они порождали образы и темы, ставшие типичными для фламандской живописи 17 столетия, оттеснявшими религиозную живопись с ее догматическим католическим содержанием.

Глава фламандской школы живописи – Питер Пауль Рубенс. (1577—1640). В его творчестве ярко выражены и мощный реализм и национальный своеобразный вариант стиля барокко. Всесторонне одаренный, блестяще образованный, Рубенс рано созрел и выдвинулся как художник огромного творческого размаха, искренних порывов, смелых дерзаний, бурного темперамента. Прирожденный живописец-монументалист, оформитель театральных зрелищ, график, архитектор-декоратор, талантливый дипломат, владевший несколькими языками, ученый-гуманист, Рубенс пользовался почетом и славой при княжеских и королевских дворах Мантуи, Мадрида, Парижа, Лондона, писал огромные полотна, которых не знали нидерландцы в 16 веке. Монументальные алтарные композиции Рубенса органически включались в барочную пышность церковного интерьера, захватывали зрелищностью, интенсивностью стиля, напряженными ритмами («Снятие с креста», 1611—1614, Антверпен, Собор).Рубенс был большим мастером картин на мифологические и аллегорические темы. Традиционные образы народной фантазии давали ему повод для изображения героических чувств и подвигов. Подобно античным мастерам, Рубенс видел в человеке совершенное создание природы. Отсюда особый интерес художника к изображению живого человеческого тепа. Он ценил в нем не идеальную красоту, но полнокровную, с избытком жизненных сип. Рассказы о подвигах античных богов и героев — свободные импровизации Рубенса, посвященные

прославлению красоты жизни.Со второго десятилетия 17 века усиливается драматическая динамика композиций Рубенса- («Похищение дочерей Левкиппа»).Рубенс часто обращался к темам борьбы человека с природой, к сценам охоты: «Охота на кабана» , «Охота на львов» .Живописное дарование Рубенса достигло расцвета в 1620-е годы. Цвет стал основным выразителем эмоций, организующим началом композиций. Рубенс отказался от локального цвета, перешел к тональной многослойной живописи по белому или красному грунту, сочетал тщательность моделировки с легкой эскизностью («Персей и Андромеда», портрет камеристки инфанты Изабеллы, эскизы к циклу « Жизнь Марии Медичи»). С 1630-х годов начался поздний период художественной деятельности Рубенса- «Портрет Елены Фоурмен с детьми», «Шубка», «Крестьяне, возвращающиеся с полей» . В дальнейшем творчество Рубенса оказало огромное воздействие на развитие европейской живописи.

Антонис ван Дейк – ученик Рубенса , созатель типа блестящего аристократического, интеллектуального портрета. Последние десять лет проработал в Англии, оказал огромное влияние на дальнейшее развитие английской и европейской портретной живописи.

Якоб Иорданс – своеобразие творчества в трактовке мифологических тем в жаровом плане, его связи со старыми нидерландскими традициями реализма – «Праздник бобового короля», «Сатир в гостях у крестьянина».

Фламандский натюрморт. В 17 веке натюрморт утвердился как самостоятельный жанр. Фламандские «лавки живности» поражают шумной жизнерадостностью и праздничной декоративностью. Полотна, крупные по размерам, яркие по колориту украшали дворцы и замки знати.

Крупным мастером монументального декоративного натюрморта из даров природы и «охотничьих сцен» был друг Рубенса живописец Франс Снайдерс (Снейдерс) (1579—1657). Натюрморты художника Снайдерса — это сказочно-щедрое изобилие различной снеди. Сочные плоды, овощи, битая птица, олени, кабаны, морские и речные рыбы нагромождены горами на больших дубовых столах кладовых и лавок («Натюрморт с лебедем», Москва, Государственный музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина), заполняя все живописное пространство — предметы заслоняют друг друга, свисают со столов и надают на пол. Яркие контрастные краски, разнообразные фактуры выделяют их на нейтральном фоне, выявляют их декоративные качества. Выполненная Франсом Снайдерсом серия «лавок» для загородного охотничьего дворца архиепископа Триста в городе Брюгге (1620-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж) ярко характеризует его творчество.

Наряду с монументальной живописью во Фландрии развивалась

станковая, сложившаяся на основе традиций нидерландской живописи 16 века. Ведущее место в ней занял бытовой жанр, в котором проявилось острокритическое отношение фламандских художников к окружающей жизни и официальному искусству, нашли также отражение интимные настроения и стороны жизни нидерландского народа.Наиболее демократическое направление фламандской живописи 17 века представляло творчество Адриана Браувера (Брауэр) (1605—1638), ученика Франса Хальса. Браувер писал небольшие картины, продолжая в них гротескно- юмористическую традицию жанровой живописи Питера Брейгеля. В отличие от Брейгеля — создателя широких панорам народной жизни, Браувер обратился к конкретным бытовым ситуациям и островыразительным индивидуальным характерам («В кабачке», «Драка за картами», «Спящий курильщик»).

Изобразительный ряд:Рубенс- «Похищение дочерей Левкиппа», «Снятие с креста», «Охота на львов», «Персей и Андромеда», портрет камеристки инфанты Изабеллы, эскизы цикла «Жизнь Марии Медичи», «Союз Земли и Воды», « Потрет Елены Фоурмен с детьми», «Шубка», «Крестьяне, возвращающиеся с полей»; Ван Дейк – «Семейный портрет», автопортрет, портрет Карла 1 в охотничьем костюме, портрет Томаса Чалонера; Якоп Иорданс - «Праздник бобового короля», «Сатир в гостях у крестьянина»; Снайдерс – «лавки»; Адриан Браувер - «Драка за картами», «Спящий курильщик».

Искусство Голландии

В 1581 г. жители Северных Нидерландов после многолетней войны за освобождение из-под власти Испании провозгласили независимую Республику Соединённых провинций. Среди них в хозяйственном и культурном отношении лидировала Голландия, поэтому так вскоре стали называть и всю страну, которая получила государственный статус в 1609 году после заключения перемирия с Испанией. В духовной жизни последовали значительные перемены. Государственной религией стал кальвинизм. Кальвинизм - течение в протестантизме. Назван по имени его основателя — французского богослова Жана Кальвина (1509-1564).

Правило в Голландии бюргерство – предприимчивое, расчетливое, практичное. Оно вкладывало капиталы в торговлю и судостроение, пролагало пути в далекие страны Азии и Америки и основывало там колонии. «Эта горсточка людей, – писал глава королевского совета Франции кардинал Ришелье, – владеющих клочком земли, состоящим из вод и выпасов, снабжает европейские народы большей частью нужных им товаров». Произведения искусства предназначались главным образом для общественных светских зданий и частных жилищ, их тематика, хотя и отражала протестантскую мораль, имела светский характер. Картины на библейские и античные сюжеты воспринимались как исторические. Истинным призванием голландских художников стала станковая живопись. Художников было много. Характерна для Голландии специализация художников по жанрам. В начале XVII столетия наиболее популярным в Голландии стал жанр портрета, национальная тема широко звучала в голландском пейзаже, в 1630-е годы оформился также крестьянский жанр. Одним из наиболее характерных жанров голландской живописи был натюрморт. К середине XVII века господствующее положение в голландской живописи занял бытовой жанр.

Живопись: Франс Хальс – основоположник реалисчтического портрета, смелый новатор, в поздних портретах достиг высокого психологизма. Рембрандт: этапы творческой биографии, значение творчества, достижения в жанрах живописи и графики. Бытовой жанр: Адриан ван Остаде, Герард Терборх,Габриэдь Метсю, Эммануэль де Витте, Питер де Хоох,- своеобразие жанра, разнообразие типов жанровых картин, высокое живописное мастерство, поэтизация повседневной жизни, - определяют роль голландского жанра в мировом искусстве.

Вермер Дельфтский: своеобразие художественного строя картин , передача световоздушной среды, изысканный колоризм, филигранная техника , выдающиеся достижения в пезажной живописи – черты определяющие уникальную роль Вермера в мировом искусстве.

Пейзажная живопись Голландии: Ян ван Гойен, Рейсдаль, М. Хоббема, - сложение принципов реалистического пейзажа, эмоциональная сила, глубокий драматизм, лиризм в творчестве голландских мастеров пейзажа.

Голландский натюрморт:Питер Клас, Виллем Хеда, Абрахам ван Бейерен, Виллем Кальф.

Изобразительный ряд: Франс Хальс (Халс) (около 1580—1666) - групповые портреты офицеров стрелковой роты святого Георгия, «Малле Баббе «Цыганка», «Портрете мужчины в черной одежде», «Портрет регентш приюта для престарелых»; Рембрандт (1606—1669) - «Жертвоприношение Авраама», «Автопортрет с Саскией на коленях», «Урок анатомии доктора Тюлпа», «Даная», «Давид и Ионафан», «Ночной дозор», «Синдики», «Портрет Яна Сикса», «Возвращение блудного сына»; Адриана ван Остаде - «Живописец в своей мастерской»; Ян Стен (1626/1627—1679)- «Гуляки»; Габриэля Метсю - «Бокал лимонада»; Герарда Терборх - “Урок музыки”, Эмануэль де – Витте – «Семейный портрет»; Питера де Хоох - «Хозяйка и служанка»; Гойен – « Замок на реке с лодками у причала», Поттер - «Коровы на пастбище»,Якоб ван Рейсдал «Еврейское кладбище», Мейндерт Хоббема (1638—1709) — «Аллея в Миддельхарнисе» ,Хеда – натюрморт. Завтрак.

4 год обучения:

В этот курс входит западноевропейское искусство 18-19 веков и ознакомление с курсом отечественного искусства 10-20 веков. Начиная с 18 столетия необходимо проводить парралели между явлениями западной культуры и отечественной, стараться сопоставлять события, явления, творчество крупных хуДОЖНИКОВ, тенденции развития направлений, теорий искусства.

Введение – 18 век – век Просвещения, Разума - ведущее общественное движение. Просветители (Дидро, А.Поп, Дефо, Руссо и другие) прдавали огромное значение искусству, как силе, способной возродить исконные добродетели «естественного человека». В искусстве появляются новые герои – «малые люди» - с другой стороны – идеал эмансипированного и цивилизованного интеллектуального человека. В архитектуре возрастает роль гражданского строительства.

Искусство 18 века можно разделить на два этапа. Первый – до 1740 -1760 гг. В это время поздние формы барокко видоизменяются в декоративный стиль рококо. Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille — дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо) — стиль в искусстве , возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентстваФилиппа Орлеанского) . Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту.

Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» — это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями, имитирующими естественные (природные) образования, и «рокайльщик» — это мастер, создающий такие убранства. Основные элементы стиля: рокайль — завиток и картель — забытый ныне термин, применявшийся для наименования рокайльных картушей. Также рококо активно использует экзотические для Европы мотивы, поэтому назывался также «шинуазри» - китайщина.

В середине 18 века немецкий историк искусства и археолого Винкельман издает «Историю искусства древности», Дидро обращается к античной теории. Возникает направление классицизма. Идеальное гармоничное общество, ПРЕОБЛАДАНИЕ долга над чувством, пафос разума - общие черты классицизма 17-18 веков. Продолжает жить реалистическое направление, во второй половине века зарождается сентиментализм – с преклонением перед чувствами, искренностью и наивностью. Все эти течения утверждали ценность и благородность чувств человека, драматизм конфликтов с окружением, призывали к справедливости.Энциклопедисты — группа авторов-составителей универсального справочника («Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» — фр. Encyclopédie, ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers), созданного во Франции в 1751—1780 годах по инициативе Дени Дидро и математика Жана д'Аламбера. В формировании этогопросветительского справочного издания активно участвовали Ж. Бюффон, Вольтер, К. Гельвеций, П. Гольбах, Л. де Жокур, Э. Кондильяк, Г. Рейналь, Ж. Ж. Руссо, Анн Робер Жак Тюрго и многие другие инженеры, ученые и писатели. Энциклопедисты активно критиковали стиль рококо, называвший ся в то время «живописным вкусом», называя его «испорченным вкусом», обвиняя рококо в отсутствии «разумного начала».

Франция:

Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства Филиппа Орлеанского (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой. Большая часть построек рококо — это богатые городские особняки французской аристократии, которые во Франции назывались «отелями», загородные дворцы. В создаваемых теперь особняках большое внимание уделено действительному удобству жизни. Архитекторы отказываются от цепи больших залов, вытягивающихся торжественной анфиладой, в пользу комнат меньшего размера, располагающихся более непринужденно в соответствии с потребностями частного быта и общественного представительства хозяев. Множество высоких окон хорошо освещает внутренние помещения.

По своему расположению в городе отели первой половины 18 в. представляли в значительной мере еще переходное явление от загородного поместья к городскому дому. Это замкнутый архитектурный комплекс, своеобразная усадьба внутри городского квартала, связанная с улицей только парадными воротами. Сам дом стоит в глубине участка, выходя фасадом на обширный двор, обстроенный низкими служебными помещениями. Противоположный фасад обращен к саду, сохраняющему регулярную планировку.

Сооружения были отделены высокой оградой от города, пряча жизнь их владельцев. Часто комнаты имели криволинейные очертания и образовывали асимметричные композиции. Парадный зал, как правило, размещался в центре, его называли салоном. Комнаты были меньше, чем залы во дворцах эпохи классицизма, и потолки - более низкие. Очень большие окна начинались почти от пола. Интерьеры украшались резными украшениями, скульптурами, живописью и большим количеством зеркал.

К стилю рококо относится парижский отель Субиз, построенный для принца де Субиза в 1705 — 1709 гг. архитектором Пьером Алексисом Деламером (1675—1745).

В его интерьере выделяется Овальный салон, созданный Жерменом Боффраном (1667—1754), архитектором, скульптором и декоратором. Все углы закругленные, прямых линий нет, и даже замаскирован переход стен к потолку с помощью картин, которые помещены в рамы с криволинейными очертаниями. На стенах резные панели, с зеркалами и позолоченным орнаментом.

К эпохе рококо относится один из самых лучших французских городских ансамблей — ансамбль в Лотарингии в городе Нанси, построенный по заказу герцога Лотарингского Станислава I.

Ансамбль хронологически завершает эпоху рококо.

Мебель эпохи рококо очень изящна. Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Ножки мебели выгнуты изящной линией. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Стены оформляются деревянными панелями. На полу — узорный паркет и ковры-гобелены. Цветовая гамма интерьеров в стиле рококо — очень нежная, используются пастельные тона: розовый, голубой, светло-зеленый в сочетании с золотом и серебром. В качестве декора используется большое количество зеркал в резных рамах и осветительные приборы: огромные роскошные люстры, бра, подсвечники. Кроме того обязательны различные скульптуры, статуэтки и другие декоративные предметы интерьера.

Классицизм: Как раз к рубежу первой и второй половины столетия относится выступление энциклопедистов, выдвинувших критерий разума как единственного мерила всех вещей. С этих позиций критикуется все феодальное общество и его порождение — стиль рококо, как лишенный логики, разумности, естественности. И наоборот, все эти качества усматриваются в архитектуре древних. В эти годы появляются увражи, посвященные памятникам античной архитектуры. В 1752 г. известный любитель и меценат граф де Кайлюс начинает издавать труд «Собрание египетских, этрусских, греческих и римских древностей». Через два года архитектор Давид Леруа едет в Грецию и затем выпускает увраж «Руины прекраснейших сооружений Греции». Среди теоретиков зодчества выделяется аббат Ложье, чьи изданные в 1753 г. «Этюды по архитектуре» Париж обладал прекрасными памятниками архитектуры, рядом площадей, созданных в предшествующем веке, но все это были отдельные, замкнутые в себе, изолированные островки организованной застройки. В середине 18 столетия возникает площадь, сыгравшая громадную роль в сложении ансамбля парижского центра,— нынешняя площадь Согласия. Своим появлением она обязана целому коллективу французских зодчих, но основным ее творцом был Жак Анж Габриэль.

Его площадь стала осью дальнейшего развития Парижа. Это оказалось возможным благодаря ее разносторонней ориентации. С одной стороны, площадь мыслится как бы преддверием дворцовых комплексов Тюильри и Лувра: недаром к ней ведут из-за границ города три предусмотренных Габриэлем луча — аллеи Елисейских полей, мысленная точка пересечения которых находится во входных воротах Тюильрийского парка.

Очень остроумно и совершенно по-новому решает Габриэль границы площади. Застраивая только одну ее северную сторону, выдвигая принцип свободного развития пространства, его связи с природным окружением. Габриэль наметил такие принципы объемно-пространственного решения, которые получат развитие в период зрелого классицизма. Творчество Габриэля явилось переходным, связующим звеном между архитектурой первой и второй половины 18 века.
Характерным явлением зодчества этих предреволюционных десятилетий становится преобладание в строительстве общественных сооружений. Именно в общественных постройках ярче всего выражаются принципы новой архитектуры. И весьма знаменательно, что одно из выдающихся архитектурных произведений этого периода — Пантеон — очень скоро превратилось из здания культового предназначения в общественный памятник. Постройка его была задумана Людовиком XV как церковь покровительницы Парижа — св. Женевьевы, место хранения ее мощей. Разработка проекта была поручена в 1755 г. Жаку Жермену Суфло (1713—1780), только недавно вернувшемуся из поездки в Италию. Рационализм художественного образа, выраженный торжественно и монументально, оказался чрезвычайно близким мироощущению революционных лет, и только что законченная церковь была превращена в 1791 г в памятник великим людям Франции.

Живопись:Антуан Ватто - В ранних произведениях сюжеты весьма разнообразны: «военные жанры», сценки городской жизни, театральные эпизоды (один из них в 1712 г. был представлен в Академию). Среди этих современных жанров — и замечательный своей лирической проникновенностью эрмитажный «Савояр». Важнейшее место среди зрелых работ Ватто занимали галантные празднества. В них он изображал светские «ассамблеи» и театрализованные маскарады. Галантные празднества Ватто - основа важной роли его искусства для развития пейзажной живописи 18 века. Поиски эмоциональности влекут Ватто к наследию Рубенса. Это проявилось в мифологических композициях — например, «Юпитер и Антиопа». Но рубенсовская страстность уступает место меланхолическому томлению, полнота чувств — трепетности их оттенков. Художественные идеалы Ватто напоминают мысль Монтескье, что прекрасное выражается не столько в чертах лица, сколько в движениях его, часто неприметных.

Метод живописца характеризуется советом, который он дал своему ученику Лайкре: «Не терять времени на дальнейшее пребывание у какого-либо учителя, идти дальше, направить свои усилия на учителя учителей — природу. Пойти в окрестности Парижа и зарисовать там несколько пейзажей, зарисовать затем несколько фигур и создать из этого картину, руководствуясь собственной фантазией и выбором»(«Мастера искусства об искусстве», т. 1, М.- Л., 1937, стр.597). Соединяя пейзажи с фигурами, фантазируя и выбирая, Ватто подчинял разнообразные элементы, из которых он создавал картины, господствующему эмоциональному мотиву. Ватто неизменно влечет к тончайшей поэзии бытия.

Тонкая эмоциональность творчества Ватто была завоеванием, проложившим путь искусству столетия к познанию того, что Делакруа позднее назвал «областью неопределенных и меланхолических чувствований».

Франсуа Буше (1703—1770) считал себя последователем Ватто. Он начал с гравирования его картин. В пейзажных композициях Буше, есть лиризм, их оживляют мотивы, взятые из повседневной жизни. Кроме эскизов для гобеленов и фарфора, гравюр и рисунков Буше писал многочисленные станковые картины, связанные с принципами рокайльной декорации интерьера. Он является истинным создателем французского пасторального жанра, изображающего галантных пастухов и жеманных пастушек или чувственные эпизоды античной миф

Наши рекомендации