Правила оформления работ приведены в ГОСТе 2.105-05.

Современные подходы к работе над проектами

l Исследование — процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследовать означает искать что-то неизвестное.

l Слово «проект» происходит от латинского «projectus» — «брошенный вперед». Так обычно называют:

Ø совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия;

Ø предварительный текст какого-либо документа;

Ø какой-либо замысел или план.

l Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том,

l что исследование — процесс бескорыстного поиска неизвестного, новых знаний,

l а проект — это всегда решение какой-то практической задачи.

l Исследовательстремится к знанию, часто не зная, что принесет ему сделанное открытие и как можно будет на практике использовать добытые сведения

l Человек, реализующий проект, не просто ищет нечто новое, он решает реальную проблему.

Порядок работы над проектом

Правила оформления работ приведены в ГОСТе 2.105-05. - student2.ru Выбор темы

Правила оформления работ приведены в ГОСТе 2.105-05. - student2.ru Определение целей и задач

Правила оформления работ приведены в ГОСТе 2.105-05. - student2.ru Построение гипотезы

Правила оформления работ приведены в ГОСТе 2.105-05. - student2.ru Организация исследования

Правила оформления работ приведены в ГОСТе 2.105-05. - student2.ru Подведение итогов работы

Правила оформления работ приведены в ГОСТе 2.105-05. - student2.ru Подготовка доклада

Правила оформления работ приведены в ГОСТе 2.105-05. - student2.ru Подготовка к защите

Правила оформления работ приведены в ГОСТе 2.105-05. - student2.ru Оформление работы

Выбор темы

Древнегреческое слово «problema» в переводе звучит как «задача», «преграда», «трудность». Ученые утверждают, что умение найти проблему ценится выше, чем способность ее решить.

Все возможные темы можно условно объединить в три группы:

l фантастические— относящиеся к несуществующим, фантастическим объектам и явлениям;

l экспериментальные— предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

l теоретические— касающиеся изучения и обобщения сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных источниках (книги, кинофильмы и др.).

Определение целей

l Определить цель исследования — значит, ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим.

l Примерные формулировки целейисследования обычно начинаются со слов:

выявить... определить... изучить... разработать... создать... выполнить...

Определение задач

l Задачи исследования обычно уточняют цель.

l Если цель указывает общее направление движения, то задачи описывают основные шаги.

Построение гипотезы

l Гипотеза — это предположение, догадка, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом.

l Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого «hypothesis» — основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.

l Обычно гипотезы начинаются со слов: предположим… допустим…

возможно… что, если...

Организация исследования

Возможные пути и методы исследования:

l подумать самостоятельно;

l прочитать книги о том, что исследуешь;

l посмотреть кино- и телефильмы по этой проблеме;

l обратиться к компьютеру;

l проконсультироваться у компетентных людей;

l понаблюдать;

l провести эксперимент;

l сделать математические расчеты;

l подвести итоги (сделать выводы и умозаключения) и подготовиться к защите.

Подведение итогов работы

l Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвел итогов.

l Слово «теория» происходит от греческого «theoria», что в переводе означает «рассмотрение», «исследование». Но в современной науке словом «теория» обозначают не просто исследование, а систему организации научных идей

Какими бывают научные теории:

l Первыми в науке обычно рождаются описательные теории.

l Другой вид теорий — теории объяснительные.

l объяснительные теории часто называют еще гипотетико-дедуктивными.

Подготовка доклада

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада по следующей схеме, ответив на вопросы:

l почему избрана эта тема;

l какую цель ставил перед собой исследователь;

l какие ставились задачи;

l какие гипотезы проверялись;

l какие использовались методы и средства исследования;

l каким был план исследования;

l какие результаты получены;

l какие выводы сделаны по итогам исследования;

l что можно исследовать в этом направлении дальше.

Подготовка к защите

Для защиты потребуется:

1. Дать определения основным понятиям.

2. Расклассифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

3. Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.

4. Ранжировать основные идеи.

5. Предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.).

6. Выработать суждения и сделать умозаключения.

7. Сделать выводы.

8. Указать возможные пути дальнейшего изучения.

9. Подготовить текст доклада, презентацию.

10. Приготовить макеты, схемы, чертежи и др.

11. Подготовиться к ответам на вопросы.

Структура работы

l Титульный лист

l Оглавление.

l Введение.

l Главы основной части (3-5 глав с краткими и четкими выводами по каждой главе).

l Заключение по работе.

l Список использованной литературы.

l Приложения (если необходимо).

Введение к работе.
Объем главы 3-4 с.

l обосновывается актуальность выбранной темы,

l цель и содержание поставленных задач,

l формулируется объект и предмет исследования,

l излагается суть поставленной научной задачи или новых разработок,

l направления и методы решения.

Первая глава
Объем главы 3-4 с.

l обзор научной литературы за последние годы, известных исследований,

l патентный анализ и материалы, более подробно повествующие о том, что необходимо выполнить для решения поставленных задач,

l как это сделать наиболее рационально.

Вторая глава
Объем главы 3-4 с.

l изложение теоретического обоснования решаемой задачи, с применением его для достижения поставленной цели.

Третья глава
Объем главы 3-5 с.

l экспериментальное обоснование решения задачи,

l описание методов экспериментальных исследований,

l оценку точности и анализ сходимости опытных и теоретических результатов.

Четвертая глава
Объем главы 5-7 с.

l содержит решение конкретной задачи со всеми обоснованными и разработанным методиками, моделями, условиями, зависимостями и т.п.

l приводится структура и описание разработанного вами устройства, программного обеспечения, методологии или нечто иного, что является результатом всей вашей работы.

l Оценка результатов работы должна быть качественной и количественной с представлением графической информации, табличных данных, диаграмм.

l Следует указать на возможность дальнейшего развития методов и идей

Заключение
Объем главы 1-2 с.

l подводятся итоги работы.

l Формулируются основные выводы по результатам исследований.

l Приводятся сведения об апробации, о полноте опубликования в научной печати основного содержания работы, ее результатов, выводов.

l Указываются предприятия, где внедрены результаты работы, и где еще они могут быть использованы.

Приложение

размещаются материалы дополнительного, справочного характера, на которые автор не претендует как на свой личный вклад в науку.

Правила оформления работ приведены в ГОСТе 2.105-05.

l Параметры страницы:формат А4 (210х297);

l ориентация книжная;

l поля страницы: верхнее - 2,8; нижнее - 2,4; левое - 3; правое - 1,5;

l коллонтитулы: верхний - 2; нижний - 1,25;

l нумерация страниц - по центру, в верху;

l Шрифт- Times New Roman, 14 пунктов, обычный.

l Выравниваниепо ширене страницы.

l Абзацный отступ 1,27 (5 знаков).

l Интервал полуторный.

l Текст размещается на одной стороне листа.

l Нумерацияначинается по порядку с титульного листа (цифру номера на нем не ставят), на следующем листе ставят цифру -2 ит.д.

Библиографическое описание документа (ГОСТ 7.1-2003)

l Библиография, то есть список использованной в работе над исследованием литературы, помещается вслед за основным текстом, после заключения.

l Каждый источник, упомянутый в списке, значится под определенным порядковым номером и должен быть описан в соответствии с ГОСТом 7.1-2003 «БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ. БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ. Общие требования и правила составления.»

Наши рекомендации