Отдел истории первобытной культуры.
Отдел истории первобытной культуры, организованный в Эрмитаже в 1931 году, располагает обширной коллекцией, насчитывающей свыше четырехсот тринадцати тысяч памятников. Выставки отдела показывают развитие первобытной культуры на территории бывшего СССР на протяжении огромного отрезка времени—триста-четыреста тысяч лет—от начала эпохи древнего камня (палеолит) до времени, когда складываются первые государства. Подлинные материалы, добытые археологическими экспедициями, главным образом за годы Советской власти, позволяют ознакомиться с культурой древнейшего населения различных районов нашей страны в эпохи палеолита и неолита, в период бронзы и раннего железа.
Зал Тициана
Зал Тициана - одно из помещений Надворной анфилады Старого (Большого) Эрмитажа, оформленной А.И. Штакеншнейдером в 1850-е гг. Эти апартаменты предназначалась для знатных гостей императорского двора. Отделка XIX в. сохранилась в интерьере лишь частично. В ходе реставрации, проведенной в 2003 г., стены были окрашены под цвет штофа, которым ранее, согласно архивным данным, было обито помещение. В зале представлены полотна позднего периода творчества Тициана (Тициано Вечеллио, 1488-1576) - великого венецианского художника эпохи Возрождения. “Кающаяся Мария Магдалина”, Святой Себастьян”, „Даная"
„Даная" Тициана
Жизнерадостность, присущая таланту Тициана, ярко проявилась в его картинах на мифологические темы. Несколько раз обращался художник к греческому мифу о Данае, создав картины, близкие по содержанию и композиции .
Миф повествует о том, что аргосскому царю Акрисию оракул предсказал смерть от руки внука. Тогда царь заключил свою единственную дочь Данаю в башню и обрек ее на одиночество. Но избежать своей участи он все же не смог. Зевс, прельщенный красотой Данаи, явился к ней в виде золотого дождя, и у Данаи родился сын — Персей. Акрисий впоследствии действительно погибает из-за своего внука. Характерно, что Тициана привлекает в рассказе о Данае момент, который позволяет ему прославить силу любви, разрушающей все преграды. воспеть красоту человеческого тела. В его картине все возвышенно, но одновременно конкретно: и лицо Зевса, появившегося из-за облаков, и золотой дождь в виде потока монет, и старуха-служанка, и Даная, напоминающая скорее красавицу-венецианку, возлежащую на пышном ложе. Одна из самых сложных задач в искусстве—изображение обнаженного человеческого тела — решается Тицианом виртуозно. Художник воплощает здесь свое представление о красоте. Он создает чувственный и в то же время целомудренный образ женщины, страстно утверждая ее право на любовь и счастье.
Зал Леонардо да Винчи
В Двусветном зале Старого (Большого) Эрмитажа представлены шедевры музея - два произведения крупнейшего мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи - "Мадонна Бенуа", одно из немногих бесспорных творений мастера, и "Мадонна Литта". В отделке зала (архитектор А.И. Штакеншнейдер, 1858) сочетаются светлый стюк с цветным камнем (порфировые и яшмовые колонны, лазуритовые вставки в мраморных каминах) и позолотой. Зал украшают живописные панно и плафоны. Двери декорированы в стиле "буль" - пластинками черепахового панциря и золоченой латуни.
Лоджии Рафаэля находятся в Большом Эрмитаже.
Прообразом Лоджий, сооруженных по заказу императрицы Екатерины II в1780-хгг. архитектором Дж. Кваренги, послужила прославленная галерея Ватиканского дворца в Риме, расписанная по эскизам Рафаэля. Копиифресок были выполнены в технике темперы группой художников под руководством Х. Унтербергера. На сводах галереи помещен цикл картин на библейские сюжеты - так называемая "Библия Рафаэля". Стены украшает орнамент-гротеск, мотивы которого возникли в живописи Рафаэля под влиянием росписей в "гротах" - руинах "Золотогодома" (дворца древне римского императора Нерона,I в.).
Павильонный зал
В 19 веке в Северном павильоне Малого Эрмитажа архитектор Андрей Штакеншнейдер создал одно из лучших своих творений - Павильонный зал, который отличается изяществом, изысканностью и гармонией.
В его убранстве тесно переплелись античные, мавританские и ренессансные мотивы. Широкие окна, светлый мрамор с позолотой лепного декора и нарядный блеск хрустальных люстр наполняют помещение светом и воздухом.
Легкие белоснежные колонны, ажурные золоченные решетки и двухъярусные аркады напоминают интерьеры восточных дворцов. В полукруглой нише расположены овальные медальоны с живописными вставками, а фонтаны-раковины - вариации Бахчисарайского фонтана слез в Крыму.
Декоративные столы украшены мозаичными столешницами работы итальянских мастеров XIX века, на полу – копии мозаики, найденной в окрестностях Рима и изображающей голову медузы Горгоны и фантастические сцены античной мифологии. Убранство дополняют изящные статуи из белого мрамора и золоченной бронзы.
Нет необходимости доказывать, что значение Эрмитажа велико. Однако, необходимо рассмотреть, в чем именно заключается его значение.
Прежде всего, это - богатство коллекций Эрмитажа. В Эрмитаже сосредоточены произведения различного происхождения. Этим одним в музей вносятся новые измерения, рождается потребность мыслить категориями мирового искусства.
Видеть рядом произведения разных стран и времен – это уже значит быть свидетелем, как соревновались на олимпиаде искусств народы мира. Это толкает мысль на сравнение, рождает догадки об общих закономерностях развития мирового искусства.
Многообразие коллекций наглядно показывает, сколь сложны, не похожи друг на друга могут быть пути развития человеческой культуры. Огромный хронологический диапазон эрмитажных коллекций, возможности сопоставления творений, создававшихся в разных странах, помогают человеку ощутить движение истории и осознать себя в ее потоке, подводят к пониманию культуры и искусства сегодняшнего дня.
Не покидая пределы Эрмитажа, пользуясь только его памятниками, можно наглядно представить себе всю художественную историю человечества, начиная с древнего каменного века и до наших дней.