ВОПРОС (Генезис культуры. Основные характеристики первобытной культуры)

Древнейшей гипотезой происхождения культуры является божественная, или креационная, рассматривающая способность человека к творческой деятельности как проявление воли высших сил. Культурологическая реконструкция разных мифологических сюжетов свидетельствует, что все или отдельные блага культуры, обеспечивающие полноценность существования человека, были дарованы богами-демиургами, первопредками и героями. Общественно-историческая (биосоциальная) концепция происхождения культуры основывается на идеях эволюционного развития человек и общества и связывает становление человека как творца культуры с процессами антропосоциогенеза. Становление человека как биосоциального существа происходило постепенно и охватывало несколько стадий адаптации к природному окружению, сопровождающейся изменением биологического, психического и социального поведения: человек прямоходящий, умелый, разумный , творчески активный. В соответствии с идеями Ч. Дарвина, в условиях глобального изменения климатических условий жизни, осуществился активный переход первобытных людей от присваивающей деятельности к производящему труду. Началом собственно творческой деятельности человека стало изготовление и использование орудий труда, освоение огня, овладение навыками земледелия и скотоводства. Жилище человека вместе с близким ему окружением в первобытном мире воспринималось как освоенное пространство, а все, находящееся вне него, отождествлялось с чужим и небезопасным миром. Формирование языка, обусловленное необходимостью совершенствования коммуникативных отношений в коллективе, сопровождалось развитием сознания и способностей к понятийному мышлению. Важный этап развития архаической культуры связан с возникновением и функционированием системы норм и запретов (табу), выполнявших, прежде всего, магическую и регулятивную функции. Древнейшим табу, впоследствии ставшим нормой цивилизованного общества, был запрет на брачно-половые отношения с кровными родственниками, или инцест (лат. “ incestum” ‘преступная связь, кровосмешение’). В архаическом обществе возникли многие вербальные запреты, связанные с магическими поверьями и распространявшиеся на названия обожествляемых реалий, тотемных животных, отвлеченных понятий, наделяемых негативным смыслом, запреты на сексуальную активность в период охоты, чтобы сохранить силы мужчины для схватки со зверем. Актуальными для архаического общества были ритуалы возрастных инициаций (лат. initiatio ‘совершение таинств, посвящение’), являвшиеся важным этапом социализации личности и подтверждавшие социальную пригодность молодых людей. Характер инициаций обусловливался половыми различиями подростков, которые проходили специальную подготовку, включавшую обучение охоте, ремесленническому мастерству или же ведению домашнего хозяйства, уходу за детьми. В первобытном обществе существовало множество культов, основанных на идее обожествления природы (пантеизме), и наиболее универсальный из них был связан с почитанием и сакрализацией земли как производящего и жизнеобеспечивающего начала. Все религиозные представления отличались нетеистическим характером, поскольку в язычестве отсутствовало представление о сверхъестественном (трансцендентном). В сознании язычника божества отождествлялись с природными и космическими стихиями и соответственно имели имманентный характер, т.е. были доступными для рационального и чувственного восприятия. К самым древним формам религиозных верований относятся шаманизм, тотемизм, анимизм, фетишизм, магия, культ предков, которые отражали представления человека об окружающем мире и являлись способом взаимодействия с ним. Первобытное искусство отличалось синкретизмом, и его начальный этап развития связывают с художественной обработкой орудий труда и магическими ритуалами. С конца палеолита известны примитивные статуэтки, изображающие женщин и являющиеся аллегорией почитания природы-матери. Отсутствие ярко выраженных индивидуальных черт в изображении фигур свидетельствует об отсутствии рационального опыта познания человека и представлений о личностном начале. В архаическом обществе складывается пиктографическое письмо, формируются устойчивые знаки и символы, создавшие основу для становления графической системы коммуникативных средств.

Вопрос 50 (Основные этапы развития культуры Беларуси)

Основу этногенеза белорусов составили восточнославянские племена кривичей, дреговичей и радимичей, которые, согласно научным предположениям, сформировались на территории современной Беларуси и соседних с ней северных и восточных землях в результате смешения славян и балтов. Балтские племена, заселявшие земли Беларуси до возникновения восточнославянских племенных общностей, сыграли важную роль в генезисе белорусской культуры, оставив следы своего влияния в формах традиционной материальной культуры, образе жизни, религиозных представлений, языковых элементов.

Геополитическое положение Беларуси определило открытость ее культуры, развивашейся на пограничье католического и православного миров. В разные исторические периоды белорусские земли испытали влияние разных европейских культурных традиций.

До середины 13 в. Культура белорусских земель развивалась в русле общевосточнославянской, или древнерусской культуры. Христианский просветитель 12 в. Кирилл Туровский оставил многочисленное наследие, представленное церковным красноречием ,поучениями и произведениями поэтического молитвословия. “Житие Евфросинии Полоцкой” дает представление о характере, содержании и особенностях социокультурной и педагогической деятельности монахини. С 13 в. Начали складыватся исторические предпосылки, способствовашие образованию ВКЛ. В дальнейшем путь развития белорусской культуры был обусловлен такими важными событиями государственной истории, как Кревская уния 1385, гуманистическое движение и реформация Контрреформация. С конца 16 в социокультурном пространстве Беларуси наблюдалось значительное усиление католического влияния.

М. Богданович считал, что исторический путь развития, географическое положение и государственно-политические условия Беларуси способствовали тесным контактам с культурой Западной Европы.

В расширении торговых связей и дипломатических отношений между белорусскими княжествами и государствами Северной и Западной Европы существенную роль играли городские союзы, создававшейся с елью противостояния захватнической политике рыцарских орденов и защиты государственно-политических и экономических интересов.

Ренессансные черты белорусской культуры проявились в постепенном переходе от византийских традиций к западноевропейскому влиянию. Ренессансно-гуманистические тенденции в культуре конца 15-первой пол 16 в. наиболее ярко отразились в книгопечатании, возникновении новолатинской литературы, религиозном реформаторском движении, усиление светского начала в культуре.

Франциск Скорина первым на восточнославянских землях начал практическое осуществление культурного проекта массового приобщения людей к книжному знанию через распространение книгопечатания.

Издание Симоном Будным “Катехизиса” на старобелорусском языке свидетельствовало о просветительском характере его деятельности, желании гуманиста приобщить людей к письменной культур на одном языке. Кроме Катехизиса”, он перевел и издал Библию на польском языке.

В гуманистических взглядах Мелетия Смотрицкого отразилась необходимость согласования жизнедеятельности человека с вопросами веры. Он создал первую грамматику церковнославянского языка, которая опиралась на европейские научные традиции и долгое время сохраняла статус авторитетного теоретического труда и учебника по славянскому языкознанию.

Распространению идей Реформации способствовали протестантские школы, которые практиковали обучение на родном языке учеников и содействовали книгопечатанию. С усилением Контрреформации возросла роль иезуитской системы образования (коллегиумов и академий), которая активно использовалась католической церковью для противостояния реформаторскому движению.

В период Контрреформации возросло значение публицистики, отличавшейся политической заостренностью и сатирической направленностью.

Неблагоприятные идеологические условия, в которых оказалась Беларусь в XVII–XVIII вв., находясь в составе Речи Посполитой, способствовали вытеснению белорусского языка из официального употребления и усилению полонизации, сдерживали развитие белорусской школы.

В XVII в. среди представителей знати Речи Пасполитой распространялась идеология сарматизма. Сарматизм признавал исключительную роль польской шляхты в обществе в противовес белорусско-литовской знати утвердил идеал мужественного воина-патриота и оказал влияние а развитие искусства.

В эпоху Просвещения в Беларуси укрепилось светское начало в культуре. Особенностью просветительских тенденций на белорусских землях была заостренность на решении крестьянских вопросов, отмене крепостного права. Эдукационной комиссии Речи Посполитой затронули сферу образования Беларуси, в результате чего обучение постепенно приобретало светскую направленность, усиливалось внимание к изучению гуманитарных дисциплин, естествознания и точных наук, физическому и эстетическому воспитанию.

В результате трех разделов РП основная часть белорусских земель оказалась в составе Российской империи, что обусловило влияние соответствующей государственной идеологии в культуре и дальнейшую политику русификации в сферах со иально жизни. В XIX в. продолжателями просветительских традиций были общества филоматов (любителей наук и знаний) и филоретов (любителей благотворительности) Объединяя единомышленников, увлекавшихся философией, литературой, иностранными языками, краеведением и фольклором, филореты и филоматы выступали против царской политики и посредством просветительской деятельности готовились к освободительной борьбе. В условиях национально-освободительного движения развивался романтизм в белорусской культуре.

Важным достижением культуры Беларуси в начале ХХ в. стала разработка концепции национальной школы и издание первых учебных книг на белорусском языке.

В “Воспоминаниях” В Ластовского содержится писан е типичных коммуникативных моделей поведения белорусских крестьян, обусловленных ментальными характеристиками, образом и условиями жизни. Автор свидетельствует, что из индивидуальных черт характера издавна особенно ценились скрытность и хитрость. Разговорчивых и открытых людей любили, но не уважали и не ценили, в то время как скрытого и замкнутого в себе человека боялись и уважали. В процесс инкультурации и гражданского воспитания личности В. Ластовский придавал первичное значение семейному окружению и именно семью рассматривал в качестве духовной основы, на которой взращивается личность гражданина, патриота, покровителя и сторонника родной культуры.

В. Ластовский был убежден, что отсутствие волевых усилий для развития и сохранения индивидуальности своей культуры является отрицательной чертой многих белорусов. Слабым местом белорусской культуры он считал отсутствие религиозной индивидуальности, которая бы выделяла белорусов среди разных территориально близких и далеких нам христианских народов.

Я Купала, что белорус католик или православный должны помнить то, что у них один родной язык, общие обычаи и традиции, одна Отчизна – Беларусь.

Среди множества причин того, что белорусский язык не стал активным коммуникативным средством ,Купала выделил слабость проявления или вообще отсутствие национального самосознания белорусов.

Я. Купала привел евреев, многим из которых на протяжении веков даже нахождение в инокультурном окружении не мешало сохранять свой язык и культурные традиции и одновременно получать образование на языке того народа, среди которого они жили.

Наши рекомендации