Особенности первобытной культуры

ТЕМА № 2

ПРОИСХОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

ПЛАН:

1. Проблема культурогенеза в науке (30 мин)

2. Человек доистории: особенности биологического и социально- исторического развития (30 мин)

3. Особенности первобытной культуры (30 мин)

Литература:

1) Культурология: Учеб. пособие для вузов ; под ред. А.Н. Марковой. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

2) Силичев, Д.А. Культурология : Учеб. пособие для вузов. – М. : «ПРИОР», 2012.

3) Культурология/под ред. Ю.Н.Солонина, М.Г.Кагана. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – 566с.

4) Кравченко, А.И. Культурология учебник / А.И. Кравченко. – М. : Проспект, ТК Велби. 2007.

5) Культурология: История мировой культуры / под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 608 с.

Вводная часть

Проблема культурогенеза – появления и развития ранних форм культуры – одна из самых сложных и дискуссионных в культурологии. Единственным субъектом культуры, создающим жизненную среду для себя и формирующимся под ее воздействием, бесспорно, является человек. Это значит, что становление мира культуры произошло в результате длительного процесса взаимодействия биологической эволюции и социальной и истоки культуры следует искать там и тогда, где появляется человек, но не как биологическая особь, а как мыслящее, разумное существо. С этим утверждением согласны все философы, культурологи и ученые. Но, размышляя о скачке, в ходе которого осуществился этот переход, они выдвигают различные гипотезы о его причинах, создавая тем самым разные версии культурогенеза.

Проблема культурогенеза в науке

Под «культурогенезом» в гуманитарной науке принято понимать процесс возникновения и образования первобытной человеческой культуры. Проблема культурогенеза включает два основных вопроса:

- время возникновения культуры;

- причины появления культуры (концепции культурогенеза).

В науке выделяют следующие основных версии возраста человеческой культуры:

~ 5 млн. лет (время появления человека)

~ 40 тыс. лет (эпоха палеолита)

~ 10 тыс. лет (эпоха неолита)

~ 6 тыс. лет (время появления цивилизации)

При определении возрастных границ культуры важно учитывать исходное понятие культуры. Если под культурой понимать особый способ самореализации человека, то ее возраст будет уменьшаться.

Можно выделить следующие основные версии, определяющие причины происхождения культуры: материалистической, идеалистической, игровой, символической и т.д.

Человек доистории: особенности биологического и социально исторического развития.

Первобытная эпоха – время подготовки культуры как особого рода деятельности человека. Главное событие этого времени – оформление человека. То есть значение первобытной эпохи («доистории» по К. Ясперсу): подготовка истории и человека. Человек – биосоциальное существо, генетически связанное с природой и в определенный момент выделившийся из нее. Таким образом, можно выделить две группы основных событий доистории, позволившие человеку стать человеком, способным иметь свою историю: 1 группа – биологические и 2-ая – социальные.

Биологические (гоминоидная триада):

ü прямохождение,

ü освобождение руки,

ü увеличение объема коры головного мозга.

Социально-исторические факторы:

ü труд (это процесс воздействия человека на природу; на первобытном этапе труд связан с использования орудия и огня);

ü речь (способность человека передавать смысл предметного мира с помощью системы знаков, языка);

ü коллектив

Существует три уровня коллектива род – племя – община. В способности человека образовывать группы и сообщества заключается отличие человеческого коллектива от стада. Свойства коллектива: регулируемость, постоянство, смысловое содержание, которое заключается в совместном овладение природой, в борьбе с врагом, в наличии общих традиции, обрядов, верований;

ü табу (это способ насилия над человеком. Табу предполагает строгую систему норм, запретов, регулирующих отношение в коллективе. Например: запрет на пищу, на голову, на убийцу, на воина, на рыбака, охотника. Нам известно 3 главных табу: на каннибализм, на убийство своего соплеменника, на инцест).

ü формирование жизни посредством мифа (миф – древняя форма мышления, отождествляющая человека с природой). Миф защищает человека от мира и образно объясняет его.

Особенности первобытной культуры.

Можно выделить три основных компонента первобытной культуры:

· материальная культура (жилище, орудия труда и охоты);

· искусство (наскальные рисунки, пещерные росписи, глиняная скульптура);

· религия (анимизм, тотемизм, фетишизм).

Искусство – самая архаичная форма первобытной культуры. Существует два вида первобытного искусства:

а) Живопись (наскальные росписи: пещера Альтамира, Ляско – реалистическое искусство (реализм достигается с помощью полихромности, динамики, пропорций форм))

б) Скульптура (палеолитическая Венера – символическое искусство (символизм изображение проявляется через отсутствие реалистических деталей, наличие иносказания, то есть символики: жизнь, плодородие, здоровье)).

Для первобытных религий характерен политеизм (много­божие). Сверхъестественные силы могли считаться добрыми или злыми, и человек стремился исполнением определенных действий расположить их к себе или защитить себя от их гнева - поэтом) жизнь первобытного человека проходила в выполнении множества ритуалов (религиозных обрядов), которые представлялись ему столь же необходимыми как трудовые действия.

Можно выделить следующие ранниеформы религии:

- тотемизм (индейское «ототем» - «его род») - вера в проис­хождение рода от предка-животного (тотема);

- анимизм (лат. anima - душа) - вера в существовании души у каждого человека, существа и предмета;

- магия (греч. «волшебство») - совершение определенных действий (ритуалов) для воздействия на окружающий и сверхъесте­ственный мир;

- фетишизм – поклонение священным предметам (идолопоклонство)

Приметы первобытной культуры:

1) утилитарность (помогает выжить человеку)

2) магичность (средство воздействия человека на высшие силы для принесения пользы человеку)

3) мифологичность (религия и искусство растворяет человека в природе)

4) синкретичность (не расчлененное)

Выводы:

Таким образом, существуют три основных подхода в оценке первобытной культуры:

а) как примитивная культура;

б) как культура, равноценная цивилизованным народам;

в) как особый эко-адаптивный тип культуры (пот Флиеру: выживание и подготовка).

Наши рекомендации