Характеристика функциональной асимметрии полушарий головного мозга

ПРОБЛЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА

Задания:

1. Сформулировать определение понятия ФАМ.

2. Познакомиться с представленными материалами.

3. Дать характеристику истории изучения функциональной асимметрии.

4. Дать характеристику методов исследования полушарной асимметрии.

5. Дать характеристику результатов исследования психических особенностей и поведения человека с «расщепленным мозгом».

6. Выделить основные этапы становления асимметрии в онтогенезе.

7. Заполнить таблицу.

Характеристика функциональной асимметрии полушарий головного мозга

Критерии для сопоставления левое полушарие правое полушарие
анатомические особенности сильвиева борозда слева существенно больше
речевые функции -у большинства людей речевые структуры локализованы -лингвистическими способностями - способностью к речевому общению и оперированию дру­гими формализованными символами (знаками), хорошо «понимает» обращенную к нему речь, как устную, так и письменную, и обеспечивает грамматически правильные ответы - доминирует в формальных лингвистических операциях, свободно оперирует символами и грамматичес­кими конструкциями в пределах формальной логики и ранее усвоенных правил, осуществляет синтаксический анализ и фонетическое представление - способно к регуляции сложных двигательных речевых функций и обрабатывает входные сигналы - управляет тонким арти­куляционным аппаратом, а также высокочувствительными программами различения временных последовательностей фонетических элементов -может понимать пись­менную речь. - различает интонации речи и модуляции голоса - чув­ствительно к музыке как к источнику эстетических пере­живаний - иденти­фикации изображений обычных человеческих лиц и не­формальному, эстетическому восприятию произведений искусства
пространственные функции ориентировочно-исследовательской деятельности зрительно-пространственным поведением.
стратегии познавательной деятельности Мышление может быть осуществлено двумя способами — путем восприятия объектов внешней среды и путем операций с абстракциями
словесно-логического мышления -анализ смыслового содер­жания стимула и формирование осознанного восприя­тия -принимает ре­шение - анализа вербальных символических сигналов - осуществляет индуктивную обработку информации, т.е. от частного к общему. - формирует представление об общей законо­мерности, разрабатывает соответствующую стратегию по­ведения, т.е. выполняет «законодательную власть» - Мыш­ление в левом полушарии осуществляется за счет опери­рования словом как абстракцией реальных характеристик объекта - На основе словесно-знакового мышления формируется человеческое знание как сумма сведений о внешнем мире - спо­собно предвидеть и создавать будущее время образно-чувственного мыш­ления -специализируется на обеспечении и реализации пространственных, образных функций -осуществляет дедуктивную об­работку информации (от общего к частному, от синтеза к анализу) и оперативно оценивает ситуацию - обеспечивает восприятие целостного образа объекта внешней среды - представления о настоящем времени (но не о будущем) и извлекать из памяти энграмму событий прошедшего вре­мени - сугу­бо индивидуальным, не может быть смоделировано при помощи кибернетических устройств.
интеллектуальные функции аналитическая, знаково-опосредованная стратегия познания синтетическая, образно-опосредован­ная
Сознание сознание есть свойство пространственно-времен­ной организации работы двух полушарий головного моз­га,
к настоящему и будущему. адресуется к настояще­му и прошлому опыту человека чувства реальности и собственной лич­ности  
эмоции положительные эмоции восприя­тие эмоциональных сигналов отрицательные эмоции
половые различия Специализация правого полушария в функции ориентации в про­странстве возникает также не сразу: у мальчиков — в возрасте после 6 лет, а у девочек — после 13 лет.

Литература:

1. Данилова Н.Н. Психофизиология. М., 2007.

2. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. М., 2001.

3. Смирнов В.Н. Нейрофизиология и ВНД детей и подростков. М., 2001.

Функциональная межполушарная асимметрия, реализующая в своей динамике принцип до­минанты, рассматривается как саморегулирующаяся систе­ма с обратной тормозной связью. Эта система состоит из связанных между собой первичных и вторичных доми­нантных очагов, образующихся и поддерживающихся за счет восходящих внутриполушарных и межполушарных потоков возбуждения, а также гуморальных влияний.

4. Важным методом функционального «расщепления» мозга явился метод дихотического прослушивания. Сущ­ность его заключается в одновременном предъявлении различных акустических сигналов в правое и левое ухо и последующем сравнении эффектов восприятия.

6. Согласно концепции прогрессивной латерализации, специализация полушарий существует уже с момента рождения. У но­ворожденных имеются анатомические различия между ле­вым и правым полушариями — сильвиева борозда слева существенно больше, чем справа. Следовательно, можно говорить о том, что структурные межполушарные разли­чия в известной степени являются врожденными. данные о функциональной речевой асим­метрии у новорожденных — амплитудные характеристи­ки ЭЭГ-ответа у младенцев на звуки человеческой речи были в 90% случаев выше в левом полушарии, а в ответ на шум и аккорды музыки — в правом полушарии. Все это подтверждает концепцию исходной «речевой» специа­лизации левого полушария у праворуких.

согласно концепции эквипотенциальности по­лушарий, у новорожденного отсутствуют признаки асим­метрии мозга, в том числе и речевой асимметрии. Эту концепцию, в определенной степени, подкрепляют данные о высокой пластичности мозга ребенка и взаимозаменяе­мости симметричных отделов мозга на ранних этапах раз­вития.

у де­тей, особенно в дошкольном возрасте, правое полушарие играет значительно большую роль в речевых процессах, чем у взрослых. Однако прогресс в речевом развитии свя­зан с активным включением левого полушария.

к 7-8 годам формируется преиму­щество правого полушария в восприятии эмоций и в пении.

Развитие речи в онтогенезе. Речь формируется на ранних этапах онтогенеза, в периоде первого детства и совершенствуется на протяжении всей жизни человека.

перво­начально обработка речевых сигналов осуществляется обоими по­лушариями и доминантность левого формируется позже. Специализация правого полушария в функции ориентации в про­странстве возникает также не сразу: у мальчиков — в возрасте после 6 лет, а у девочек — после 13 лет.

Правое полушарие связывают с самооценкой, с самосознанием (чувством «Я»), с мотивационной сферой Специализацию левого полушария видят в его связи с той формой сознания, которая вооружена речью и иными сред­ствами передачи информации другим членам общества.

Наши рекомендации