Характеристика функциональной асимметрии полушарий головного мозга
ПРОБЛЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА
Задания:
1. Сформулировать определение понятия ФАМ.
2. Познакомиться с представленными материалами.
3. Дать характеристику истории изучения функциональной асимметрии.
4. Дать характеристику методов исследования полушарной асимметрии.
5. Дать характеристику результатов исследования психических особенностей и поведения человека с «расщепленным мозгом».
6. Выделить основные этапы становления асимметрии в онтогенезе.
7. Заполнить таблицу.
Характеристика функциональной асимметрии полушарий головного мозга
Критерии для сопоставления | левое полушарие | правое полушарие |
анатомические особенности | сильвиева борозда слева существенно больше | |
речевые функции | -у большинства людей речевые структуры локализованы -лингвистическими способностями - способностью к речевому общению и оперированию другими формализованными символами (знаками), хорошо «понимает» обращенную к нему речь, как устную, так и письменную, и обеспечивает грамматически правильные ответы - доминирует в формальных лингвистических операциях, свободно оперирует символами и грамматическими конструкциями в пределах формальной логики и ранее усвоенных правил, осуществляет синтаксический анализ и фонетическое представление - способно к регуляции сложных двигательных речевых функций и обрабатывает входные сигналы - управляет тонким артикуляционным аппаратом, а также высокочувствительными программами различения временных последовательностей фонетических элементов | -может понимать письменную речь. - различает интонации речи и модуляции голоса - чувствительно к музыке как к источнику эстетических переживаний - идентификации изображений обычных человеческих лиц и неформальному, эстетическому восприятию произведений искусства |
пространственные функции | ориентировочно-исследовательской деятельности | зрительно-пространственным поведением. |
стратегии познавательной деятельности | Мышление может быть осуществлено двумя способами — путем восприятия объектов внешней среды и путем операций с абстракциями | |
словесно-логического мышления -анализ смыслового содержания стимула и формирование осознанного восприятия -принимает решение - анализа вербальных символических сигналов - осуществляет индуктивную обработку информации, т.е. от частного к общему. - формирует представление об общей закономерности, разрабатывает соответствующую стратегию поведения, т.е. выполняет «законодательную власть» - Мышление в левом полушарии осуществляется за счет оперирования словом как абстракцией реальных характеристик объекта - На основе словесно-знакового мышления формируется человеческое знание как сумма сведений о внешнем мире - способно предвидеть и создавать будущее время | образно-чувственного мышления -специализируется на обеспечении и реализации пространственных, образных функций -осуществляет дедуктивную обработку информации (от общего к частному, от синтеза к анализу) и оперативно оценивает ситуацию - обеспечивает восприятие целостного образа объекта внешней среды - представления о настоящем времени (но не о будущем) и извлекать из памяти энграмму событий прошедшего времени - сугубо индивидуальным, не может быть смоделировано при помощи кибернетических устройств. | |
интеллектуальные функции | аналитическая, знаково-опосредованная стратегия познания | синтетическая, образно-опосредованная |
Сознание | сознание есть свойство пространственно-временной организации работы двух полушарий головного мозга, | |
к настоящему и будущему. | адресуется к настоящему и прошлому опыту человека чувства реальности и собственной личности | |
эмоции | положительные эмоции | восприятие эмоциональных сигналов отрицательные эмоции |
половые различия | Специализация правого полушария в функции ориентации в пространстве возникает также не сразу: у мальчиков — в возрасте после 6 лет, а у девочек — после 13 лет. |
Литература:
1. Данилова Н.Н. Психофизиология. М., 2007.
2. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. М., 2001.
3. Смирнов В.Н. Нейрофизиология и ВНД детей и подростков. М., 2001.
Функциональная межполушарная асимметрия, реализующая в своей динамике принцип доминанты, рассматривается как саморегулирующаяся система с обратной тормозной связью. Эта система состоит из связанных между собой первичных и вторичных доминантных очагов, образующихся и поддерживающихся за счет восходящих внутриполушарных и межполушарных потоков возбуждения, а также гуморальных влияний.
4. Важным методом функционального «расщепления» мозга явился метод дихотического прослушивания. Сущность его заключается в одновременном предъявлении различных акустических сигналов в правое и левое ухо и последующем сравнении эффектов восприятия.
6. Согласно концепции прогрессивной латерализации, специализация полушарий существует уже с момента рождения. У новорожденных имеются анатомические различия между левым и правым полушариями — сильвиева борозда слева существенно больше, чем справа. Следовательно, можно говорить о том, что структурные межполушарные различия в известной степени являются врожденными. данные о функциональной речевой асимметрии у новорожденных — амплитудные характеристики ЭЭГ-ответа у младенцев на звуки человеческой речи были в 90% случаев выше в левом полушарии, а в ответ на шум и аккорды музыки — в правом полушарии. Все это подтверждает концепцию исходной «речевой» специализации левого полушария у праворуких.
согласно концепции эквипотенциальности полушарий, у новорожденного отсутствуют признаки асимметрии мозга, в том числе и речевой асимметрии. Эту концепцию, в определенной степени, подкрепляют данные о высокой пластичности мозга ребенка и взаимозаменяемости симметричных отделов мозга на ранних этапах развития.
у детей, особенно в дошкольном возрасте, правое полушарие играет значительно большую роль в речевых процессах, чем у взрослых. Однако прогресс в речевом развитии связан с активным включением левого полушария.
к 7-8 годам формируется преимущество правого полушария в восприятии эмоций и в пении.
Развитие речи в онтогенезе. Речь формируется на ранних этапах онтогенеза, в периоде первого детства и совершенствуется на протяжении всей жизни человека.
первоначально обработка речевых сигналов осуществляется обоими полушариями и доминантность левого формируется позже. Специализация правого полушария в функции ориентации в пространстве возникает также не сразу: у мальчиков — в возрасте после 6 лет, а у девочек — после 13 лет.
Правое полушарие связывают с самооценкой, с самосознанием (чувством «Я»), с мотивационной сферой Специализацию левого полушария видят в его связи с той формой сознания, которая вооружена речью и иными средствами передачи информации другим членам общества.