Знаменщик Серебряной палаты

Симон Ушаков, царский изограф

Он освободил русскую иконопись от застоя

Архимандрит Августин (Никитин)

XVII век – время образования русской нации, расширения связей с Западом и проникновения западной культуры в Россию. Сложные социально-экономические и политические процессы, происходившие в этом столетии, нашли отражение и в русском церковном искусстве. Виднейшим его представителем был Симон Ушаков.

Знаменщик Серебряной палаты

К сожалению, сведений о жизни Симона Ушакова до его поступления на государственную службу нет. Указание о годе его рождения содержится на одной из созданных им икон. Надпись на ней гласит: "Лета 7166 году писал государев иконник Симон Фёдоров, сын Ушакова, 32 лет возраста своего". Отсюда следует, что Симон Ушаков родился в 1626 г.

Из официальных актов, поданных Ушаковым челобитных, выписок из дел и т. п. узнаём, что на царскую службу он поступил в 22 года и первоначально был определён в особое учреждение — Серебряную палату.

Главным его занятием здесь было "знаменить", рисовать, составлять украшения для разных предметов церковной утвари — золотых, серебряных и эмалевых. Например, "знаменить" образа святых на "сосудах церковных и на дробницах", как он упоминал в одной из своих челобитных. Таким образом, в Серебряной палате Симон Ушаков ещё не был собственно иконописцем, но лишь знаменщиком, или рисовальщиком.

В Серебряной палате Ушаков прослужил около 15 лет, постигая не только древнерусские традиции, но и приёмы западноевропейских мастеров, издавна живших в России. Ещё в 1547 г., после опустошительного пожара в Москве, царь Иван Грозный пригласил в страну более 300 немецких живописцев, скульпторов и ремесленников. Правда, по приказу германского императора их задержали в Любеке и отправили не в Россию, а в Вену, но большинство из них впоследствии всё же перебрались тайно в Россию. Уже скоро влияние западноевропейской церковной живописи сказалось в русском искусстве. Так, Собор Русской Православной Церкви 1553–1554 гг. санкционировал изображение Иисуса Христа, покрытого херувимскими крыльями, заимствованное из западной живописи.

За долгие годы совместной работы с русскими мастерами большинство иностранцев настолько сроднились с русской жизнью, что приняли русское подданство и православную веру; некоторые изменяли даже имена и фамилии, по которым можно было определить их национальность. Поэтому иных мастеров-"иностранцев", называющихся в официальных документах Ивановыми, Иванами, Кирилловыми, Иванами Николаевыми и другими именами, иногда ошибочно принимают за русских.

С годами западное влияние в русской церковной живописи возрастало. Многие ревнители древнего благочестия возмущались новой модой: писать Богородицу с непокрытой головой, Всемилостивого Спаса — с державой в руке, по "латинским и лютеранским образцам". Патриарх Иосиф, руководивший Церковью в 1642–1652 гг., в своей духовной грамоте ("Наказе") завещал: "Еже бо иконы Богочеловека Иисуса и Пречистыя Богородицы и всех святых заповедали… с латинских и соблазнённых изображений, неподобственных… церковному преданию, развратно отнюдь бы не писать, и которые где в церквах неправославные, тыя вон износити". По свидетельству Антиохийского Патриарха Макария, в первый раз побывавшего в России в 1656 г., Патриарх Никон через своих людей всюду, даже из домов знати, забирал иконы, написанные по образцу западных картин, приказывал выкалывать глаза на ликах и в таком виде носить эти иконы по городу с объявлением царского указа, угрожавшего строгим наказанием всякому, кто осмелится впредь писать подобные иконы.

Именно в это время, когда в Москве шла борьба сторонников и противников западного влияния в русской церковной живописи, в 1664 г., Симон Ушаков был переведён в иконописцы Оружейной палаты.

Наши рекомендации