Докажите (учащиеся находят в тексте цитаты и зачитывают).

Орг. момент (1 мин.)

Вступительное слово учителя (8 мин.)

Чтение и анализ рассказа (15 мин)

Работа с цветом. Цвепопись. (10 мин.)

Подведение итогов (3 мин.)

Домашнее задание (1 мин.)

Ход урока:

Орг. момент

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Все телефоны с парт убрать, иначе буду проходить и забирать.

Вступительное слово учителя

- Итак, на прошлом уроке мы познакомились с жизнью и творчеством И.А. Бунина, обсуждали замечательный рассказ “Цифры”, по которому вы должны были написать сочинение-рассуждение. Его вы сдадите в конце урока. А сегодня мы вновь погрузимся в художественный мир писателя, поговорим о главном герое рассказа “Лапти”.

- Но сначала скажите, какое произведение является рассказом?

(Рассказ – это прозаическое произведение малого объема с динамическим развитием сюжета.

Чем отличается рассказ от других жанров?

(Рассказ отличается кратковременностью изображаемого и небольшим количеством действующих лиц).

- Мы поговорили о жанре, теперь обратимся к названию рассказа – “Лапти”. Необычное, не правда ли? Простое, незамысловатое. А как вы думаете, можно ли по заглавию рассказа определить, о чём он?

(Он о деревенской жизни. В нём, наверное, повествуется о людях, которые живут в деревне. Может быть, автор расскажет о каком-то мастере, который умеет плести лапти. Или лапти сыграют какую-то важную роль в жизни героев).

- Предположений много. Но по названию рассказа сложно определить, что произойдёт. Итак, тексты перед вами на столах. Следим по тексту и внимательно слушаем.

Чтение и анализ рассказа

– Где происходят изображенные события?

(В России, в степном краю, в хуторском доме, в шести верстах – деревня Новоселки, в тридцати верстах – город).

– Когда происходят изображенные события?

(До революции: барыня, лапти; зимой, в бурю).

- С какими героями вы познакомились?
(Больной ребёнок, Нефёд, барыня, муж, только он не участвует в событиях, о нём лишь упоминается; новосельские мужики)

Словарная работа.

- Вам встретилось слово «фуксин». Кто знает, что оно обозначает?

(Открываем файл: Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи.)

– Кто же является главным героем этой печальной истории?

(Нефед. Он главный персонаж всех эпизодов сюжета).

– Кто он такой?

(Крепостной в доме мелких помещиков).

Докажите (учащиеся находят в тексте цитаты и зачитывают).

1. Выполняет черную работу: «принес соломы на топку»;

2. Обращается к хозяйке дома словом «барыня»;

3. Одевается зипун с подпояской.

Обратиться к словарю С.И.Ожегова: зипун – одежда русского крестьянина, кафтан из грубого толстого сукна, обычно без ворота).

- А каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование).

(Он старый, с седыми волосами. У него добрые глаза и тихий голос. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки. Он заботится о хозяйке и мальчике. Работящий, серьёзный …)

- Какие отношения были у Нефёда и барыни? Почему вы так решили?

(Добрые. Она называет его Нефёдушкой. Домашние переживали о Нефёде. Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня)

– Почему, как вы думаете, Нефед решил идти в бурю в Новоселки за лаптями для больного ребенка?(жалел ребенка и его мать; верил, что лапти могут помочь ребенку преодолеть недуг: «значит, душа желает»).

– Насколько была опасна буря? Найдите ее характеристику в тексте.)

(«Пятый день несло непроглядной вьюгой», «не поедет никакой доктор в такую страсть», «где же в такой ужас дойти!», «потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море», «бездна снежного урагана», «гул и грохот вьюги», «потонули вместе с лошадью в страшный снег», «белого, мерзлого, всего забитого снегом»).

- Как автор показывает, что в доме без Нефёда было неуютно, сумрачно, тревожно? Подтвердите текстом.

("Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака")


– Понимал ли Нефед меру опасности, принимая решение идти в Новоселки?

(Догадывался. Об этом говорит построение его речи в ответ на возражение барыни «Где же в такой ужас дойти!» А также: 1) Повторяя глагол «пойду», вначале говорит категорично («Нет, пойду».), потом с сомнениями («Ничего, пойду»).

2) Далее – как бы убеждая себя («Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего»);

3) Находит обнадеживающий факт – направление ветра («Она будет мне в зад, пыль-то…»).

4) Берет с собой кнут.)

Обратиться к словарю С.И.Ожегова: кнут

- Но почему это его не остановило? Как это его характеризует?

(Он мужественный человек, мудрый, понимает, что кроме него некому помочь. Он берёт ответственность на себя, сам делает выбор)

– Нефед сознательно рисковал своей жизнью. Ради чего?

(Ради чужого ребенка, ради барыни, которой служил).


- Какое слово в тексте предвещает недобрую весть?

(“зловещий”)

- Почему автор назвал этот стук зловещим?

(Зловещий стук – это злая весть, предвещающая беду, горе, так как привезли мертвое тело Нефёда)

- Обратить внимание на неопределённые местоимения в тексте: «кто-то», «чьи-то», как они усиливают чувство тревоги, неизвестности.

Наши рекомендации