Докажите (учащиеся находят в тексте цитаты и зачитывают).
Орг. момент (1 мин.)
Вступительное слово учителя (8 мин.)
Чтение и анализ рассказа (15 мин)
Работа с цветом. Цвепопись. (10 мин.)
Подведение итогов (3 мин.)
Домашнее задание (1 мин.)
Ход урока:
Орг. момент
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Все телефоны с парт убрать, иначе буду проходить и забирать.
Вступительное слово учителя
- Итак, на прошлом уроке мы познакомились с жизнью и творчеством И.А. Бунина, обсуждали замечательный рассказ “Цифры”, по которому вы должны были написать сочинение-рассуждение. Его вы сдадите в конце урока. А сегодня мы вновь погрузимся в художественный мир писателя, поговорим о главном герое рассказа “Лапти”.
- Но сначала скажите, какое произведение является рассказом?
(Рассказ – это прозаическое произведение малого объема с динамическим развитием сюжета.
Чем отличается рассказ от других жанров?
(Рассказ отличается кратковременностью изображаемого и небольшим количеством действующих лиц).
- Мы поговорили о жанре, теперь обратимся к названию рассказа – “Лапти”. Необычное, не правда ли? Простое, незамысловатое. А как вы думаете, можно ли по заглавию рассказа определить, о чём он?
(Он о деревенской жизни. В нём, наверное, повествуется о людях, которые живут в деревне. Может быть, автор расскажет о каком-то мастере, который умеет плести лапти. Или лапти сыграют какую-то важную роль в жизни героев).
- Предположений много. Но по названию рассказа сложно определить, что произойдёт. Итак, тексты перед вами на столах. Следим по тексту и внимательно слушаем.
Чтение и анализ рассказа
– Где происходят изображенные события?
(В России, в степном краю, в хуторском доме, в шести верстах – деревня Новоселки, в тридцати верстах – город).
– Когда происходят изображенные события?
(До революции: барыня, лапти; зимой, в бурю).
- С какими героями вы познакомились?
(Больной ребёнок, Нефёд, барыня, муж, только он не участвует в событиях, о нём лишь упоминается; новосельские мужики)
Словарная работа.
- Вам встретилось слово «фуксин». Кто знает, что оно обозначает?
(Открываем файл: Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи.)
– Кто же является главным героем этой печальной истории?
(Нефед. Он главный персонаж всех эпизодов сюжета).
– Кто он такой?
(Крепостной в доме мелких помещиков).
Докажите (учащиеся находят в тексте цитаты и зачитывают).
1. Выполняет черную работу: «принес соломы на топку»;
2. Обращается к хозяйке дома словом «барыня»;
3. Одевается зипун с подпояской.
Обратиться к словарю С.И.Ожегова: зипун – одежда русского крестьянина, кафтан из грубого толстого сукна, обычно без ворота).
- А каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование).
(Он старый, с седыми волосами. У него добрые глаза и тихий голос. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки. Он заботится о хозяйке и мальчике. Работящий, серьёзный …)
- Какие отношения были у Нефёда и барыни? Почему вы так решили?
(Добрые. Она называет его Нефёдушкой. Домашние переживали о Нефёде. Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня)
– Почему, как вы думаете, Нефед решил идти в бурю в Новоселки за лаптями для больного ребенка?(жалел ребенка и его мать; верил, что лапти могут помочь ребенку преодолеть недуг: «значит, душа желает»).
– Насколько была опасна буря? Найдите ее характеристику в тексте.)
(«Пятый день несло непроглядной вьюгой», «не поедет никакой доктор в такую страсть», «где же в такой ужас дойти!», «потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море», «бездна снежного урагана», «гул и грохот вьюги», «потонули вместе с лошадью в страшный снег», «белого, мерзлого, всего забитого снегом»).
- Как автор показывает, что в доме без Нефёда было неуютно, сумрачно, тревожно? Подтвердите текстом.
("Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака")
– Понимал ли Нефед меру опасности, принимая решение идти в Новоселки?
(Догадывался. Об этом говорит построение его речи в ответ на возражение барыни «Где же в такой ужас дойти!» А также: 1) Повторяя глагол «пойду», вначале говорит категорично («Нет, пойду».), потом с сомнениями («Ничего, пойду»).
2) Далее – как бы убеждая себя («Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего»);
3) Находит обнадеживающий факт – направление ветра («Она будет мне в зад, пыль-то…»).
4) Берет с собой кнут.)
Обратиться к словарю С.И.Ожегова: кнут
- Но почему это его не остановило? Как это его характеризует?
(Он мужественный человек, мудрый, понимает, что кроме него некому помочь. Он берёт ответственность на себя, сам делает выбор)
– Нефед сознательно рисковал своей жизнью. Ради чего?
(Ради чужого ребенка, ради барыни, которой служил).
- Какое слово в тексте предвещает недобрую весть?
(“зловещий”)
- Почему автор назвал этот стук зловещим?
(Зловещий стук – это злая весть, предвещающая беду, горе, так как привезли мертвое тело Нефёда)
- Обратить внимание на неопределённые местоимения в тексте: «кто-то», «чьи-то», как они усиливают чувство тревоги, неизвестности.