Ценностные ориентиры содержания курса. Хореографическое искусство включает как классический, народный, бальный, эстрадный танец, так и множество различных современных танцевальных стилей и
Хореографическое искусство включает как классический, народный, бальный, эстрадный танец, так и множество различных современных танцевальных стилей и направлений. Танец имеет свою систему выразительных средств, свой особый художественно выразительный язык, с помощью которого отражает внутреннее состояние и духовный мир человека, воздействует на него. Танец – это синтез искусств, подчиненный хореографическому образу, объединяющий и обнаруживающий родство с несколькими видами художественного творчества: сюжет, музыка, изобразительное искусство, скульптура.
Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение и в дошкольных учреждениях, и в общеобразовательных школах. Предмет танец в школе с углубленным изучением художественно-эстетических предметов показал себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, обеспечивающая более полное развитие индивидуальных способностей детей.
Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, учитель танца имеет возможность проводить серьезную воспитательную работу с детьми, активно формировать и развивать их позитивные личностные качества, общую культуру ребенка.
Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибок. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.
Занятия по танцу оказывают положительное воздействие на физическое развитие учащихся (развитие пластики, координации движений, мелкой моторики, физической активности детей).
Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Эти качества воспитываются на занятиях танца и определяют успех во многих жизненных ситуациях. Развивается чувство ответственности перед коллективом за общий результат работы. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, не выучить движения, потому что пострадает общая картина танца, теряется его образный строй. Все это способноствует развитию навыков самоконтроля и самооценки.
Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в танцевальном зале переносится и на внешний вид детей в школе. Они выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения самой обыкновенной школьной одежды. Стремление детей следовать правилам этикета в общении с партнером является одной из важных задач на уроках танца.
Через танец учащиеся раскрывают глубины культурного наследия танцевального искусства. Дети приобщаются к коллективному творчеству.
Содержание курса (33 часа)
Содержание занятий направлено на обеспечение разносторонней подготовки учащихся на основе требований хореографических и музыкальных дисциплин.
Учебный материал для занятий обширен, основное его содержание составляет упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера. Это связано с тем, что одна из задач работы — развитие и совершенствование танцевальных способностей, умений и навыков.
Материал программы включает следующие разделы:
- «Танцевальная азбука»(классический тренаж).
- «Азбука танцевальных движений»(Ритмика и элементы музыкальной грамоты).
- «Постановочно-репетиционная работа»(танец классический, русский народный, историко-бытовой, бальный).
Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе обучения: знания по музыкальной грамоте и выразительному языку танца, знания о характерных чертах и истории танца различных эпох и народов, знания по музыкальному этикету. В практическую часть входит перечень умений и навыков: упражнений, движений, танцев.
Раздел «Танцевальная азбука»включает в себя:
- изучение позиций рук и ног, основных движений рук и тела (port de bras) и подготовок к движениям (preparation), движений классического, народного и бального танца;
- Элементы классического танца (тренаж у станка способствует развитию танцевальных способностей, технического мастерства, вырабатывает осанку, гибкость, координацию и культуру движения, воспитывает понимание того, что танец – это содержательное искусство, требующее умения, техники и выразительности).
- Тренировочные упражнения и основные танцевальные движения (по кругу, диагонали, на середине зала) развивают танцевальные данные детей: aplomb, гибкость и пластичность корпуса, грация движений рук, координация движений, чувство пространства, музыкальность и выразительность, тем самым подготавливая детей к постановочно-репетиционной работе над танцевальными композициями, этюдами, танцами.
Занятиям по классическому танцу придаётся особое значение, т.к. классический танец является основой хореографической подготовки учащихся.
Раздел «Азбука танцевальных движений»(Ритмика и элементы музыкальной грамоты).
Состоит из ритмических упражнений, музыкальных игр, упражнений на ориентировку в пространстве (построений и перестроений), а также предусматривает знакомство с основами музыкальной грамоты, слушание и разбор танцевальной музыки. Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности, чувства ритма и эмоциональной отзывчивости на музыку, формируют умение координировать движения с музыкой (ритмопластика).
Одно из направлений творческой деятельности детей элементы танцевальной импровизации — сочинение танцевальных движений, комбинаций на предложенную тему, инсценировка стихотворений, песен, сказок, этюды для развития выразительности движений и ритмопластики. Творческие задания включаются в занятия в небольшом объёме.
Раздел «Постановочно-репетиционная работа»
Содержит перечень изучаемых танцев различных по характеру и стилистике (классический, эстрадный, историко-бытовой, народный). Постановочный материал подобран с учетом основных направлений и задач первого года обучения танцу, уровня индивидуальной подготовленности учащихся и их интереса. Дети знакомятся с происхождением танца, с его отличительными особенностями, композиционным построением, характером музыки.
Музыкальному сопровождению занятий и подбору музыки к танцу уделяется особое внимание. Музыка должна быть выразительной, точно передавать характер движения, ритм, темп. В процессе разучивания танца необходимо добиваться, чтобы дети исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль эпохи и национальный характер танца.
Народно-сценический танец изучается на протяжении всего курса обучения и имеет важное значение для развития художественного творчества и танцевальной техники у учащихся. На первом этапе дети изучают простейшие элементы русского танца, упражнения по народно — сценическому танцу, изучаются в небольшом объёме и включаются в раздел «танцевальная азбука». Занятия по народному танцу включают в себя: тренировочные упражнения, сценические движения на середине зала и по диагонали, небольшие танцевальные композиции.
Также дети изучают элементы современной пластики. В комплекс упражнений входит:
· партерная гимнастика;
· тренаж на середине зала;
· танцевальные движения;
· композиции различной координационной сложности.
Беседы по хореографическому искусству проводятся систематически в течение всего курса обучения (отдельные часы не выделяются, проводятся в контексте изучаемой темы) и включают в себя информацию по истории искусства танца, общие сведения об искусстве хореографии, её специфике и особенностях. Беседы дополняются наглядными пособиями, прослушиванием или просмотром записей фрагментов из балетов, творческих концертов и т.д.
Место учебного курса в учебном плане
Срок реализации данной программы - 1 год. Она рассчитана на учащихся 1 «А», «Б», «В» классов МОУ «Гимназия №34», выбравших для внеурочных занятий танцевальный кружок. Согласно учебному плану (в части внеурочная деятельность) на кружок по танцу «Грация движения» отводится 1 час в неделю (всего 33 часа). Занятия проводятся по подгруппам (12-15 человек).
Планируемые результаты освоения учебного курса
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного начального образования, обучение на занятиях танца направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
· эмоционально-ценностное отношение к искусству танца;
· проявление творческих способностей в танцевальных импровизациях;
- способность к позитивной самооценки своих и других танцевально-технических данных и музыкально-эмоциональной выразительности исполнения танца;
- проявление уважения к окружающим – умение чувствовать партнера, признавать право каждого на собственное мнение, оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
- эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям), толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
- способность к эстетической оценке танцевальных композиций, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
- способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной жизни при организации досуга.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с музыкой, литературой, историей.
Познавательные УУД:
- умениевидеть и воспринимать проявления танцевальной культуры в окружающей жизни (скульптура, изобразительное искусство, театр, кино и др.), использовать знания по танцевальному искусству на других уроках и занятиях художественно-эстетического цикла (музыка, театр, изобразительное искусство);
- проявление самостоятельности в проведении разминки, отработки танцевальных движений;
- умение осознанно и произвольно строить высказывания о названии, значении и особенностях исполнения изученных движений, а также их технически грамотный показ;
- умение находить свои или партнера ошибки при выполнении тренировочных движений и комбинаций, отбирать способы их исправления;
- умение организовывать самостоятельную отработку движений с учётом требований собственной и чужой безопасности, сохранности инвентаря и оборудования;
- умение планировать самостоятельную отработку техники движений и комбинаций, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- умение анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- умение видеть красоту движений, оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами.
Регулятивные УУД:
- умение принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
- проявление целеустремленности и настойчивости в достижении правильного исполнения движений, готовности к преодолению технических трудностей , наличие творческого оптимизма;
- умение работать по предложенному учителем плану, постепенное проявление способности к самостоятельному планированию своих действий для достижения поставленной цели, выполнению контроля и оценка своей танцевальной деятельности, сравнению запланированного и полученного результата;
- умение давать оценку результату своей деятельности по заданным критериям, видеть сильные и слабые стороны полученного результата и своей деятельности;
- положительно воспринимать критику и рекомендации других, находить пути решения возникших проблем.
Коммуникативные УУД:
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных танцевально-творческих задач;
- развитие чувства партнера, умение эффективно работать в паре;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли о характере танца.
Предметные результаты: