Тема 7. Искусство XIX - нач. XX вв
Нравственные и эстетические проблемы искусства XIX века. Многообразие художественных течений.
Искусство ФранцииXIX века.
Характеристика творчества французских классицистов конца XVIII - начала XIX веков. Исторические полотна Давида. Портреты и обнаженная натура Энгра.
Романтизм 20-30-х годов XIX века как оппозиция классицизму. Теодор Жерико. Эжен Делакруа. Цвет как главная живописная проблема.
Реализм середины XIX века. Барбизонская школа пейзажистов. Творчество Франсуа Милле, Камилла Коро. Критический реализм и творчество Гюстава Курбе. Графика Оноре Домье.
Импрессионизм: Моне, Ренуар, Сислей, Писарро, Дега. Плэнер - главный ключ к живописному мастерству. Проблема отношения света, воздуха и цвета. Творчество Эдуарда Мане. Яркая художественная индивидуальность Тулуз Лотрека. Скульптура Огюста Родена.
Постимпрессионизм: Сезанн, Ван Гог, Гоген.
Русское искусство XIX века.
Доминанта нравственных ценностей, потребность в этическом оправдании эстетического - специфическая черта русского искусства XIX века.
Власть ложноклассических канонов в системе обучения в Петербургской Академии художеств.
Кипренский - выдающийся портретист в первой трети XIX века. Пейзаж Сильвестра Щедрина. Тип интимного портрета с элементами жанровости в творчестве Тропинина.
Венецианов - родоначальник народного бытового жанра. Григорий Сорока.
Романтизированный академизм в творчестве Карла Брюллова.
Павел Федотов - родоначальник жанра критического реализма.
Александр Иванов в русской художественной культуре XIX века, его программное полотно "Явление Христа народу".
Образование Товарищества передвижных выставок. Характеристика творчества Перова, Саврасова, Крамского, Ге, Васильева.
М. М. Антокольский - наиболее значительный скульптор в русском искусстве второй половины XIX века.
Могучий талант Репина, Сурикова, Васнецова. Характеристика творчества Верещагина, Поленова, Маковского, Ярошенко.
Значение деятельности П. М. Третьякова и С. И. Мамонтова в истории русского искусства.
Характеристика основных произведений Куинджи, Айвазовского, Левитана, Нестерова, Рябушинского, Малявина, Коровина, Рериха.
Возникновение общества "Мир искусства" (Бенуа, Сомов, Добужинский, Бакст, Борисов-Мусатов, Кустодиев, Грабарь).
Валентин Серов и Михаил Врубель - крупнейшие художники рубежа XIX -XX веков.
Список рекомендуемой литературы
1. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т. 1-2. М-Л., 1948-1949
2. Алпатов М.В. Древнерусская живопись. М., 1974
3. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976
4. Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства. М., 1963
5. АркинД. Образы архитектуры. М., 1941
6. Банк А. Византийское искусство. Л., 1966
7. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 1973
8. Бенуа А.Н. История живописи всех времен и народов. Т. 1-2. Спб., 1912-1914
9. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. Ч. 1. Спб., 1901
10. Бенуа А.Н. Русская школа живописи. Вып. 1-10. Спб., 1904
11. Борисова Е.А. Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX -начала XX века. М., 1971
12. Брюсова В.Г. Живопись XVII века. М., 1984
13. Вальдгауэр О.Ф. Этюды по истории античного портрета. Л., 1938
14. Вельфлин Г. Классическое искусство. Спб., 1996
15. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусства. Спб., 1996
16. Вентури Л. Художники нового времени. М., 1956
17. Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. М., 1973
18. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972
19. Виппер Б.Р. Проблема реализма в итальянской живописи XVII - XVIII вв. М„ 1966
20. Виппер Б.Р. Становление реализма в голландской живописи XVII века. М., 1957
21. Вощинина А.И. Римский портрет. Л., 1974
22. Всеобщая история архитектуры. Т. 1-5. М., 1963-1964
23. Всеобщая история искусства. Т. 1-4. М., 1960-1966
24. Гершезон-Чегодаева Н.М. Д.Г.Левицкий. М., 1964
25. Дворжак. Очерки по искусству средних веков. М., 1934
26. Иконников А. В. Архитектура Запада. Мастера и течения. М., 1972
27. История искусства зарубежных стран. Т. 1-3. М., 1963-1964
28. Каптерева Т.П. Веласкес и испанский портрет XVII века. М., 1956
29. КаргерМ.К. Древний Киев. В 2-х тт. М.-Л., 1958-1961
30. Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. М., 1978
31. Классическое искусство Запада. М., 1973
32. Ковалевская Н.Н. Русский классицизм. М., 1964
33. Кожина Е.Ф. Искусство Франции XVIII века. Л., 1971
34. Кон-Виппер. История стилей. М., 1923
35. Лазарев В. Н. История византийской живописи. Т. 1-2. М., 1947-1948
36. Лазарев В. Н. Портрет в европейском искусстве XVII века. М.-Л., 1937
37. Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения. Т. 1-2. М., 1956-1959
38. Лапшина Н. "Мир искусства". Очерки истории и творческой практики. М„ 1977
39. Либман М.Я. Искусство Германии XV-XVI веков. М., 1964
40. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978
41. Лосева А. Сидорова Н.А. Очерки по истории римского портрета. М., 1976
42. Мастера искусства об искусстве. Т. 1-5. М., 1963-1969
43. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М., 1970
44. Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. Л., 1973
45. Молева Н.М. Белютин Э.М. Живописных дел мастера. Канцелярия от строений и русская живопись первой половины XVIII века. М., 1965
46. Нессельштраус Ц.Г. Искусство Западной Европы в средние века. Л.-М., 1964
47. Подобедова О.Н. Московская школа живописи при Иване IV. М., 1972
48. Полевой В.М. Искусство Греции. Древний мир. М., 1970
49. Ревалд Дж. История импрессионизма. Л.-М., 1959
50. Ревалд Дж. Постимпрессионизм. Л.-М., 1962
51. Ротенберг Е.И. Западноевропейское искусство XVII века. М., 1971
52. Ротенберг Е.И. Искусство Италии XVI века. М., 1967
53. Сарабьянов Д.В. Русская живопись конца 1900-х - начала 1910-х годов. Очерки. М., 1971
54. Соколов Г. И. Искусство Древнего Рима. М., 1971
55. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России начала XX века. М., 1976
56. Тихомиров М.Н. Русская культура Х - XVIII веков. М., 1968
57. Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж XVIII-начала XIX века. М., 1953
58. Фромантен Э. Старые мастера. М., 1966
59. Шуринова Р. Искусство Древнего Египта. М., 1972.