Тема 29. Искусство Древнего Ирана (доахеменидский период). Искусство Ирана эпохи Ахеменидов.

Архитектура дворцовых комплексов в Пасаргадах. Принципы эклектики в оформлении дворцовых помещений. Гробница царя Кира (VI в. до н.э.). Дворцовый комплекс Персеполя. Принцип создания архитектурно-пластических композиций. Рельефные композиции зданий ападаны в Персеполе (520 г. до н.э.). Принцип типологизации в передаче образов воинов. Ансамбль гробниц ахеменидских царей в Накш-и Рустам. Композиции наскальных рельефов («Бехистунский рельеф» с изображением процессии богов и воинов – конец VI в. до н.э.)

Искусство эпохи эллинизма – соприкосновение древневосточных цивилизаций со странами античного мира.

Раздел 4. Цивилизация античности: Греция и Рим.

Тема 30. Введение. Связь цивилизации Древнего Востока и Ранней Античности: культура Кипра (дохристианский период), культура Крита, Киклады, Древняя Троя и цивилизация Ахейской Греции (Тиринф, Мекены).

Древний Кипр (дохристианский период). На перекрестке художественных традиций древневосточных культур и античного мира. Искусство стран Эгейского мира: островные и материковые центры. Культура древнего Крита: архитектурные комплексы дворцовых ансамблей, планировка, сюжеты росписей, произведения керамики. Цивилизации Ахейской Греции: крепостные сооружения Тиринфа и Микен (принцип замкнутой планировки ансамбля акроплей). Распопки шахтовых гробниц и их погребальный инвентарь. Археологические раскопки Г. Шлимана. Росписи дворцовых комплексов Тиринфа. Принцип стилизации изображения человеческой фигуры, геометризм форм.

Тема 31. Античная Греция. Ранний период: искусство геометрического стиля, архаика, ранние храмы, виды керамики, малая пластика.

Ранние этапы развития геометрического стиля материковой Греции, принцип стилизации в изображении человеческих фигур; геометрика форм (малая пластика, бронза, кость).

Тема 32. Новые духовные течения в греческой жизни: Пифагор, Гесиод, Фалес и др.

Сущность эстетической концепции и философской системы определяется тем, что принимается ею за первооснову. На раннем этапе развития греческой философии в качестве первоосновы выступал миф. Первая стадия преодоления мифа как данности связана с появлением эпоса Гомера и Гесиода. Следующий этап связан с появлением философской концепции Пифагора, согласно которой в качестве первоосновы выступает число. C этапа наступает разработка системы пропорций в архитектуре, скульптуре, и формируется принцип тектоники в росписи керамики. Фалес – представитель милетской, натурфилософской школы в качестве первоосновы предлагал субстанцию воды. Им разработана концепция живого, одушевленного космоса и бессмертия души. Эти мировоззренческие позиции философов находят отражение в новом прочтении мифа, сюжет которого превалировал в росписи керамики чернофигурного и краснофигурного стиля. Образы богов и героев в сюжетных композиций росписи ваз.

Тема 33. Вазы чернофигурного и краснофигурного стиля.

Мифологические темы в росписи сосудов: силуэтный принцип изображения фигур, ритмическая структура и ее роль в тектонике росписей. Появление ракурса в краснофигурной вазописи, приемы детализации. Мастера чернофигурного стиля: Эрготим и Клитий (вазы типа фикелюры), мастер Экзекий, мастер Андокид и др. Мастера краснофигурного (строгого стиля): Олтос, Бриг, Эпиктет. Евфроний, Дурис, Евтимид, Сосий и др. Проблема индивидуальности стиля.

Тема 34. Святилища и храмы: формирование греческого ордера.

Ордер как выражение порядка в памятниках греческой архитектуры. Дорический и ионический ордер. Храмы и святилища эпохи архаики, основные этапы их сооружения. Посвящения храмов: святилище Аполлона в Дельфах, храм Афродиты Эфесской, храм Афины Афейи на о.Эгина и др.

Наши рекомендации