Оценка поведения личности в деловом общении. Характеристика имиджа делового человека.
Рис. 2. Составные элементы, детерминирующие поведение в деловом общении
Смысл этой схемы заключен в следующем: вполне или отчасти осознанные намерения конкретного индивида преломляются через призму присущих ему социальных стереотипов, формирующихся под воздействием макро- и микросреды и реализующихся в ролевом поведении.
Ключевые понятия схемы:
1. «Я».
2. Макро- и микросреда.
3. Социальные стереотипы.
4. Ролевое поведение и т.д.
«Я» – это самосознание личности, формирующееся в процессе общения на основе языка и мышления. Человеческое «Я» можно представить как результат выделения индивидом себя из окружающей среды. Каждый индивид нуждается в любви и принятии, позитивном отношении со стороны других. Человек стремится общаться в первую очередь с теми, кто обеспечивает высокую самооценку.
Источниками самореализации могут быть работа, семья, дети, хобби, религия, искусственная среда (алкоголь, наркотики).
«Я» предполагает наличие трех компонентов.
«Я»-образ – это то, что мы о себе думаем. У нормального человека это знание обязательно является положительным, то есть мы думаем о себе, чаще всего, лучше, чем мы есть на самом деле. Самооценка здесь носит неосознанный характер и выступает в форме самоуважения.
Реальное «Я» – это то, что мы есть на самом деле. Здесь на первом месте уже не знание, а оценка, причем, как правило, неосознаваемая и не всегда положительная, часто формируемая в раннем детстве. В этом случае может иметь место комплекс неполноценности (Адлер).
Имидж – образ, изображение, отражение. Существует концепция имиджа как искусство управлять впечатлением. Имидж – это некий образ, который человек, его «Я» представляет миру, то есть это своего рода форма самопрезентации для других. Умение произвести необходимое впечатление особенно значимо при кратковременных контактах. Имидж несет следующие функции:
1) психоэмоциональной защиты;
2) статусного положения;
3) коммуникативную;
4) социальной дифференциации и нивелирования.
В узком смысле в имидж включают внешний вид (одежда, обувь, прическа, фигура, макияж, цветовой тип внешности).
Специалисты включают также в это понятие вербальные средства общения – устная речь человека со всеми ее характеристиками: стиль, тон, скорость, ясность, точность, высота, выразительность, сила, ритмичность, эмоциональность и невербальные средства общения – навыки письменной речи и устного общения, мимика (кинесика, пантомимика, поза, жесты, походка) и искусство самопрезентации.
38. Документационное обеспечение делового общения: документирование управленческой деятельности.
Документационное обеспечение делового общения (делопроизводство) – это специфическое направление деятельности, которое заключается в составлении¸ оформлении документов, их обработке и хранении.
Документирование – процесс создания и оформления документа.
Организация работы с документами – это обеспечение движения документов в аппарате управления их пользования в справочных целях.
Функции документа:
1.информационная
2.социальная
3.коммуникативная
4.культурная
Специфически функции:
1.управленчекая
2.правовая
3.исторический документ