Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).
Семинарские занятия являются одним из основных видов учебной работы по освоению дисциплины «Эстетика и теория искусства».
Семинарские занятия стимулируют регулярное изучение студентами основной и дополнительной литературы по дисциплине; закрепляют знания, полученные студентами на лекциях и во время самостоятельной работы с научной литературой и первоисточниками; расширяют круг знаний, а также способствуют их систематизации и структурированию.
Семинарские занятия развивают у студентов навыки устного публичного выступления, свободного ведения дискуссии, в том числе, оперируя специальной терминологией. Одной из главных задач проведения занятий в форме семинара является развитие способности к самостоятельному мышлению, формированию и аргументации собственной позиции, а также умению модифицировать эту позицию при столкновении с убедительными контраргументами.
Задачами проведения семинарского занятия являются: формирование и развитие умения самостоятельно анализировать актуальную научную информацию, сравнивать аргументы спорящих сторон, выбирать наиболее развернутые и убедительные из них.
В круг задач семинарских занятий также входят: формирование и развитие навыков публичных выступлений, ведения дискуссии, формирование первичных навыков научной работы, стимулирование интереса к самостоятельному поиску новых идей и фактов. Таким образом, семинарские занятия содержат элементы исследовательского характера, направлены на формирование научного мышления, умения находить, отбирать и интерпретировать информацию по гуманитарным наукам.
Семинарские занятия строятся на системе докладов, которые готовятся студентами по заранее выбранной ими теме. Примерные темы докладов приведены в настоящем учебно-методическом комплексе. В то же время студент может, по согласованию с преподавателем, самостоятельно сформулировать тему для своего выступления.
Доклады, разрабатываемые студентами для семинарского занятия в рамках изучения раздела № 2 «История эстетики» основываются на развернутом анализе материалов форума, содержащих обсуждение актуальных проблем истории эстетики.
Обязательным требованием к докладу на семинарском занятии является его сопровождение компьютерной презентацией. Содержание презентации должно включать название темы доклада, его план, реферативное изложение его содержания, основные выводы. Презентация может включать демонстрацию фрагментов информации, раскрывающей или уточняющей тему доклада.
При оценке докладов наиболее существенными критериями являются глубина, самостоятельность, убедительность и аргументированность предложенного студентом анализа темы, полнота ее раскрытия, а также наличие плана, в котором отражается логичность построения доклада, и выводов. Доклад должен содержать список источников, которые использовались при его подготовке, составленный по требованиям ГОСТа («Библиографическая ссылка. ГОСТ 7.0.5. 2008).
Важным критерием при оценке выступления студента на семинарском занятии является соблюдение регламента. Продолжительность выступления не может превышать 15 минут. Необходимо также помнить о грамотности, стилистической выдержанности речи выступающего, корректности использования специальных терминов. Использование бытовой лексики и слов-паразитов, тавтология, стилистические и грамматические ошибки, а также чтение текста доклада снижают впечатление от выступления и не могут не сказаться на его оценке.
Семинарское занятие как форма учебной работы предполагает не только выступление студентов с докладами, подготовленными заранее, но и развернутую беседу по каждому из выступлений. Именно поэтому участие в семинаре - это еще и участие в такой беседе, предполагающее постановку вопросов, связанных с темой доклада, формулирование ответов на них, полемику как с авторами докладов, так и с другими студентами, участвующими в семинарском занятии. Более того, можно сказать, что именно вопросы и ответы на них, а также свободная дискуссия по каждому из вопросов семинарского занятия и составляют его основное содержание.
Способность поставить вопрос, предложить свой вариант ответа, как и участие в дискуссии предполагают достаточно глубокую подготовленность по соответствующей теме. Именно поэтому подготовка к семинарскому занятию должна включать не только создание текста собственного выступления, но и знакомство с каждым из вопросов, выносимых на обсуждение на семинаре.