Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

Вид учебных занятий в соответствии с пунктом Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) по видам учебных занятий
Лекция Лекции – это особый жанр работы преподавателя, поле его экспериментов, вариативность его творческой энергии. Более того, не надо забывать, что лекции – жанр устного творчества. Он предполагает определенную свободу формулировок, допускает их корректировку в ходе лекции, научая слушателей логике создания знания, практическим аспектам рассуждения и т. д. На лекции автор как ритор может «играть» в слова, создавать логически провокационные ситуации, уснащая речь красивыми оборотами, фактажом, усиливать собственной эмоцией содержание курса. То есть применять разнообразные методики привлечения внимания слушателей, возбуждая у аудитории интерес и вкус к рассуждениям. И в этом отношении лекцию не может заменить ни один учебник или энциклопедия. Подготовка к лекциям должна начинаться накануне занятия, либо за 1-2 дня. После уяснения принципиальных границ материала, студенту следует посмотреть в словарик и уточнить 2-3 наиболее заковыристых термина из будущей лекции. На последнем этапе, студенту желательно пролистать главу учебника, которая максимально похожа на объявленную лекцию.
Практика Работа на семинаре это тяжкий и трудный вид труда. Он связан преимущественно с устной речью. Перед семинаром желательно подготовить удобный конспект, чтобы его оперативно использовать на семинаре. Работать надо активно, включаться в дискуссии давать ответы и ставить вопросы. Любая работа, даже с места на семнарском занятии приветствуется и оценивается. Ошибиться или дать неверный ответ – не страшно. Ведущий семинара поправит, выявит причину ошибки и вновь предложит ответить с учетом новой информации. Неотъемлемой частью семинара является его подготовка, которая предполагает планомерность и системность, а также неформальное отношение к заданиям. 1. Планомерность позволяет оптимально распределить время между учебными дисциплинами; 2. системность обеспечивает постоянное приращение знания; 3. неформальность исключает возможность превращения учебы в псевдоработу и самообман. Как показывает практика, к семинару по «Восточной философии» надо начинать подготовку после лекции, пока свежи в памяти лекционный материал, реплики, замечания, вопросы и ответы преподавателя, его рекомендации. Полученная на лекции информация позволяет искать и читать литературу по заявленной проблеме осознанно, с пониманием «что есть что». Подготовка к семинару предполагает изучение рекомендованной литературы и конспектирование; обоснование значимости рассматриваемой проблемы; анализ литературы по рассматриваемому вопросу; осмысление собственной задачи и составление плана ее решения; формулировки тезисов своего сообщения и выдвижение своей версии обоснования и доказательства решения заявленной проблемы. Подготовку желательно завершить за 1-2 дня до семинара, чтобы осталось время еще раз посмотреть «отлежавшийся» материал подготовленного сообщения с целью его редактирования, следуя правилу: «ничего не потерять нужного и ничего не оставить лишнего». В ходе подготовки к семинарам осваивается язык философии, формируется философская культура, складывается особая методологическая культура рассмотрения и решения проблемных ситуаций, формируется способность не только смотреть, но и видеть проблемную ситуацию и пути ее решения. Восточная философия ориентирует на необходимость: 1. осмыслить заявленную проблему (рассматриваемый вопрос); 2. подвергнуть сомнению имеющиеся варианты ее решения; 3. связать проблему с наработанной теорией и практикой; 4. уяснить ее социокультурную и личностную обусловленность; 5. выработать свою точку зрения. Она может и не совпадать с позицией преподавателя, с мнением других участников семинара. Поэтому свою позицию нужно обстоятельно аргументировать. Изучая материал по заявленной проблеме, студент может столкнуться с разными версиями ее решения. Знакомство с разными подходами требует принять один из них, выстроив свою точку зрения, логичную, непротиворечивую и аргументированную.
Контрольная работа Контрольная работа проходит в аудитори. Список вопросов к контрольной работе иможно взять у преподавателя или на кафедре философии и социальных наук. Вопросы контрольной работы групируються в билеты. В каждом билете по два вопроса. Ответ на вопросы должен быть четким, ясным, исчерпывающим. Приветствуется обилие понятий, категорий и ихформулировок, но строго в контексте вопроса. Структура ответа следующая: определение понятийного аппарата вопроса, теоретический ответ, который должен быть подкреплен конкретным практическим примером или ссылкой на источник.
Самостоятельная работа Самостоятельная работа состоит из: аналитического конспекта, индивидуального творческого задания, составления глоссария. Аналитический конспект, пишется в ручную в отдельной тетради. Тексты для конспектирования выбираются их классического философского наследия по согласованию с преподавателем.. Список рекомендуемой литературы можно взять у преподавателя или на кафедре философии и социальных наук. Индивидуальное творческое задание посвящено философскому осмыслению ключевых проблем и идей философии истории и философии права и выполняются в форме написания тезисов для студенческой научной конференции или ссе для студенческого научного сайта.. И та, и другая формы должны содежать творческий компонент, элементы содержательной реконструкции философского текста. Конкретная тематика ИТЗ формулируются при участии преподавателя. Однако есть ряд приоритетных общих направлений, в рамках которых и формулирется тема ИТЗ их можно взять у преподавателя или на кафедре философии и социальных наук. Составление глоссария включает набор основных терминов, описывающих срез ключевых понятий философской мысли второй половины ХХ века. Подбор терминов для глоссария осуществляется в результате самостоятельного поиска студента и индивидуальных консультаций с преподавателем. Глоссарий может быть построен по двум типам структурирования понятий: Ø Глоссария алфавитного формата (понятия располагаются в алфавитном порядке, с указанием понятий по каждой букве алфавита). Ø Глоссарий тематического формата (текст делиться на четыре связанные темы внутри которых понятия раскрываются по алфавиту, без обязательного указания понятия на каждой букве алфавита). Требования к глоссарию: - содержательная адекватность материала; - емкость и конкретность формулировок; - оригинальность текста; - текст пишется вручную в отдельной тетрадке; - указать не менее 150 понятий.
Экзамен Экзамен это особая форма контроля предусматривающая проверку усвоенности дисциплины. Вопросы к экзаменуможно взять у преподавателя или на кафедре философии и социальных наук. Вопросы разбиваются на билеты, в каждом билете три вопроса (по одному на каждый раздел дисциплины). Подготовка к экзамену заключается в чтении учебников и хрестоматий, обновление знаний путем перечитки конспектов лекций и форм самостоятельной работы. Ответ на экзамиене должен быть ясным, четким, обоснованным и строго по вопросам билета.

Наши рекомендации