Кризисы у экспериментальной пары учеников
Мы уже долго не вспоминали о наших испытуемых, об экспериментальных ученических парах, и теперь, как мне кажется, самое время вновь вернуться к ним и проследить их взаимоотношения, поскольку интенсивный курс их развития способен наглядно продемонстрировать нам, что именно предстоит пройти каждому из учеников. Разница здесь только в том, что ученик-одиночка обычно затрачивает на прохождение всего процесса гораздо больше времени, чем ученики в паре, ибо последние дали сознательное согласие на участие в этой чрезвычайно интенсивной экспериментальной программе. Выше уже говорилось о том, что из двоих учеников в паре чаще всего именно женщина в своём развитии несколько опережает своего партнёра; однако в период, предшествующий Второму Посвящению, и какое-то время после него они оказываются почти на равных. Самый основной и существенный момент для всех ученических пар — это именно проблема ответственности, а на описываемой стадии развития — проблема астральной ответственности. Для ученика-мужчины астральная ответственность — это, как правило, довольно крепкий орешек, и данный этап является для него наиболее трудным периодом работы в деле познания самого себя, ибо на протяжении многих инкарнаций он весьма основательно подавлял и вытеснял свои чувства и потому теперь не очень хорошо знает свою женскую сторону.
В течение всего этого лихорадочно-напряжённого цикла острых взаимообоюдных отношений он всё больше и больше познаёт свою астральную природу. Хотя отчётливей всего он сознаёт именно астральную ответственность, но, как оказывается, почему-то именно её он как раз и не любит, и не любит потому, что механизм личности отбрасывает её как нечто, совершенно его не касающееся. Поэтому естественно, что он не чувствует себя ответственным за собственные чувства и желания, ибо всецело живёт в мире мыслей, передоверяя астральный мир женщинам.
Но женщина, естественно, опровергает это абсурдное утверждение и день за днём открывает ему глаза на то, сколь чудовищно плохо он понимает свою собственную чувственную природу, не говоря уже об астральной ответственности. И чем глубже погружается пара в омут особо критических моментов жизни, тем явственней и неумолимей партнёр-мужчина раскрывает себя не с лучшей стороны, демонстрируя отменно развитые астральные механизмы бегства от ответственности, которые, чуть что, срабатывают безотказно и молниеносно перекладывают всю полноту ответственности на женщину, делая её козлом отпущения.
К счастью, она его видит насквозь и мгновенно разоблачает все его уловки, поскольку она чаще всего несколько опережает его в развитии и потому к этому моменту успевает пройти через эту фазу астральной ответственности, так что в конечном итоге она, за редкими исключениями, почти полностью ответственна за всё эмоциональное в ней. Поэтому именно в её задачу входит указать партнёру на то, что он всячески пытается убежать от ответственности. Он же, стремясь любой ценой защитить себя, не удержится от соблазна прибегнуть к одному из самых древних своих защитных методов — к ментальному механизму втаптывания в грязь, который питается мощными энергоизлучениями страха, страха чисто бессознательного, перед разоблачением. В результате он очень быстро погрязнет в болоте иллюзий или сделается жертвой наваждения, после чего утратит всякую способность здраво и ясно мыслить и рассуждать, не говоря уже о сохранении мало-мальски приемлемого контакта со своей душой.
В такие моменты взаимоотношения партнёров оказываются на очень опасной, зыбкой почве, и фактически только женщина своей сердечной теплотой и пониманием спасает эти отношения от краха и гибели и вновь выводит их на твёрдую почву. Воистину, ученик, прибегающий ко всевозможным мыслимым и немыслимым уловкам и хитростям только ради того, чтобы сложить с себя ответственность, являет собой поистине жалкое зрелище, совершенно недостойное высокого звания ученика. Но, как это ни прискорбно, в реальной жизни подобное положение дел во взаимоотношениях партнёров наблюдается почти у всех Наших экспериментальных пар. Мы уже неоднократно описывали излюбленные механизмы бегства от ответственности, такие как извинение, самооправдание, ложь, самозащита и прямые нападки, которыми часто пользуются партнёры, чтобы уйти от ответственности и найти себе удобного козла отпущения. Эти механизмы в изобилии расцветают всюду, где только обитают люди, хотя сами они совершенно не замечают этих используемых ими методов защиты ни у себя, ни у других, поскольку каждый, в принципе, обладает точно такими же или сходными шаблонами реагирования. Другое дело — Наши ученические пары, в которых один из партнёров насквозь видит другого и тут же его разоблачает. Как правило, женщины испытывают меньше затруднений с принятием на себя астральной ответственности, поскольку на протяжении многих жизней они прекрасно усвоили эту категорию ответственности. Если ученик-женщина на протяжении целого ряда жизней не меняла свой пол и оставалась женщиной, то она довольно быстро выявит у себя сферы и направления безответственного поведения и немедленно исправит положение, поскольку проблема приятия чувственной ответственности более не является для неё вопросом потери личного престижа.
Иное дело — ученик-мужчина, особенно если он тоже на протяжении целого ряда жизней не менял свой пол и оставался мужчиной. Для него чувственная ответственность неразрывно сопряжена с поражением, с потерей престижа, с уязвлённой гордостью и тщеславием. Поэтому указанные механизмы в нём очень живучи, и ему довольно сложно сладить с ними, поскольку основной вопрос упирается в то, чтобы их обнаружить. Однако, если ученик достаточно зрел, его связь с душой к этому времени оказывается столь крепкой и стабильной, что в нём постоянно присутствует желание во что бы то ни стало преодолеть эти невероятно унизительные механизмы, которые всячески мучат и изводят его, чиня бесконечные препятствия на пути нормальных, гармоничных отношений.
По окончании очередного изнурительного сеанса самоанализа и психотерапии ему обычно удаётся переломить себя и возвыситься над собой настолько, что он решается признать свою чувственную ответственность за проявляемые им большие, глубокие чувства. Самое парадоксальное здесь то, что процесс признания чувственной ответственности за мелкие, неглубокие чувства может неожиданно натолкнуться на мощное сопротивление личности, которая защищается с такой силой, что сама причина её мнимого несчастья оказывается несусветно малой и крошечной на фоне тех грандиозных последствий, которые она вызвала к жизни своим поистине безрассудным упорством и сопротивлением. В этом случае кризисы один за другим начинают вторгаться в жизнь этой пары учеников, раздирая их отношения столь основательным образом, что атмосфера единства и согласия не один раз достигает критической точки распада. Женщине такое поведение кажется мелким и недостойным, она никак не может понять, почему её суженый ставит тщеславие, гордость и эгоизм превыше любви и духовного сотрудничества. Чем чаще партнёр предстаёт перед ней в столь жалком обличии, ибо он по-прежнему упорно отказывается признать себя ответственным за сущий пустяк, тем чаще она подумывает о том, что всякое терпение имеет свой предел и имеет ли смысл и дальше продолжать жить совместной жизнью с этим человеком. При этом забываются и та духовная работа, которой она посвятила свою жизнь, и её любовь к нему, и собственные достоинство и самоуважение, которые он попирает всякий раз, когда разражается очередной межличностный кризис.
Для мужчины этот период — очень несчастливое и тяжёлое время. После того, как страсти улягутся и ему в часы самоанализа и оценки ситуации указывают на ту мизерную причину, которая запустила в ход все его старые механизма бегства от ответственности, ему становится стыдно за себя, его гордость и самолюбие уязвляются, а чувство неполноценности заявляет о себе с небывалой силой. Когда же дело доходит до разборки тех многочисленных последствий, которые повлёк за собой его отказ от малой ответственности, то в этот момент его вера в собственные силы достигает нулевой отметки.
Единственное, что может его спасти, — это любовь и теплота женского сердца. Но теперь ему понятно, что в тот момент, когда страх перед малой ответственностью приводит в действие все его механизмы бегства, в тот же самый момент приводятся в действие и косные, догматические, негативные мысли, которые с молниеносной быстротой опустошают всё пространство вокруг. Воистину, мысль — палач разума, который убивает потому, что в ней слишком сильно ледяное, непоколебимое мужское начало. Только в том случае, если мужчина откроется и уступит своей собственной внутренней женской природе, только тогда он сможет взнуздать эти мучительные переживания, которые изводят и его самого, и его партнёршу.
Наконец-то до его сознания доходит факт необходимости любой ценой умертвить голодной смертью все свои старые негативные установки с тем, чтобы воспрепятствовать мыслям постоянно зависать на том, как бы половчее обвинить других или выказать им своё недоверие, или попытаться приписать им негативные побуждения. Теперь он знает, что основная его задача — дать себе новую установку по активизации и задействованию таких своих качеств, как женственность и сердечная теплота. Однако очень скоро их отношения вновь идут под откос, а потом ещё и ещё раз, и лишь миновав и пережив бесчисленное множество раздражающих и мучительных кризисных ситуаций, оба наконец понимают, что новая установка должна внедряться и закрепляться постоянно, если только ученик действительно хочет, чтобы она включилась и сработала до того, как всё пойдёт прахом. Лишь тогда он собирается с силами; лишь тогда к нему приходит понимание того, что если он выбирает душу, то сможет выиграть всё; или может всё потерять, если примет сторону личности, в активе которой большинство "побед".
Из этой кризисной фазы ученики выносят для себя очень много полезного. Она учится быть сильной, учится не давать себя в обиду и не позволять втаптывать себя в грязь. Он учится пониманию того, насколько важно привить себе сердечную теплоту и постоянную любовь, которые одни лишь могут научить его замечать малую астральную ответственность, к которой он внутренне стремится. Кроме того, под влиянием своих женских свойств он с каждым разом всё больше и больше сознаёт, что должен изжить былые гордость и тщеславие, дабы отныне руководствоваться лишь абсолютной теплотой своего сердца. Если ученическая пара не сломается и выдюжит весь этот долгий период испытаний, то ученики, духовно окрепшие, сильные, наделённые более высоким уровнем сознания, уверенно пойдут дальше, к ещё более прочным согласию, сплочённости и духовной любви.