Китайская голубая гостиная
Название этой комнаты обусловлено использованием в отделке этого зала мотивов китайского искусства – расписного шелка, вазами, изображение китайского зонтика на паркете. В конце 18 в. увлечение искусством Китая было повсеместным. Китайские мотивы используются в отделке интерьеров дворца, в парках строятся китайские павильоны.
В Китайской Голубой гостиной принимались с докладами самые приближенные к императору лица.
В годы ВОВ шелк был похищен немцами и восстановлен по небольшому кусочку, сохранившемуся за зеркалом и довоенным фотографиям. Камин был собран по многочисленным деталям, часть которых была найдена в 15 км от Пушкина, плафон был написан заново.
Предхорная
- последняя комната в парадной анфиладе Ек дворца. Свое название она получила из-за расположения рядом с хорами придворной церкви. Через эту комнату царская семья проходила на богослужение в церковь.
На стенах подлинный, сохраненный в эвакуации, шелк с изображением фазанов и лебедей. Диван создан по проекту Растрелли и был сохранен в эвакуации.
Опочивальня
Входит в число комнат «малой анфилады» Ек дворца. Доступ в эти покои имели только члены царской семьи и их ближайшее окружение.
Комната декорирована в античном стиле. Основным элементом декоративного убранства являются изящные фаянсовые колонки, обвитые золочеными гирляндами. В центре комнаты они группируются и образуют альков.
Верхнюю часть стен украшают гипсовые медальоны с аллегорически фигурами, изображающими здоровье, веселье, благополучие и достаток, выполненные скульптором Мартосом.
При Екатерине был создан английский, пейзажный парк.
Если во французском регулярном парке главная идея была – показать величие человека и его способность до неузнаваемости изменить природу, то идея английского пейзажного парка заключалась в том, чтобы показать природу такой, какая она есть.
В Екатерининском парке Чарльз Камерон построил ряд павильонов, самым красивым из которых является Камеронова галерея. Названа она в честь своего создателя. На массивных блоках нижнего этажа возвышалась белая легкая колоннада, состоящая из 44 колонн. Эта галерея предназначалась для прогулок императрицы, для бесед и раздумий. Галерею украшали бюсты знаменитых античных ученых, поэтов, полководцев, римских императоров.
В нижнем этаже располагались комнаты фрейлин.
Рядом с Камероновой галереей были возведены Холодные бани с агатовыми комнатами и Пандусом – пологим спуском в парк, по которому было удобно ходить престарелой императрице.
В честь победы русской эскадры над турецким флотом 24-26 июня 1770 г. в Чесменской бухте, посреди Большого пруда Екатерининского парка была установлена Чесменская колонна.
Вторя увлечению востоком, в Екатерининском парке было создано несколько павильонов в китайском стиле: Китайская деревня – комплекс номеров для знатных гостей, Крестовый мост с беседкой и Китайская Скрипучая беседка (названа так из-за скрипа, который издавали при вращении железные флюгеры, установленные на крыше здания). Здесь организовывались завтраки и чайные церемонии.
По желанию императрицы с южной стороны дворца был пристроен флигель, позже названный Зубовским корпусом, где были личные комнаты императрицы. Интерьеры комнат были спроектированы шотландским архитектором Чарльзом Камероном, однако до наших дней они не сохранились.
Для любимого внука Александра Екатерина в 1792-1796 гг. выстроила дворец. Строительство дворца было доверено архитектору Кваренги. Он до сих пор является образцом совершенных пропорций и гармонии и назван в честь любимого внука цесаревича Александра Александровским дворцом.
Александровский дворец был резиденцией императоров Николая 1, Александра 3, Николая 2.
Однако официальные приемы устраивались в Екатерининском дворце.
Всего у Екатерины было 10 внуков и внучек, для которых рядом с дворцом был выстроен Великокняжеский корпус, в 1811 г. переданный Лицею. В 1811-1817 гг. в нем учился А.С. Пушкин.
Царское Село в 19 веке
В начале 19 в. на смену классицизму приходит новый арх стиль – ампир. В это время на троне находился любимый внук Екатерины – император Александр I (царств. 1801-1825).
Воспитание и образование Александра I взяла в свои руки бабушка Екатерина II. Она уделяла воспитанию внуков Александра и Константина важное значение – каждый день, перед решением гос дел, она проводила время с внуками.
Воспитателем Александра был швейцарец Фридрих Лагарп, человек высокообразованный, приверженец идей Просвещения. Кроме того был нанят специальный штат преподавателей.
В 1793 г. состоялось обручение Александра 1 с немецкой принцессой Баденской Луизой Марией Августой, получившей при крещении имя Елизавета Алексеевна. Молодые люди переехали в Александровский дворец – свадебный подарок Екатерины.
После убийства Павла 1 Александр 1 становится императором. Он часто бывал в Царском Селе и очень его любил. Здесь он разработал проекты многих гос реформ – учреждение министерств, Государственного совета, военную реформу.
Придворный архитектор Александра Василий Петрович Стасов переделал часть интерьеров дворца в стиле ампир.
Название стиля ампир происходит от слова «империя». Его целью является прославление Российской империи, а главной темой – победа в войне с Наполеоном. Искусство ампира сочетает в себе черты классического античного искусства с военными атрибутами.
Самый красивый интерьер в стиле ампир – кабинет Александра I.
Стены зала облицованы светло-розовым искусственным мрамором, что дало интерьеру второе название – Мраморный кабинет.
Справа находится стол императора. Его украшает письменный гарнитур, состоящий из письменных принадлежностей, прессов для бумаг, канделябров, декоративных ваз и других предметов, изготовленных из бронзы и малахита.
Военной тематике посвящены часы с фигурой римского полководца Юлия Цезаря, бронзовая люстра с изображением воинов и фарфоровая ваза, на которой изображен торжественный въезд Александра I в Париж после победы над Наполеоном.
Декоративное убранство зала сочетает в себе характерную для классицизма строгость с величием и торжественностью ампира.
Кабинет входил в число личных покоев императора и предназначался для важных официальных приемов.
В 1820-е гг. царя стали преследовать утомление и депрессии. Гибель отца, наводнение в Петербурге, пожар в ЦС – всё это негативно отразилось на психике императора. Он начинает видеть в этих бедствиях наказание за свои прегрешение – участие в заговоре против отца и его убийстве.
В 1825 г. для поддержания ухудшающегося здоровья супруги Елизаветы Алексеевны царственная чета решила совершить путешествие на юг России, в Таганрог, где по пути царь скончался. По другой версии царь постригся в монахи и удалился от власти и мира, закончив свои дни в Пермской губернии под именем сибирского старца Федора Кузьмича, прославившегося своим молитвенным подвижничеством. В церкви Екатерининского дворца состоялось прощание с телом императора.
Постройки в парке
В 1816 г. в Екатерининском парке была установлена скульптура «Девушка с кувшином», гранитная терраса (на месте катальной горки).
Начинает застраиваться и Александровский парк. Здесь архитектор Менелас строит Ламский павильон (для привезенных из Южной Америки лам), Белую башню, Шапель, оранжереи, ферму.
Шапель – капелла-часовня, возведена в готическом стиле с полуразрушенными, растрескавшимися стенами.
Белая башня и детская земляная крепость предназначались для обучения и игр императорских сыновей. Здесь они изучали военное дело, артиллерию и фортификацию. На террасах занимались гимнастикой, фехтованием, танцами, рисованием.
При Николае I в Ек парке была построена Турецкая баня – копия одной из мечетей г. Адрианополя. Интерьер также оформлен в мавританском стиле. Подлинные фрагменты мозаик и доски с текстами изречений были вывезены из Турции. Это последний павильон Ек парка.
При Николае I сущ свободный доступ в Ек парк всех желающих, билеты можно было получить по заявке в Царскосельском дворцовом Управлении. Среди гуляющих можно было встретить и императорскую чету.
ЦС было любимым местом пребывания императорской четы Александра II и Марии Федоровны. Они жили в Зубовском флигеле Ек дворца, где для них были оборудованы апартаменты (до наших дней не сохранились).
При Александре II была спроектирована Парадная лестница(арх Ипполит Монигетти), ставшая главным входом во дворец. Чтобы не нарушать целостность архитектурного ансамбля, Монигетти оформил стены и потолок лепным орнаментом, напоминающим золоченую резьбу созданных ранее залов Растрелли. Особую торжественность интерьеру придает сочетание белого лепного орнамента с красным цветом драпировок.
В 1864 г. во дворце был проведен водопровод, в 1880 г. была установлена телеграфная станция, во дворец было проведено электричество.
Перед Зубовским флигелем был разбит Собственный садик императрицы Марии Федоровны. Его украшают фонтан и веранда. В благодарность за создание Собственного садика арх Видов получил звание академика Ак Художеств.
Для детей Александра II на Детском острове был построен Детский домик, где играли дети императора.