Организационно-методический раздел
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
По курсу истории кино
преподаватель:
Дунаевский А.Л., к. иск.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
СОДЕРЖАНИЕ
Организационно-методический раздел………………………... 4-6
Программа лекционного курса…………………………………. 7-8
Список основной литературы…………………………………... 9-16
Первый семестр
Исторический аспект изучаемого предмета…………………....17-48
Сентябрь…………………………………………………………. 17-23
Октябрь…………………………………………………………... 24-32
Ноябрь……………………………………………………………. 33-39
Декабрь…………………………………………………………... 40-48
Теоретический аспект изучаемого предмета …………………. 49-60
Сентябрь…………………………………………………………. 49-51
Октябрь…………………………………………………………... 51-55
Ноябрь…………………………………………………………….55-57
Декабрь…………………………………………………………....57-60
Биографические справки………………………………………... 61-106
Выходные данные и аннотации к фильмам,
представленным на лекциях…………………………………….107-139
Второй семестр
Исторический аспект изучаемого предмета…………………….140-173
Март………………………………………………………………. 140-147
Апрель……………………………………………………………..148-162
Май………………………………………………………………...163-173
Теоретический аспект изучаемого предмета …………………...174-188
Март………………………………………………………………..174-178
Апрель…………………………………………………………......178-184
Май………………………………………………………………...184-188
Биографические справки………………………………………....189-254
Выходные данные и аннотации к фильмам,
представленным на лекциях…………………………………….. 255-315
Термины……………………………………………………………316-335
Приложения………………………………………………………..336-379
Хроника основных событий……………………………………… 336-342
Основные фильмы по версии Жоржа Садуля……………………343-357
Рекомендованные к просмотру картины…………………………358-379
100 лучших фильмов в истории кино
(версия ФИПРЕССИ)………………………………………………358-360
100 лучших англоязычных фильмов
(версия The Times (London))……………………………………….360-362
100 лучших англоязычных фильмов
(версия Aмериканского Киноинститута)………………………… 363-366
100 лучших фильмов
(версия Le Monde (Париж))……………………………………….. 366-368
Самые значительные фильмы в истории кино
(версия Санкт-Петербургской Федерации Кинопрессы)……….. 368-371
Лучших отечественных фильмов
(версия историка кино Олега Ковалова)……………………..........371-374
Лучших отечественных фильмов
Версия историка кино Петра Багрова)………………………….... 374-376
Лучших отечественных фильмов
Версия историка кино Владимира Кузьмина)………………….... 376-379
Организационно-методический раздел
1. Цели и задачи курса.
Двухсеместровый курс "История кинематографа" предназначен преимущественно для студентов театроведческого факультета СПбГАТИ.
Основной целью освоения дисциплины является ознакомление студентов со всеми наиболее значимыми явлениями в истории кино немого периода (1888-1930) и предоставление необходимых сведений по эстетике кинематографа.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
- изучение истории киноискусства немого периода
- изучение выразительных средств кинематографа и языка кино.
- формирование представления о закономерностях и основных тенденциях
развития искусства кино от момента его возникновения до наших дней.
- раскрыть идейные, философские и культурологические корни искусства
кино.
- определить место кинематографа в ряду других искусств.
- выявить основные этапы развития мирового кино и дать периодизацию
развития киноискусства;
- предложить развернутую характеристику основных кинематографических
направлений, течений, школ.
- в процесс изложения историю национальных кинематографий выявить их
специфику.
- раскрыть индивидуальные особенности творчества режиссеров, оказавших
влияние на развитие мирового кинематографа.
- сформировать умение определять эстетические особенности фильмов и
принадлежность их к различным направлениям.
- развивать способность выделять в кинематографическом образе
эстетический, философский и культурологический смыслы.
- формировать умение анализировать содержание фильма.
2. Требования к уровню освоения предмета.
По окончании изучения "История кинематографа" студент должен:
- иметь представление о логике развития и основных вехах в истории киноискусства ХХ века
- знать образный строй просмотренных и разобранных на занятиях фильмов и иметь представление о творчестве режиссеров, актеров, операторов и других деятелей киноискусства, повлиявших на развитие мирового кино.
- уметь охарактеризовать ведущие направления в кино первой трети ХХ века, достижения и стили отдельных режиссеров и фильмы, представляющие эти направления.
- определять характер и содержание идейно-эстетических направлений искусства кино и основные стилистические черты авторского кинематографа.
- выделять в поэтике экранных образов смысловые особенности.
3. Формы контроля.
Итоговый контроль. Для контроля усвоения курса предусмотрены зачет в конце первого семестра и экзамен в конце второго семестра учебного года.
Текущий контроль:
1) Студентам предлагается выполнить индивидуальное задание по различным темам, примерные формулировки которых оглашаются заранее в конце каждой лекции (см. методическую разработку).
2) В течение семестра проводится опрос по материалам предыдущих занятий. 3) На основе полученной на занятиях информации студенты пишут короткие рецензии к ряду просмотренных фильмов. Ответы на вопросы и письменные работы служат основанием для допуска студентов к сдаче зачета и экзамена в конце семестра.
Содержание дисциплины
Авторский курс «История кинематографа» разработан на основе изучения различных областей киноискусства: кинодраматургии, языка кинорежиссуры, актерского и операторского мастерства, а также на основе практической работы с различными группами зрительской аудитории.
Образцом для создания данного курса послужили дисциплины по истории и эстетике кинематографа, преподаваемые во ВГИКе.
Принципиальное отличие курса «История кинематографа» заключается в полноте представленных в нем сведений о кинематографе и обилии визуального материала, собираемого автором курса в течение длительного времени. В рамках разработанной программы студенты получают представление о большинстве специфических дисциплин киноведения, необходимых для адекватного восприятия киноискусства, и имеют возможность увидеть фрагменты большинства самых значительных киноработ первой трети ХХ века, а также познакомятся со многими из них целиком.
Требования при подготовке к зачету и экзамену:
1. Выполнение индивидуального исследовательского задания по
предложенным в данной разработке проблемам или выбранной самостоятельно и утвержденной преподавателем темы.
2. Вопрос по одной из тем курса.
3. Краткая характеристика образного строя рекомендованного к
просмотру фильма (см. прилагаемые списки).
4. Экспериментальное задание (по просьбе студента). Например, создание
монтажного фильма или фотофильма по изученным темам с
самостоятельно выполненным комментарием.
5. В виде исключения итоговая оценка может быть выставлена за цикл
сделанных в ходе лекций сообщений.