Эстетика представителей немецкой классической философии. Кант

Эстетика эпохи Просвещения. Общая характеристика

В эпоху Просвещения (18 век) в культуре стали нарастать научно‑технические, рассудочно‑рационалистические тенденции. Постепенно они вытесняли веру и религиозное сознание – в том числе из искусства.

С Возрождения в западной эстетической культуре намечаются две главные тенденции: 1) нормативно‑рациоцентрическая (классицизм, Просвещение, академизм, реализм, техноцентризм), тяготеющая к рационализму, материализму, позитивизму, прагматизму, научно‑техническому утилитаризму, и 2) иррационально‑духовная (барокко, романтизм, символизм).

капитализм оказал негативное влияние на всю духовную культуру и эстетическое сознание, это связано с господством рационализма; в искусстве – противоборством и взаимодействием двух главных направлений – барокко и классицизма.

Философы просвещения - Вольтер, Руссо, Дидро, Лессинг и др. много думают, пишут, спорят о воспитательной роли искусства, связывают с этим остальные эстетические проблемы. Прекрасное в искусстве интересуют просветителей как действенные средства воспитания нового «гражданина». От искусства они в противовес теоретикам классицизма и барокко требуют правды, естественности, простоты.

Просветители поставили в эстетике вопрос о коммуникативной, как сказали бы мы теперь, функции искусства. Так, французский философ Кондильяк усматривал главную причину появления искусства в потребности общения людей.

Цель просветителей – нести искусство широким массам, объяснить этим массам его истинное назначение.

Эстетика немецкого Просвещения. Баумгартен. Винкельман. Лессинг

Немецкий философ Баумгартен ввел термин «эстетика» (1735), включил ее в систему других философских наук. Эстетика, по Баумгартену, состоит из трех главных разделов: 1) первый посвящен изучению красоты в вещах и в мышлении, 2) второй – основным законам искусств и 3) третий – семиотике – эстетическим знакам, в том числе и в искусстве. В дальнейшем классическая эстетика фактически занималась разработкой этих главных проблем и круга вопросов, так или иначе восходящих к ним или из них вытекающих, переосмыслив, однако, достаточно радикально понимание предмета эстетики в целом.

немецкий эстетик И.И. Винкельман выдвинул принципы подражания античности для искусства. Образцы - произведения античности с их благородной простотой, спокойным величием, идеальной красотой.

С Винкельманом и классицизмом спорил Г.Э. Лессинг, который заложил основы эстетики просветительского реализма. По Лессингу, напротив, катарсис ведет к возбуждению страстей, которые стимулируют социальную активность человека, «превращают страсти в добродетельные наклонности».

Эстетика представителей немецкой классической философии. Кант

Согласно Канту, эстетика - завершающая часть общей философской системы, «мост» между познанием («чистым разумом») и этикой

эстетика связана с созерцанием и особым удовольствием, бескорыстным творчеством, свободная игра духовных сил. Эстетическое удовольствие должно быть лишено корыстной заинтересованности. Это важнейший принцип эстетического, обозначенный Кантом как «целесообразность без цели».

Кант выделяет два вида красоты: свободную и привходящую (сопутствующую).

Свободная красота – это и есть бескорыстное созерцание, а привходящая красота связана с целями. Человек-эстет обладает и нравственностью.

Кант впервые в истории эстетики показал, что сфера эстетического – это особая и самостоятельная сфера опыта, духа.

Шеллинг, продолжал идеи Канта и связывал их с эстетикой романтизма, христианской эстетикой. Эстетика – высший уровень интеллектуальной деятельности. У него эстетика = философия искусства, как и у Канта, завершает философию.

Гегель считал, что эстетику нужно называть «философией искусства». Искусство Гегель понимал как форму самораскрытия абсолютного духа. Цель искусства - в выражении истины, прекрасного. Гегель считал главной категорией эстетики не мимесис (подражание), а идеал, то есть прекрасное в искусстве. Идеал проявляется в «подчиненности всех элементов произведения единой цели». Гегель выделял 3 стадии развития искусства: символическую, когда идея еще не обретает адекватных форм художественного выражения (искусства Древнего Востока); классическую, когда форма и идея достигают полной адекватности (искусство греческой классики) и романтическую, когда духовность перерастает какие‑либо формы конкретно чувственного выражения и освобожденный дух рвется в иные формы самопознания – религию и философию (европейское искусство от Средних веков и далее). На этом уровне начинается закат искусства, как исчерпавшего свои возможности.

Наши рекомендации