Lecons des Tenebres» для одного и двух голосов
Предуведомление
Несколько лет тому назад я сочинил три «Lecons des tenebres» к великой пятнице по просьбе сестер L-й обители, где они исполнялись с успехом.
Это и побудило меня несколько месяцев тому назад сочинить подобные песнопения к страстной среде и страстному четвергу.
Однако сейчас я даю только три песнопения к страстной среде, так как у меня не было времени выгравировать шесть остальных до начала великого поста.
Первое и второе песнопение каждого дня даются всегда для одного голоса, а третье - для двух; таким образом, для их исполнения достаточно двух голосов.
Хотя мелодия помещена в скрипичном ключе, «Lecons des tenebres» могут исполняться любыми голосами, тем более что теперь все аккомпанирующие умеют транспонировать.
Шесть следующих песнопений я опубликую по три к каждому дню, если публика останется довольна этими.
Будет очень хорошо, если к аккомпанементу на органе или клавесине можно будет добавить басовую партию на виоле или на скрипке.
Комментарии
Предисловие к первому сборнику клавесинных пьес
Первый сборник пьес для клавесина, как указано на титульном листе этого сборника, появился в свет в 1713 году с «Королевской привилегией». Куперену тогда было сорок пять лет. На том же титульном листе указывалось, что «все гравировальные работы были выполнены дю Плесси» и что сборник «ценою в 16 ливров серебром продается в Париже у г-на Куперена, органиста церкви Сен-Жерве, близ церкви, у г-на Ле Клера, торговца на улице дю Руль, под вывеской «Золотой крест», у г-на Буавена на улице Сент-Оноре». Сборник посвящен Кристофу Александру Пайо, сеньору де Вилье, генеральному инспектору почт и почтовых станций, который покровительствовал Куперену. В специальном посвящении, предпосланном Купереном сборнику, говорится: «Сударь! Вы изъявили желание, я его выполнил. Вот сборник моих пьес. В прошлом году Вы оказали мне честь, весьма любезно сообщив мне, что Вас все просят убедить меня издать мои произведения. Вы даже весьма красноречиво высказались но этому поводу, и я не премину об этом рассказать, коль скоро Вы, по Вашей деликатности, запретили мне писать об этом. Но разрешите и мне несколько воспользоваться моими правами. Человек, истинно преисполненный благодарности, должен иметь некоторые привилегии, ибо люди такого сорта редки.
Итак, прошу Вас, примите этот труд, который в некотором отношении принадлежит сколько Вам, столько же и мне, и будьте справедливы ко мне, считая меня, сударь, Вашим покорным и верным слугой. Куперен».
Значительная часть пьес, вошедших в первый сборник, судя по их стилю, были написаны задолго до публикации сборника; некоторые из них, возможно, даже относятся к концу XVII века. Пять пьес первого сборника, как сообщает М. Коши, были опубликованы в 1707 году без указания имени автора в сборнике под названием «Избранные пьесы для клавесина различных авторов», изданном у Кристофа Баллара («Пчелки», «Монашенка», «Диана», «Флорентина», «Шутница»). В том же сборнике 1707 года находится и «Сицилийская песня», тоже анонимная, но которую французские исследователи, в том числе М. Коши, приписывают Куперену.
В первом сборнике, в отличие от последующих, содержится совсем немного пьес, написанных в честь тех или иных лиц (имена которых фигурируют в названиях). Встречаются только три фамилии, если не считать просто имен. Две из них точно установлены французскими исследователями: «Ла Гарнье» написана в честь жены Габриэля Гарнье, который в то время был одним из органистов королевской дворцовой церкви; «Ла Вилье» написана в честь Анны де Мансе, которая в то время как раз вышла замуж за сеньора Вилье, кому и был посвящен весь сборник.
Называя эти «именные» пьесы «лестными» для себя, Куперен отдавал дань своему времени, вежливости, придворному этикету.
К первому сборнику клавесинных пьес Купереном была приложена таблица украшений и помет, которая приводится нами в конце комментариев.
Предисловие ко второму сборнику клавесинных пьес
Второй сборник пьес для клавесина является единственным из четырех сборников, на титульном листе которого отсутствует дата издания. Однако из предпоследнего абзаца предисловия Куперена ясно видно, что он появился в свет между первым и вторым изданием «Искусства игры на клавесине», то есть между 1716 и 1717 годами. Куперену было тогда 49 лет. На титульном листе второго сборника значится, что он принадлежит перу «г-на Куперена, органиста королевской капеллы, штатного музыканта Двора Его Высочества и бывшего преподавателя композиции и аккомпанемента покойного Монсеньора Дофина герцога Бургундского». Указывается также, что «гравировальные работы выполнены дю Плесси», и что сборник «ценою в 18 ливров серебром продается в Париже у автора, напротив конюшен Отеля де Тулуз, у г-на Буавена на улице Сент-Оноре, напротив улицы де Бурдоне, и, с некоторых пор, у г-на Ле Клера, торговца, на улице дю Руль под вывеской «Золотой крест».
Сборник посвящен «г-ну Пра, генеральному инспектору почт и почтовых станций». В специальном посвящении, предпосланном Купереном сборнику, говорится: «Сударь! Неужели я никогда не смогу расплатиться за все, чем я обязан моим друзьям, иначе, чем столь легковесными знаками внимания как те, которые я настоящим Вам посылаю. Однако, поскольку ими пользуются особы со вкусом, я льщу себя надеждой, что Вы согласитесь принять в качестве аванса этот второй сборник моих пьес для клавесина и окажете мне честь считать меня, сударь, Вашим преданным, верным и премного признательным слугой. Куперен».
Большая часть фамилий и имен, фигурирующих в названиях пьес второго сборника, расшифрована французскими исследователями. Так, например, установлено, что пьеса «Ла Берсан» написана в честь мадемуазель де Берсан (Сюзанны Боин), дочери Андре Бонна, сеньора де Берсана; пьеса «Ла Маринет» - в честь одной из дочерей композитора Жана-Батиста Марена (1677-1745); пьеса «Ла Нуантель» - в честь г-жи де Нуантель, жены Жана де Портье, сеньора де Нуантель, хранителя королевской казны с 1702 года; пьеса «Сверкающая, или Ла Бонтан», - в честь Шарлотты ле Вассер, вышедшей замуж в 1703 году за Луи Александра Бонтана, первого камердинера короля.
Особенный интерес представляет название «Les Fastes de la grande et ancienne Mxnxsxrxndxsx», где последнее слово, в котором все гласные заменены на букву x, следует читать как Менестрандия. Менестрандия или Менестранда является названием «Общества учителей танцев и музыкантов, играющих на различных инструментах, как высоких, так и низких». По словам М. Коши, менестрели еще в 1321 году объединились в корпорацию, статут которой был одобрен прево города Парижа. Глава этой корпорации получил звание «Короля менестрелей». В 1659 году Людовик XIV дал им новый статут и включил в эту корпорацию «учителей танцев и музыкантов, играющих на инструментах, как высоких, так и низких». В 1663 году они получили от прево города Парижа указ, по которому запрещалось обучать игре на клавесине, не получив сначала звания «мэтра» в их корпорации. Однако композиторы, органисты и клавесинисты, подав прошение в парламент за подписью десяти музыкантов, среди которых был и Куперен, получили в 1695 году разрешение, освобождающее их от какой-либо зависимости от корпорации. Через 12 лет, в 1707 году корпорация все же взяла верх, а затем вскоре снова потерпела поражение. По поводу одного из этих двух поражений менестрендиды Куперен сочинил ряд сатирических пьес.
Говоря о трудностях издания второго сборника, Куперен ссылается на «одного из славнейших музыкантов наших дней, который опубликовал в ту пору сборник пьес для виолы; кого именно имел здесь в виду Куперен, установить не удалось.
Предисловие к третьему сборнику клавесинных пьес
Третий сборник пьес для клавесина появился, как это указано на титульном листе, в 1722 году. Куперену в ту пору было пятьдесят четыре года. На том же титульном листе значится, что сборник принадлежит перу «г-на Куперена, органиста королевской капеллы, штатного музыканта Двора Его Высочества и бывшего преподавателя композиции и аккомпанемента Монсеньора Дофина, герцога Бургундского, отца Его Величества». Указывается также, что сборник «ценою в 20 ливров серебром продается у г-на Куперена, органиста церкви Сен-Жервё близ церкви, у г-на Буавена на улице Сент-Оноре, напротив улицы де Бурдоне, и, с некоторых пор, у г-на Ле Клера, торговца, на улице дю Руль, под вывеской «Золотой крест».
В третьем сборнике содержится сравнительно небольшое число названий пьес с собственными именами. Некоторые из них полностью расшифрованы. Так, например, пьеса «Принцесса де Шабё, или Муза Монако» написана для малолетней дочери Антуана I Гримальди принца Монако. Об этом свидетельствует хотя бы известное письмо Антуана I Гримальди, принца Монако, адресованное Куперену: «Монако, 28 июля 1722 года Г-ну Куперену. Я получил, сударь, письмо, которое Вы соблаговолили мне написать 12 числа сего месяца, а также прелестную пьесу, посвященную моей дочери, которая была в него вложена. Она (моя дочь) похожа на котенка, играющего лапкой, - так мы называем нашу дочь, мадемуазель Шабе. Если Вы сочтете се достойной более серьезного произведения мы примем его с такой же признательностью.
Мне хотелось бы, чтобы Ваш третий сборник был начат. Он мне готовит счастливые минуты. Ничто не доставляет мне такого наслаждения, как Ваши произведения.
Берегите себя, не работайте так много, если Ваше здоровье от этого страдает. Это не только мое мнение, по и мнение всей публики. Искренне Ваш принц Монако».
Из этого письма, кстати, можно еще более уточнить дату публикации третьего сборника. Данный сборник только готовился к печати 25 июля 1722 года. Следовательно, он мог появиться в течение последних пяти месяцев 1722 года.
Нет сомнения также в том, что пьеса «Ла Фарнерен» написана в честь жены композитора Антуана Фарнерен (1671-1745).
Под «Pieces croisees» (термин, введенный Купереном) следует понимать пьесы, звуковые линии которых перекрещиваются. Их полноценное исполнение было возможно лишь на клавесинах с двумя мануалами. При отсутствии таких клавесинов Куперен предлагает другие способы исполнения, которые он вкратце характеризует в своем предисловии.
Предисловие к четвертому сборнику клавесинных пьес
Четвертый сборник пьес для клавесина вышел в свет, как это указано на титульном листе, в 1730 году. Как и три других, он издавался при жизни композитора только один раз, но в нескольких тиражах, отличающихся друг от друга незначительными усовершенствованиями.
На титульном листе сборника значится, что сборник принадлежит перу «г-на Куперена, королевского органиста». Указывается также, что «гравировальные работы выполнены дю Плесси», и что сборник «ценою в 15 ливров серебром продается у г-на Куперена, органиста церкви Сен-Жервё, близ церкви, у г-на Буавена, на улице Сент-Оноре, у г-на Ле Клера, на улице дю Руль, под вывеской «Золотой крест». Какое-либо специальное посвящение, как и в третьем сборнике, отсутствует.
Шесть пьес сборника имеют название с именами лиц. Пять из этих лиц точно установлены исследователями. Пьеса «Принцесса Мари» написана в честь Марии Лещинской, невесты Людовика XV (не случайно, что третья часть пьесы - мелодия в польском стиле); пьеса «Ла Куперинет» - в честь второй дочери Куперена Маргариты-Антуанетты (1705-1775), великолепно игравшей на клавесине и заменившей впоследствии отца в качестве клавесинистки при дворе короля; пьеса «Ла Сезиль» - в честь г-жи Сезиль, жены Никола Сезиль, приближенного короля; пьеса «Ла Куперен», естественно, сочинена в честь жены самого Куперена, а пьеса «Ла Монфламбер» - для г-жи Монфламбер, дочери Луи Дарбульена, первого поставщика вина при дворе французского короля.
Предисловие к «Королевским концертам»
«Королевские концерты», как это видно из публикуемого предисловия, предназначались для смешанного ансамбля, чаще всего в составе клавесина, виолы, гобоя и фагота. Среди указанных Купереном исполнителей концерта особенно выделялись Франсуа Дюваль (1673-1728) и Андре Филидор (или, как его тогда еще называли, Андре Даникан Филидор, ?-1730). Первый был превосходным скрипачом, раньше начавшим сочинять скрипичные сонаты по итальянскому образцу. Второй - прославился как балетный композитор и исполнитель на виоле в Королевской капелле, а также как основатель так называемых Concerts spiriturls в Париже, то есть первых чисто инструментальных концертов во Франции (Андре Филидор был отцом знаменитого Франсуа-Андре Филидора, одного из создателей французской комической оперы, сильнейшего шахматиста XVIII века).
Предисловие к «Новым концертам»
Эти концерты продолжают, по словам самого Куперена, линию, начатую им в «Королевских концертах». Но они не случайно имеют двойное название: «Les Gouts-reunis ou Nouveaux Concerts» («Примиренные вкусы, или Новые концерты»). Этим названием Куперен, с одной стороны, явно хотел определить свое намерение содействовать сближению итальянского и французского вкусов, их объединению, примирению, с другой - привлечь внимание к своим новым сочинениям (ибо, по существу, они по-прежнему оставались в сфере французского стиля; даже в Девятом концерте, имеющем итальянское заглавие, названия отдельных пьес остаются французскими, в духе клавесинных сборников).
Предисловие к трио-сонатам «Нации»
Это предисловие или, как оно еще названо самим Купереном, «признание автора публике» заставляет предположить, что ропот враждебной Куперену критики с годами усиливался и что Куперен не раз подумывал о том, как бы расплатиться с ней «с лихвой».
Предисловие и уведомление к «Апофеозу Люлли»
1 Богиня мудрости Минерва - одно из главных божеств древнего Рима, отождествлявшееся римлянами с греческой богиней Афиной. Минерва считалась вдохновительницей музыкантов, поэтов, ваятелей, покровительницей ремесла и врачевания. С именем Минервы связывались наиболее сильные страницы творчества (вспомним, например, «Сова Минервы вылетает по ночам», то есть лучшие мысли приходят ночью), созданные в порыве единого вдохновения (вспомним: «Минерва, вышедшая из головы Юпитера», то есть творение появляется сразу как бы в готовом виде). Куперен, называя Минерву вдохновительницей своего труда, подчеркивает тем самым не только его значимость, но и его непосредственный, единый характер.
2 «Апофеоз Люлли» скорее похож на дивертисмент, чем на трио-сонату Он имеет три больших раздела. Первый раздел содержит девять пьес различного программного содержания (сошлемся хотя бы на такие изобразительно-программные эпизоды, как «Полет Меркурия», «Похищение Люлли», «Подземный ропот»); второй - представляет собой своеобразный музыкальный этюд в форме увертюры; третий (заключительный) - изображает «Мир на Парнасе». Порядок частей, которого придерживается здесь Куперен, обычен для сонат Корелли, Вивальди, Баха и Генделя. Помимо общего программного предуведомления, каждый раздел имеет еще и свое специальное предуведомление.
1-й раздел. «Люлли концертирует с лирическими тенями. Air для них же. Полет Меркурия на Елисейские поля. Меркурий предупреждает, что Аполлон собирается спускаться. Спуск Аполлона на Елисейские поля. Аполлон предлагает Люлли свою скрипку и место на Парнасе. Ропот авторов, современников Люлли. Их жалобы, изображаемые флейтами и засурдиненными скрипками. Похищение Люлли на Парнасе. Прием - полуласковый, полуугрюмый, оказанный Люлли итальянскими Музами и Корелли. Благодарность Люлли Аполлону».
2-й раздел. «Эссе в форме увертюры. Аполлон убеждает Люлли и Корелли в том, что объединение итальянского и французского вкусов должно создать совершенство в музыке. Затем следуют две пьесы для двух скрипок. Сначала играет Люлли, Корелли аккомпанирует. Затем играет Корелли, Люлли аккомпанирует».
3-й раздел (заключительный). «Мир на Парнасе, достигнутый благодаря предостережению, сделанному французским Музам: когда они будут говорить на своем языке, они должны впредь произносить сонада, кантада, по образцу баллада, серенада и т.д. Например, трио-сонада».
3 «Парнас, или Апофеоз Корелли» построен по типу церковной сонаты (da chiesa), имеет семь частей, почти не связанных между собой. Вначале идет Grave, затем - фугированные пьесы; танцы отсутствуют. Подобно «Апофеозу Люлли», «Парнас, или Апофеоз Корелли», также имеет специальные заглавия-предуведомления: «Корелли у подножия Парнаса просит Муз принять его в их общество. Корелли, очарованный оказанным ему приемом на Парнасе, выражает свою радость. Корелли пьет из источника Иппокрены. Утомленный Корелли засыпает. Его труппа изображает сон. Музы будят Корелли и помещают его рядом с Аполлоном. Благодарность Корелли».
4 Мысль о различной звуковой специфике смычковых инструментов (которые могут «продлевать звук») и клавесина (на котором «это невозможно») изложена также Купереном с достаточной основательностью в его трактате «Искусство игры на клавесине».
Предуведомление к «Lecons des Tenebres»
«Lecons des Tenebres» буквально означают «Песнопения во тьме», «Чтения во тьме». «Tenebres» - название католических ночных, или вернее предрассветных богослужений (нечто вроде православной заутренней службы), происходящих в среду, четверг и пятницу на страстной неделе» во время которых тушат свечи (отсюда Tenebres - мрак, тьма, мгла). «Lecons» - название песнопения или чтения текстов священного писания.