Работа с текстом исследования
После того как доступные, имеющиеся в наличии источники прочитаны, законспектированы, собран весь необходимый материал, следует приступить к написанию самой работы, опираясь на план работы. План работы основывается на сформулированных ранее задачах, их логической последовательности. От того, насколько продуманно и четко сформулированы основные проблемы данного исследования в плане, зависит качество курсовой работы.
Композиция текста
Курсовая работа имеет структуру, характерную для всех письменных работ, выполняемых в вузе. Она состоит из следующих разделов:
1) Титульный лист (примеры его оформления приведены в Приложении 2),
2) Содержание (Приложение 3),
3) Введение,
4) Основная часть,
5) Заключение,
6) Список источников и литературы,
7) Примечания,
8) Приложения.
Введение должно содержать: обоснование выбранной темы, её актуальность и новизну; объект и предмет; временные и пространственные границы; цель и задачи исследования; методику исследования; характеристику основных источников и литературы по теме (об этом см. в разделах 1.1, 1.2).
Одним из важных разделов Введения является история вопроса, или библиографический обзор. Это, по возможности, наиболее широкий обзор литературы по исследуемой теме. Конечно, он не должен представлять собой монотонное перечисление изданий, все источники должны быть сгруппированы, классифицированы. Обычно группировка идет по темам изданий, например, сначала рассматривается освещение выбранной темы в общих трудах по искусству, затем, анализируются книги, специально посвященные данной теме, монографии, после этого журнальные и газетные статьи. Если вопрос дискуссионный и существуют разные точки зрения на решение проблемы, то литература группируется по сходству высказанных взглядов. Если исследование проблемы прошло явную эволюцию (например, оценка русской архитектуры периода эклектики), выделяются основные этапы этой эволюции, а труды разных авторов анализируются в соответствии с тем этапом существования проблемы, к которому они принадлежат (даже если в этом случае приходится идти на некоторое нарушение хронологического принципа).
Необходимо сделать аннотации (краткие характеристики изданий с точки зрения содержания и формы), главным образом, тех книг, текст которых, так или иначе, используется в курсовой работе (см. Приложение 1). Некоторые источники и авторы могут быть только упомянуты в контексте изучения проблемы. Важно помнить, что именно обзор литературы особенно ясно выявляет самостоятельность исследования студента, подчеркивает, что нового по сравнению с предшественниками ему удалось найти, уточнить, переоценить и понять по-своему.
Пример краткого обзора используемого источника: "Изучение сборника статей, писем и документов «Импрессионизм» помогло шире и полней понять личности художников-импрессионистов, вникнуть в их вкусы и взгляды, узнать обстоятельства жизни и ту общественную среду, к которой они принадлежали".
Во Введении так же желательно обозначить временные и пространственные границы исследуемого явления, можно кратко раскрыть и обосновать структуру работы и объяснить логику последовательности составляющих её разделов.
Самостоятельно и грамотно написанное Введение демонстрирует осознанный и вдумчивый подход к проблеме и положительно влияет на восприятие курсовой работы в целом.
За Введением следует Основная часть. Она представляет собой главную часть работы, в которой анализируется изучаемое явление или проблема. Как правило, основная часть имеет несколько глав. Обычно количество глав определяется количеством задач, которые сформулированы студентом во Введении. Главы могут быть разделены на параграфы. Желательно, чтобы все главы были примерно соразмерны друг другу, как по структурному делению, так и по объему.
Содержание глав курсовой работы должно соответствовать её теме. Каждая глава должна начинаться с постановки вопроса, сформулированного в задаче, и заканчиваться конкретным выводом – ответом на этот вопрос.
Ссылки в тексте на цитируемую литературу и приведённые в приложении иллюстрации обязательны.
Поскольку выполнение курсовой работы направлено на формирование исследовательских навыков, в ней должна просматриваться определённая авторская позиция, текст основной части работы должен быть осмысленным, обобщённым, изложенным своими словами.
Очень важной частьюработы является Заключение. В нём студент самостоятельно на основании изученного и проанализированного материала должен кратко и четко сформулировать выводы. Иными словами, если во Введении были поставлены основные задачи исследования, то в Заключении должны коротко прозвучать ответы на вопросы, сформулированные в этих задачах.
Выводы должны быть логическим завершением данного исследования, они не могут быть взяты из другого источника, даже при всей их правильности. В Заключении не должны использоваться цитаты. В случае, если каждая глава курсовой работы имела свои выводы, в Заключении не рекомендуется их повторять дословно. Необходимо сформулировать их вновь в предельно сжатом виде. Так же в Заключении можно указать возникшие в результате работы трудности и перспективные направления дальнейшего исследования.
После Заключения необходимо представить Список источников и литературы. Обязательному включению в этот список подлежат все источники информации, на которые автор ссылается в тексте. Источники - это материалы, которые используются в исследовании. Литература может быть научной, научно-популярной, художественной, периодической, справочной и т.п. Правила оформления списка источников и литературы содержатся в разделе 3.3.
Иногда материал, относящийся к теме, представляет собой слишком большой объем, включающий некоторые пояснения к тексту, расширенное изложение тех или иных положений, краткую биографическую справку. В этом случае его использование может нарушить пропорциональное соотношение глав или логику изложения. В этой ситуации данный материал можно вынести в Примечанияв конце работы, отметив ссылку в основном тексте маленькой цифрой наверху последнего слова.
Приложение курсовой работы по истории изобразительного искусства обычно составляют иллюстрации, которые призваны дополнять и пояснять изучаемую тему. Это могут быть репродукции исследуемых произведений, рисунки, архитектурные чертежи, схемы, таблицы, фотографии и т.д. Их состав определяется студентом совместно с руководителем и в каждом отдельном случае зависит от содержания работы. Число и характер иллюстраций должны быть такими, чтобы они могли наилучшим образом дополнять текст, подтверждать основные положения и выводы, способствовать наиболее полному раскрытию темы.
У каждой иллюстрации должен быть порядковый номер и атрибуция (т.е. установлен автор, время создания, местонахождение художественного произведения, его название, материал и размеры). Часть иллюстраций может располагаться внутри текста, а часть – в конце работы. При сравнительном анализе произведений репродукции должны быть расположены таким образом, чтобы их можно было рассматривать вместе. Связь основного текста с приложением осуществляется через ссылки (см. раздел 3.4).