Упражнения третьего класса 6 страница

Battement soutenu исполняют по тем же правилам во всех направлениях.

В конце упражнения рука опускается в подготовительное положение вместе с возвращением ног в пятую позицию.

Battement soutenu на полупальцах сопровождается дви­жением руки и головы не только в начале и в конце, но иногда и в середине упражнения. Если battement soutenu повторяют в одном и том же направлении, рука сохраняет вторую позицию; при переходе в другое направление рука опускается со второй позиции в подготовительное положение во время возвращения ног в пятую позицию на полупальцы и опять поднимается в первую позицию вместе с подъемом ноги на cou-de-pied.

Battement soutenu на 45° вперед и назад исполняется с поворотом головы в сторону от опорной ноги. При batte­ment soutenu в сторону голова поворачивается en face.

Усвоив battement soutenu у палки, его переносят в той же последовательности на середину зала. Вначале battement soutenu исполняют только en face, затем в позах croisee и effacee. Руки в battement soutenu раскрываются в малень­кие позы непременно через первую позицию.

Примечание. Опорная нога, опускаясь с полупаль­цев, обязательно сохраняет натянутость, начиная demi plie только после того, как коснется пяткой пола. Ноги в пятой позиции на полупальцах также должны быть предельно на­тянуты и выворотны. Подтянутый корпус сохраняет центр тяжести точно на опорной ноге.

Музыкальный размер *U. Сначала battement soutenu ис­полняют по одному на каждый такт, в дальнейшем по два на такт.

ПОЛУПОВОРОТ В ПЯТОЙ ПОЗИЦИИ НА ПОЛУПАЛЬЦАХ

Полуповорот в пятой позиции на полупальцах тренирует корпус для самых различных поворотов.

Полуповорот по направлению к палке. Исходное поло­жение— пятая позиция. Правая нога впереди, правая рука открыта на вторую позицию, поворот головы направо, левая рука свободно лежит на палке.

За тактом demi plie в пятой позиции. На раз корпус усиливает подтянутость, ноги в пятой позиции поднимаются на высокие полупальцы, правая рука сохраняет вторую по­зицию, голова поворачивается en face, взгляд направлен прямо. На два поворот на 180° по направлению к палке. Ноги в пятой позиции, сохраняя натянутость и усиливая вы­воротность пяток, меняются так, что левая нога к концу поворота оказывается впереди. С началом поворота руки соединяются в первой позиции, к окончанию поворота пра­вая рука ложится на палку, левая открывается на вторую позицию. Когда руки соединяются в первой позиции, голова поворачивается направо, а в конце движения поворачивается налево. . На три положение фиксируется. На четыре demi рНё и поворот исполняют с левой ноги.

Полуповорот по направлению от палки. Исходное поло­жение— пятая позиция, правая нога сзади, правая рука от­крыта на вторую позицию, поворот головы направо, левая рука свободно лежит на палке.

За тактом demi plie в пятой позиции. На раз корпус усиливает подтянутость, ноги в пятой позиции поднимаются на высокие полупальцы, голова и рука не меняют принятого положения. На два поворот на 180° по направлению от палки, ноги в пятой позиции, сохраняя натянутость и уси­ливая выворотность пяток, меняются так, что левая нога к концу поворота оказывается сзади. С началом поворота левая рука направляется к первой позиции, в конце движе­ния открывается на вторую позицию, правая — ложится на палку, голова поворачивается налево. На три положение фиксируется. На четыре demi рПё и поворот исполняют с другой ноги.

Примечание. Поворот корпуса должен точно совпа­дать с поворотом ног. Точная координация рук, головы и взгляда стимулирует поворот.

Лосле того как ученики усвоили полуповорот, его вво­дят во все упражнения у палки, как в середине, так и в конце задания. Demi рНё в начале полуповорота может приходиться на счет раз и на затакт.

PORT DE BRAS С ROND DE JAMBE PAR TERRE HA PLIfi

Усвоив rond de jambe par terre на рНё, к нему добав­ляют port de bras.

В конце rond de jambe par terre en dehors на рНё на четыре опорная нога вытягивается, работающая нога оста­ется вытянутой назад, прикасаясь к полу носком против пятки опорной ноги, рука сохраняет вторую позицию, пово­рот головы направо.

На раз и опорная нога начинает demi plie, постепенно его увеличивая, натянутая работающая нога скользит носком назад, точно по прямой, обе ноги сохраняют выворотность, корпус, усиливая подтянутость, направляется вперед, рука опускается, голова в повороте направо наклоняется, взгляд следует за кистью руки. На два и подтянутый кор­пус при ровных, раскрытых и опущенных плечах, продолжая движение, наклоняется вперед, рука закрывается в первую позицию, голова поворачивается en face, взгляд направлен на кисть руки. На три и четыре опорная нога возвращается из углубленного plie[7] в demi plie, натянутая работающая нога подтягивается, скользя носком по полу, корпус посте­пенно перегибается назад, рука сохраняет третью позицию, голова поворачивается направо. На раз и два второго такта корпус, сохраняя плечи раскрытыми и опущенными, посте­пенно перегибается назад, рука сохраняет третью позицию, поворот головы направо. На три и четыре корпус, достигнув предельной точки перегиба, постепенно разгибаясь, выпрям­ляется, рука раскрывается на вторую позицию, опорная нога вытягивается.

На заключительном аккорде работающая нога закрыва­ется в первую или пятую позицию, рука возвращается в под­готовительное положение.

В конце rond de jambe par terre en dedans на plie — на четыре опорная нога вытягивается, работающая нога оста­ется вытянутой вперед, прикасаясь к полу носком против пятки опорной ноги, рука сохраняет вторую позицию, пово­рот головы направо. На раз и опорная нога начинает demi plie, постепенно его увеличивая, натянутая работающая нога скользит носком вперед. На два и подтянутый корпус, при ровных, раскрытых и опущенных плечах, продолжая дви­жение, наклоняется, рука опускается в подготовительное по­ложение, голова наклоняется, взгляд следует за кистью руки. На три и четыре корпус постепенно выпрямляется, рука через первую позицию поднимается в третью, голова поворачивается направо. На раз и два второго такта кор­пус, сохраняя плечи раскрытыми и опущенными, постепенно перегибается назад, рука точно сохраняет третью позицию, поворот головы направо. На три и четыре корпус, достигнув предельной точки перегиба, постепенно разгибаясь, выпрям­ляется, рука раскрывается на вторую позицию, опорная нога вытягивается.

На заключительном аккорде работающая нога закрыва­ется в первую или в пятую позицию, рука возвращается в подготовительное положение.

Примечание. Необходимо следить, чтобы обе ноги были все время выворотны, а корпус подтянут, сохраняя при перегибе назад центр тяжести точно на опорной ноге.

PLIE RELEVE НА 45°

Plie releve, как правило, соединяется с battement fondu, но иногда и с другими упражнениями классического экзер­сиса.

По окончании предшествующего plie releve движения (battement fondu, battement frappe), работающая нога от­крывается на 45° в любом направлении. Опорная нога (при этом сохраняется выворотность обеих ног) исполняет demi plie и затем, не расслабляя мышц, вытягиваясь, поднима­ется на полупальцы, работающая нога сохраняет принятое положение. РНё ге1еуё можно повторить в принятом направ­лении или сменить направление через battement fondu.

Усвоив рНё ге1еуё во всех направлениях, переходят к рНё ге1еуё с demi rond de jambe, представляющему собой более сложную его разновидность.

PLIE RELEVE НА 45° С DEMI ROND DE JAMBE

По окончании предшествующего движения (например, battement fondu), работающая нога открывается на 45° впе­ред, опорная йога исполняет demi рНё и, не расслабляя мышц, поднимается на полупальцы, в то же время открытая вперед работающая нога, усиливая выворотность, отводится на вторую позицию, сохраняя 45°.

РНё releve на 45° с demi rond de jambe исполняется во всех направлениях en dehors и en dedans.

Примечание. В рНё releve и plie releve с demi rond de jambe корпус подтянут, ноги предельно выворотны, осо­бенно в demi rond de jambe en dehors, рука свободно лежит на палке, ни в коем случае не передвигаясь по ней.

Музыкальный размер и характер музыки должен соот­ветствовать тому упражнению, с которым соединяется рНё releve.

TEMPS RELEVE НА 45° EN DEHORS И EN DEDANS

Temps ге1еуё на 45° en dehors и en dedans является вспо­могательным упражнением классического экзерсиса. Во втором классе оно исполняется как preparation к rond de jambe en Fair.

Temps releve на 45° en dehors. Исходное положение — пятая позиция, правая нога впереди.

На раз правая рука поднимается через подготовительное положение в первую позицию одновременно с demi plie опорной ноги и условным cou-de-pied работающей ноги, го­лова слегка наклоняется налево. На и работающая нога, усиливая выворотность верхней части и пятки, слегка выво­дится вперед и не задерживается. На два работающая йога, продолжая движение и как бы управляя им, вытяги­ваясь, отводится на вторую позицию на 45°, опорная нога вытягивается, рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо. На и положение фиксируется.

Temps releve на 45° en dedans. Исходное положение — пятая позиция, левая нога впереди.

На раз правая рука поднимается через подготовительное положение в первую позицию, одновременно с demi plie опорной ноги и cou-de-pied сзади работающей ноги, голова слегка наклоняется налево. На и работающая нога, усили­вая выворотность верхней части, отводится назад и ие за­держивается. На два работающая йога, продолжая движе­ние и как бы управляя им, вытягиваясь, отводится на вто­рую позицию на 45°, опорная нога вытягивается, рука от­крывается на вторую позицию, голова поворачивается на­право.

Примечание. В temps releve корпус подтянут, опор­ная йога сохраняет правильное положение demi plie, осо­бенно в момент отвода ноги на вторую позицию, работаю­щая нога предельно выворотна в en dehors и en dedans.

Если temps releve исполняется как preparation перед rond de jambe en l'air, оно приходится на два вступительных аккорда. Если temps releve исполняется в сочетании с rond de jambe en l'air, оно включается в музыкальную фразу.

Усвоив это движение на целой стопе, его исполняют на полупальцах.

Подъем на полупальцы совпадает с temps releve: в то время как работающая нога, вытягиваясь, открывается на вторую позицию, опорная нога, вытягиваясь, поднимается на полупальцы.

Характер музыкального сопровождения temps releve энергичный. Музыкальный размер 2/4 и 4/4. Когда temps re­leve исполняется в сочетании с rond de jambe en l'air, энер­гичный характер temps releve подчеркивается музыкой: об­щая линия мелодии не нарушается, изменяется лишь ритми­ческий рисунок внутри такта.

BATTEMENT DEVELOPPE PASSE HA 90°

Passe, то есть переход из одного на­правления в другое направление, из одной позы в другую позу, является связующим движением в упражнениях с положением работающей ноги на 90°.

По окончании battements developpes или battements releves, вытянутая на 90° рабо­тающая нога не заканчивает движение в пятую позицию, а изменяет направление через passe. Работающая нога, усиливая выворотность верхней части, сгибается в колене, направляясь вытянутым носком на уровень колена опорной ноги. Носок работающей ноги (при том, что сохраняется выворотность пятки) подводится близко к опорной ноге, но не прикасается к ней. Во время passe корпус усиливает подтянутость, осо­бенно когда passe исполняется ногой, вытянутой на 90° назад. Вытянутая нога на 90° вперед, в сторону или назад приходит в passe с разных направлений по-раз- ному, но самый момент passe всегда одинаков: колено ра­ботающей ноги точно направлено в сторону, носок на уровне колена опорной ноги всегда находится сбоку, чтобы не ме­шать переходу из позы в позу, из направления в направле­ние. Из положения passe работающая нога может повторить developpe в том же направлении или изменить его в зави­симости от задания (рис. 38).

Работающая нога, несмотря на согнутое положение в passe, обязательно должна оставаться сильной: это спо­собствует ее самостоятельности и определяет качество сле­дующего движения.

Музыкальный размер и характер тот же, что и в batte­ment developpe или battement releve.

DEMI ROND DE JAMBE HA 90°

К этому упражнению переходят, усвоив battement releve lent и battement developpe во всех направлениях.

Упражнения третьего класса 6 страница - student2.ru Рис. 38. Battement developpe passe на 90°

Demi rond de jambe en dehors. Исходное положение — пятая позиция, правая нога впереди. За тактом правая рука приоткрывается. На раз и она поднимается через подгото­вительное положение в первую позицию, голова слегка на­клоняется налево, работающая нога поднимается через ус­ловное cou-de-pied до середины колена опорной ноги. На
два и работающая нога вытягивается вперед на 90°голова и рука сохраняют принятое положение. На три и, четыре и работающую ногу, постепенно повышая, отводят в сторону, рука открывается на вторую позицию, голова поворачива­ется направо. На раз и, два и второго такта положение сохраняется. На три и работающая нога опускается в пятую позицию вперед, рука закрывается в подготовительное по­ложение. На четыре положение сохраняется. На и правая рука приоткрывается. На раз и она поднимается через под­готовительное положение в первую позицию, голова слегка наклоняется налево, работающая нога поднимается через условное cou-de-pied до середины колена опорной ноги. На два и работающая нога вытягивается в сторону на 90°, рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается на­право. На три и, четыре и работающую ногу, постепенно повышая, отводят назад, корпус, усиливая подтянутость, слегка направляется вперед. На раз и, два и. второго такта положение сохраняется. На три и работающая нога опуска­ется в пятую позицию назад, корпус выпрямляется, рука закрывается в подготовительное положение. На четыре и положение сохраняется.

Demi rond de jambe en dedans. Исходное положение — пятая позиция, правая нога сзади. За тактом правая рука приоткрывается. На раз и она поднимается через подгото­вительное положение в первую позицию, голова слегка на­клоняется налево, работающая нога поднимается через cou- de-pied сзади до колена опорной ноги. На два и работающая нога вытягивается назад на 90°, при этом корпус сдерживает неизбежный наклон, голова и рука сохраняют принятое по­ложение. На три и, четыре и работающую ногу, постепенно повышая, проводят в сторону, корпус усиливает подтяну­тость, рука открывается на вторую позицию, голова пово­рачивается направо. На раз и, два и второго такта поло­жение сохраняется. На три и работающая нога опускается в пятую позицию назад, рука закрывается в подготовитель­ное положение. На четыре положение сохраняется. На и правая рука приоткрывается. На раз и она поднимается че­рез подготовительное положение в первую позицию, голова слегка наклоняется налево, работающая нога поднимается через cou-de-pied сзади до колена опорной ноги. На два и работающая нога вытягивается в сторону на 90°, рука от­крывается на вторую позицию, голова поворачивается на­право. На три и, четыре и работающую ногу, постепенно повышая, проводят вперед. На раз и, два и второго такта положение сохраняется. На три и работающая нога опуска­ется в пятую позицию вперед, рука закрывается в подгото­вительное положение. На четыре и положение сохраняется.

Примечание. В demi rond de jambe на 90® сохраня­ется натянутость и выворотность обеих ног, центр тяжести подтянутого корпуса расположен точно на опорной ноге, особенно в demi rond de jambe en dedans сзади на вторую позицию. Рука, лежащая на палке, и рука, открытая на вторую позицию, сохраняют правильное положение. За ру­ками надо следить особенно внимательно, так как они имеют тенденцию смещаться во время движения ноги.

Музыкальный размер 4/4. Характер музыки слитный, связный. Сначала demi rond de jambe исполняется на два такта. По усвоении — на один такт 4/4: "а раз нога подни­мается до колена, на два — вытягивается в требуемое на­правление, на три — отводится, на четыре — опускается.

УПРАЖНЕНИЯ В EPAULEMENT

Упражнения в epaulement у палки начинают изучать с позы effacee как более простой по построению. Позже пе­реходят к позе croisee.

Сначала упражнения в epaulement изучают непосредст­венно в epaulement. Для этого пятую позицию en face пере­водят на два вступительных аккорда в epaulement, испол­няя затем само упражнение. Впоследствии упражнения en face чередуют с упражнениями в epaulement. Все повороты в epaulement требуют точной координации корпуса, ног, рук и поворотов головы, отвечающих характеру позы, который следует сохранять во время исполнения. При упражнении в epaulement важно следить за правильным положением стопы на полу.

Пр им ер. Battement fondu в маленькую позу efface вперед и назад в сочетании с battement frappe en face. Упражнение исполняют на шестнадцать тактов. Музы­кальный размер 2Д.

Первые восемь тактов. На первый такт battement fondu вперед. На второй такт plie releve с demi rond de jambe en dehors. На третий такт battement fondu в сто­рону. На четвертый такт battement fondu вперед на efface. С поворотом на efface опорная нога опуска­ется в demi plie, работающая сгибается на условное cou-de-pied, правая рука опускается в подготовительное положение, а с подъемом на полупальцы поднимается в первую позицию, голова с началом движения накло­няется, а к концу выравнивается, взгляд все время сле­дует за кистью, которая к концу движения слегка рас­крывается вперед. На и с поворотом тела en face ра­ботающая нога сгибается на cou-de-pied вперед, рука в первой позиции, голова наклоняется налево, взгляд направлен на кисть руки. Следуют battements frappes по одному на четверть: два — вперед, два — в сторону, два — назад; рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается en face. На последние две чет­верти восьмого такта упражнение заканчивается в пя­тую позицию назад; правая рука опускается в подго­товительное положение, голова поворачивается на- * право.

Вторые восемь тактов. На первый такт battement fondu назад. На второй такт plie releve с demi rond de jambe en dedans. На третий такт battement fondu в сто­рону. На четвертый такт battement fondu назад на ef- fac6. С поворотом на effac6 опорная нога опускается в demi plie, работающая нога сгибается на cou-de-pied назад, правая рука опускается в подготовительное' по­ложение, а с подъемом на полупальцы поднимается в первую позицию, голова с началом движения накло­няется, взгляд следует за кистью руки, к окончанию battement fondu поворачивается направо. На и, с по­воротом тела en face, правая нога сгибается на cou-de- pied назад, рука в первой позиции, голова наклоняется налево, взгляд направлен на кисть руки. Следуют bat­tements frappes: два — назад, два — в сторону, два — вперед; рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается en face. На последние две четверти восьмого такта упражнение заканчивается в пятую по­зицию вперед. Рука опускается в подготовительное по­ложение, голова поворачивается направо.

Примечание. Приведенный пример не является обя­зательным. Battements foodus могут следовать в любой по­следовательности, но переход в позу Одинаков: начало bat­tement fondu всегда совпадает с поворотом в epaulement.

Правильность позы зависит от положения стопы на полу. Поэтому надо следить за тем, чтобы пятка опорной ноги в позах effacee вперед и croisee назад слегка отводилась назад, а в позах effacee назад и croisee вперед — сильно на­правлялась вперед.

МАЛЕНЬКИЕ ПОЗЫ, ЗАКЛЮЧАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Маленькие позы croisee, effacee и ecartee заключают от­дельные упражнения в экзерсисе у палки и на середине. Их исполняют как на вытянутой ноге, так и в demi plie с носком работающей ноги на полу (рис. 39).

Пример 1. Маленькая поза effacee в сочетании с petit battement.

Упражнение исполняется на восемь тактов. Музы­кальный размер 4/4-

Упражнения третьего класса 6 страница - student2.ru
лова поворачивается направо.
продолжают, акценти­руя каждую четверть, а также и остановки, на cou-de-pied назад.
та. Petits battements
Вторые четыре так-
Рис. 39. Маленькие позы у палки
На третью четверть Рис.

Первые четыре такта. На два вступительных аккор­да— preparation. На первый такт — четыре petits bat­tements, акцентируя каждую четверть на cou-de-pied вперед. На первую четверть второго такта — petit bat­tement, на вторую — остановка на cou-de-pied впереди. На третью четверть — petit battement, на четвертую — остановка. На две четверти третьего такта — два petits battements. На третью четверть petit battement закан­чивают на условное cou-de-pied. На четвертую чет­верть— поворот на effacee: правая рука, опускаясь, чуть повышает подготовительное положение, голова на­клоняется налево, взгляд направлен на кисть правой руки. На первую четверть четвертого такта опорная нога опускается в demi рНё, работающая нога вытяги­вается на effacee вперед носком в пол, подтянутый и раскрытый в плечах корпус слегка наклоняется вперед, правая рука приоткрывается в направлении носка ра­ботающей ноги, голова выравнивается, взгляд направ­лен на кисть. На вторую и третью четверть поза effacee сохраняется. На четвертую четверть, с поворотом en face, опорная нога, вытягиваясь, поднимается на полу­пальцы, корпус, выпрямляясь, подтягивается, работаю­щая нога поднимается на cou-de-pied вперед, правая рука открывается на вторую позицию, го­
седьмого такта petits battements заканчивают на cou-de- pied сзади. На четвертую четверть — поворот на effacee: правая рука поднимается через подготовительное поло­жение в первую позицию, голова наклоняется к левому плечу, взгляд направлен на кисть правой руки. На пер­вую четверть восьмого такта опорная нога опускается в demi plie, работающая нога вытягивается на effacee назад носком в пол, голова поворачивается направо. Оставляя центр тяжести на опорной ноге, корпус пере­гибается в талии назад. На вторую и третью четверть поза effacee назад сохраняется. На четвертую четверть, с поворотом en face, опорная нога, вытягиваясь, подни­мается на полупальцы, корпус, выпрямляясь, подтягива­ется, работающая нога поднимается на cou-de-pied сзади, рука открывается на вторую позицию, голова сохраняет поворот направо. Два заключительных аккор­да — опорная нога опускается пяткой на пол, работаю­щая нога открывается на вторую позицию носком в пол и закрывается в пятую позицию назад, рука опуска­ется в подготовительное положение.

Пример 2. Маленькая поза ecartee в сочетании с ronds de jambe en l'air en dehors и en dedans. Упраж­нение исполняется на восемь тактов. Музыкальный размер [8]/4.

Первые четыре такта. На две четверти первого такта temps releve en dehors. На следующие пять четвертей ronds de jambe en l'air en dehors — по одному на каж­дую четверть. На последнюю четверть второго такта — остановка на 45°, голова поворачивается направо и слегка наклоняется, взгляд направлен на кисть правой руки. На две четверти следующего такта temps releve en dehors повторяется. На третью четверть, с поворо­том на effacee, работающая нога сгибается на услов­ное cou-de-pied, правая рука опускается в чуть повы­шенное подготовительное положение, голова наклоня­ется налево, взгляд направлен на кисть правой руки. На четвертую четверть опорная нога опускается в demi plie, работающая нога вытягивается на ecartee назад, носком в пол, правая рука открывается в направлении второй позиции, голова поворачивается налево, корпус, усиливая подтянутость, сохраняя ровность плеч и бе­дер, слегка наклоняется налево. На две четверти чет­вертого такта поза ecartee сохраняется. На третью чет­верть работающая нога закрывается в пятую позицию назад, правая рука опускается в подготовительное по­
ложение. На четвертую четверть с поворотом тела en face голова поворачивается направо.

Вторые четыре такта. На две четверти пятого такта temps releve en dedans. На следующие пять четвертей ronds de jambe en l'air en dedans — по одному на каж­дую четверть. На последнюю четверть шестого такта остановка на 45°, правая рука слегка смягчается в локте, кисть поворачивается ладонью вниз, голова поворачивается направо, взгляд направлен вперед. На две четверти следующего такта temps releve en dedans повторяется. На третью четверть с поворотом на efface работающая нога сгибается на cou-de-pied сзади. Пра­вая рука опускается в чуть повышенное подготовитель­ное положение, голова наклоняется к левому плечу, взгляд направлен на кисть правой руки. На четвертую четверть опорная нога опускается в demi plie, рабо­тающая нога вытягивается на ecartee вперед носком в пол, правая рука, открываясь в направлении второй позиции, слегка смягчается в локте, кисть поворачи­вается ладонью вниз, голова поворачивается направо, взгляд направлен на кисть, корпус, усиливая подтяну­тость, сохраняя ровность плеч и бедер, слегка откло­няется налево. На две четверти восьмого такта поза ecartee сохраняется. На третью четверть работающая нога закрывается в пятую позицию вперед, правая рука опускается в подготовительное положение. На четвертую четверть с поворотом тела en face голова поворачивается направо.

Примечание. Приведенные примеры не единичны. Позы croisee, effacee и ecartee могут меняться, но переход от упражнения к позе всегда исполняют через cou-de-pied. В упражнениях и позах обязательны выворотность ног, под­тянутость корпуса и ровность плеч и бедер. Правильность позы зависит от положения стопы на полу. Поэтому надо следить за тем, чтобы пятка опорной ноги в позах effacee вперед, croisee и ecartee назад слегка отводилась назад, а в позах effacee назад, croisee и ecartee вперед — сильно посылалась вперед.

На середине зала маленькие позы заключают упражне­ние по тем же правилам, что и у палки. Переход от упраж­нения к позе исполняют через cou-de-pied, руки открываются через первую позицию. В позе ecartee руки открываются на уровне повышенного подготовительного положения. Позы на вытянутой опорной ноге исполняют по тем же%правилам.

Упражнения на середине зала

Упражнения на середине зала исполняют, сохраняя ту же последовательность чередования и тот же методический подход, что и у палки. Для усвоения упражнений в epaule­ment их исполняют сначала на середине зала, начиная изу­чать с позы croisee, как более простой по построению.

Первые упражнения в epaulement — battement tendu и battement tendu jete — исполняют на croise и efface с руками маленьких и больших поз. На два вступительных аккорда руки открываются в позу, на два заключительных аккор­да— опускаются в подготовительное положение. Впоследст­вии руки открываются в позу и закрываются во время ис­полнения упражнения.

Пример. Затакт три восьмых. На первую восьмую руки слегка приоткрываются, на вторую восьмую за­крываются в подготовительное положение, на третью восьмую с началом battement tendu постепенно откры­ваются через первую позицию в заданную позу. В конце движения руки также постепенно опускаются в подго­товительное положение.

Примечание. Когда battement tendu исполняют в больших позах, то рука из третьей позиции, заканчивая движение, постепенно открывается на вторую позицию, и обе руки опускаются в подготовительное положение. Когда battement tendu исполняют в маленьких позах, то в конце движения рука из первой позиции опускается в подготови­тельное положение одновременно с рукой, открытой на вто­рую позицию.

В battement tendu в сторону руки постепенно открыва­ются через первую позицию во вторую и так же постепенно опускаются в подготовительное положение вместе с послед­ним battement tendu.

Следующие упражнения в epaulement — grand battement jete и grand battement jete pique. Эти движения испол­няют с руками в больших позах, открывая их на два вступительных аккорда или в затакте на три восьмых. На два заключительных аккорда руки опускаются в подготови­тельное положение, как указано выше.

Затем следует battement fondu в маленьких позах croisee и effacee, где, как и в предыдущих упражнениях, руки сна­чала открываются в позу заранее, а затем одновременно с battement fondu. Если battement fondu повторяют несколько раз в одну й ту же позу, руки сохраняют положение и ме­
няются лишь при переходе движения в другую позу или дру­гое направление.

Правила исполнения demi rond de jambe en dehors и en dedans остаются теми же, что и у палки. Вместе с developpe вперед или назад обе руки поднимаются в первую позицию, открываясь с началом demi rond de jambe на вторую пози­цию. При исполнении demi rond de jambe со второй пози­ции en dehors или en dedans руки открываются во вторую позицию вместе с developpe па вторую позицию.

ПОВОРОТ В пятой ПОЗИЦИИ НА ПОЛУПАЛЬЦАХ НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА

Исходное положение epaulement croise. Пятая позиция, правая нога впереди, руки открыты на вторую позицию, по­ворот головы направо.

На раз demi plie в пятой позиции. На два ноги в пятой позиции поднимаются на высокие полупальцы, руки сохра­няют вторую позицию, голова сохраняет поворот направо, взгляд направляется в точку 1 плана класса. На три поворот налево в точку 2 плана класса, ноги в пятой позиции, сохра­няя натянутость и усиливая выворотность пяток, меняются так, что левая нога к концу поворота оказывается впереди; с началом поворота руки закрываются в первую позицию, взгляд остается в точке 1 плана класса, но с окончанием поворота голова как можно скорее поворачивается налево. На четыре руки открываются на вторую позицию. На раз следующего такта demi plie в пятой позиции. На два ноги в пятой позиции поднимаются на высокие полупальцы, руки сохраняют вторую позицию, голова сохраняет поворот на­лево, взгляд направляется в точку 1 плана класса. На три поворот направо в точку 8 плана класса, ноги в пятой пози­ции, сохраняя натянутость и выворотность, меняются так, что правая нога к концу поворота оказывается впереди. С на­чалом поворота руки закрываются в первую позицию, взгляд остается в точке 1 плана класса, но с окончанием поворота голова как можно скорее поворачивается направо. На четыре руки открываются на вторую позицию.

Наши рекомендации