На Бородинском поле после сражения.
Литогр. по рис. А. Адама. 1827.
На первом плане солдаты из полка королевской итальянской гвардии — «драгуны королевы» в белых епанчах (кавалерийских плащах) и драгунских касках с конскими хвостами сзади, защищающими шею всадника от рубящего удара холодным оружием. Home!
А. В. Чичерин и С. П. Трубецкой в палатке.
Рис. из дневника Чичерина. 19 сентября 1812. Home!
А. В. Чичерин на марше.
Рис. из дневника Чичерина. 28 октября 1812.
Справа и слева от едущего верхом Чичерина — солдаты Семеновского полка в походной форме: в шинелях, с ранцами, в зачехленных киверах без султанов. Home!
Пленение маршала Вандама в сражении под Кульмом 30 августа 1813 г.
К. Раль по рис. И. А. Клейна. Раскраш. гравюра. Home!
Обер-офицер лейб-гвардии Егерского полка.
С. Кивердо. Офорт, акв. 1815. Белая повязка на рукаве мундира носилась офицерами союзников на территории оккупированной Франции как знак миролюбия. На офицере кивер образца 1812 г. с «развалом», двубортный мундир фрачного покроя с высоким стоячим воротником, украшенный, как и обшлага, гвардейскими петлицами. Зеленый цвет воротника указывает на принадлежность к легкой пехоте (егерям). На груди серебряный обер-офицерский знак, на поясе повязан офицерский шарф с пышными кистями. Внимание французского художника привлекла подчеркнутая им «затянутость» талии русского офицера (ср: «хрипуны, гвардейцы затяжные» в черновом варианте «Домика в Коломне» А. С. Пушкина). Home!
Портрет Е. Ф. Муравьевой с сыном Никитой.
Неизвестный художник с оригинала Ж.-Л. Монье. X., м. 1799—1800.
Екатерина Федоровна Муравьева (урожд. баронесса Колокольцева, 1771—1848), жена писателя и куратора Московского университета Михаила Никитича Муравьева, тетка К. Н. Батюшкова и М. С. Лунина, мать двух
будущих декабристов — Никиты и Александра. В момент написания портрета семья жила в Москве, позднее Муравьевы переехали в Петербург. Их дом на набережной Фонтанки, 25 стал одним из культурных центров столицы. С 1818 г. второй этаж снимал у Муравьевой Н. М. Карамзин с семьей, на третьем этаже жили сыновья Екатерины Федоровны (о собраниях членов тайного общества у Никиты Муравьева упоминает Пушкин в «Евгении Онегине»). Home!
Портрет Н. И. Тургенева
(1789-1871).
Е. И. Эстеррайх. Рис. 1820. Home!
Портрет братьев Коновницыных.
К. Гампельн. Рис. 1825.
Изображены (слева направо) сыновья генерала графа П. П. Коновницына Петр (1803-1830), Алексей (1813-1852), Григорий (1810—1844) и Иван (1806-1867). Форма Ивана — прапорщика конной артиллерии — позволяет точно датировать рисунок: выпущенный из Пажеского корпуса в апреле 1825 г., он в декабре, вместе со старшим братом, был арестован и переведен из столицы в провинцию под тайный надзор. Старшие братья изображены с трубками, рядом с Иваном — картуз с табаком. Home!
В. К. Кюхельбекер и К. Ф, Рылеев на Сенатской площади 14 декабря 1825.
Рисунок А. С. Пушкина. Home!
Портрет А. Г. Муравьевой.
П. Ф. Соколов. Акв. 1826.
Жена Никиты Муравьева, Александра Григорьевна (урожд. графиня Чернышева, 1804—1832), вероятно, заказала этот портрет специально для передачи арестованному мужу в Петропавловскую крепость. На обороте портрета надпись на французском: «Моему дорогому Никите». Муравьев получил этот портрет 5 января 1826 г. и не расставался с ним до самой смерти. В ответной записке из крепости он писал жене: «Время от времени я беру твой портрет и беседую с ним. Я очень благодарен тебе за то, что ты его прислала; он... переносит меня в ту пору, когда я не знал горя». Home!