Разговор пленного русского с Наполеоном на Бородинском поле.

С. Ф. Галактионов. Гравюра рез­цом. Иллюстрация к 3-й части романа Ф. В. Булгарина «Петр Иванович Выжигин: нравоопи­сательно-исторический роман XIX века» (СПб., 1831). Home!

Сцена из трагедии В. А. Озе­рова «Поликсена».

М. А. Иванов по рис. И. А. Иванова. Гравюра рез­цом. 1828. Home!

Наполеон на поле сражения при Эйлау.

А.-Ж. Гро. X., м. 1808. Home!

Вид «печальной залы» с гро­бом Петра I.

А. И. Ростовцев по рис. М. Г. Земцова по инвенции Н. Пино. Гравюра резцом, офорт. 1725.

Оформление «печальной залы» несет на себе явные следы западной, като­лической традиции: обилие аллегори­ческих фигур (Россия слева от гроба и Геркулес — справа, скелеты-щито­держатели с государственным гербом над головой усопшего), почетный ка­раул из одетых в черные плащи и бе­реты алебардщиков. В ногах гроба — три ордена на специальных табуретах, слева — скипетр, справа — держава; в головах — императорская корона и царские шапки (эквивалент короны в допетровской традиции). На стенах — гербы русских земель и городов. Home!

Продольная стена «печальной залы».

С. М. Коровин по рис. М. Г. Земцова по инвенции Н. Пино. Гравюра резцом, офорт. 1725. Home!

Портрет Г. Р. Державина

(1743-1816).

А. А. Василевский. X., м. Нач. XIX в. Home!

Смерть А. В. Суворова.

К. Гампельн по рис.

П. А Оленина. Литогр., 1822.

Собравшиеся у постели умирающего офицеры изображены в мундирах бо­лее позднего, александровского вре­мени с высокими стоячими воротни­ками и с эполетами. Авторы литогра­фии машинально перенесли привыч­ную им форму 1820-х гг. на конец царствования Павла I. Home!

Надгробие А. В. Суворова в Александро-Невской Лавре в Петербурге.

Гравюра. Середина XIX в. Home!

Похороны М. И. Кутузова 11 июня 1813 года в Петербурге.

М. Н. Воробьев. Рис. 1814. Home!

Скорбь. Аллегория. Эскиз для барельефа памятника работы М. П. Мартоса «Супругу — благодетелю» в Павловске.

А. Е. Егоров. Рис. 1808.

Памятник был заказан скульптору Мартосу вдовой Павла I императри­цей Марией Федоровной, по желанию которой на барельефе в аллегориче­ском ключе изображена скорбь импе­раторской семьи по поводу смерти от­ца: двое в античных доспехах спра­ва — старшие сыновья Александр и Константин (сидит); левее — два младших сына Николай и Михаил (в профиль). В левой части барельефа женская фигура с накинутым на голо­ву покрывалом — Мария Федоровна. Ее обнимает дочь Мария (будущая герцогиня Саксен-Веймарская), левее дочь Анна (будущая королева Нидер­ландов), крайняя слева Екатерина, в первом браке — принцесса Ольден­бургская, во втором — королева Вюр­тембергская. Женская фигура, возно­сящаяся на небо, символизирует Александру Павловну, старшую дочь, жену австрийского эрцгерцога Иосифа, умершую после родов 4 марта 1801 г. Home!




Портрет генерал-майора А. А. Тучкова IV.

Д. Доу. X., м. Не позднее 1825.

Александр Алексеевич Тучков (1778— 1812), младший из четырех братьев Тучковых, находившихся к 1812 г. на действительной службе в генераль­ском чине. Погиб в Бородинской бит­ве у Семеновских флешей, когда со знаменем в руках повел солдат Ре­вельского полка в контратаку. Тело его найти не удалось. На портрете Доу он изображен в генеральском мундире, со знаками орденов св. Ге­оргия 4-го класса, св. Владимира 3-й степени, св. Анны 2-й степени с алма­зами и медалью «В память Отечест­венной войны» (медаль была учреж­дена после смерти Тучкова), но, веро­ятно, по желанию вдовы генерала, Маргариты Михайловны (урожд. На­рышкиной), художник изобразил ме­даль на портрете генерала. Home!

Погребение.

К. Вагнер по рис. Е. М. Кор­неева. Офорт, акватинта, акв. 1812. Home!

Миропомазание. К. Вагнер по рис. Е. М. Кор­неева. Офорт, акватинта, цв. печать. 1812.

Миропомазание — второе по порядку совершения (после крещения) из се­ми таинств, признаваемых русской православной церковью, состоит в по­мазании священнослужителем лба, глаз, рта, ноздрей, ушей, груди, рук и ног священным миром (смесь около 30 ароматических веществ, основу ко­торой составляют оливковое масло и белое виноградное вино) со словами «печать дара Духа Святаго», для со­общения крещенному «силы благода­ти Божией». На гравюре, очевидно, изображена сцена крещения и миро­помазания больного, решившего кре­ститься перед смертью (в правом уг­лу видна крестильная чаша). Священ­ник в облачении изображен в момент совершения таинства (в руках у него чаша с миром). Home!




«Новой деревенской Дом». Авантитул в кн. В. А. Левши­на «Всеобщее и полное домо­водство...» (М., 1795). Гравюра. Home!

Фронтиспис из «Книги Марсо­вой...» с портретом Петра I.

А. Ф. Зубов. Гравюра резцом и офортом. 1712. Home!

Портрет графа Г. П. Черны­шова.

К. Анисимов по рис. Я. И. Ар­гунова. Гравюра пунктиром. 1812. Home!

Портрет обер-сарваера И. М. Го­ловина в окружении корабель­ных инструментов и деталей ко­рабля.

А. Ф. Зубов. Гравюра резцом и офортом. 1717—1720. Home!

Башкирцы.

В. В. Мельников по рис. Е. М. Корнеева. Офорт, акв. 1809. Home!

Портрет И. Т. Неплюева.

Неизвестный гравер. Втор. пол. XIX в. Home!


Наши рекомендации