И.Е. Репина "А.С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года".
Парфенон
Золотые пропорции присутствуют в размерах фасада древнегреческого храма Парфенона. При его раскопках были обнаружены циркули, которыми пользовались архитекторы и скульпторы античного мира.
Это древнее сооружение с его гармоническими пропорциями дарит нам такое же эстетическое наслаждение как и нашим предкам. Многие искусствоведы, стремившиеся раскрыть секрет того могучего эмоционального воздействия, которое это здание оказывает на зрителя, искали и находили в соотношениях его частей золотую пропорцию.
Известен целый ряд пропорций. Так, приняв за 1 ширину торцевого здания, можно получить геометрическую прогрессию, состоящую из восьми членов: расстояние между второй и седьмой колоннами равно j, между третьей и шестой - j2 между четвертой и пятой - j4. Аналогичные закономерности мы видим и в построении здания по высоте. Объединив их, получим прогрессию: 1,j2, j3, j4, j5.
Здесь поучительно вспомнись о пропорциях человеческого тела, отмеченных ранее. Сравнивая, видим, что отношение торцевой длины здания к его высоте равно отношению человеческого роста к длине нижней части тела: 1/j. Высота крыши Парфенона относится к расстоянию между крышей и капителями колонн, как j4 : j5 т. е. так же, как отрезок ВС относится к отрезку ЕС.
Эти совпадения не случайны. В своих архитектурных творениях древнегреческие мастера исходили из пропорций, которые видели в природе, и прежде всего в пропорциях человеческого тела.
Портрет Моны Лизы
Переходя к примерам “золотого сечения” в живописи, нельзя не остановить своеговнимания на творчестве Леонардо да Винчи.
Портрет Монны Лизы (Джоконды) долгие годы привлекает внимание исследователей, которые обнаружили, что композиция рисунка основана на золотых треугольниках,
являющихся частями правильного звездчатого пятиугольника.
Золотое сечение в картине И. И. Шишкина"Сосновая роща"
На этой знаменитой картине И. И. Шишкина с очевидностью просматриваются мотивы золотого сечения. Ярко освещенная солнцем сосна (стоящая на первом плане) делит длину картины по золотому сечению. Справа от сосны - освещенный солнцем пригорок. Он делит по золотому сечению правую часть картины по горизонтали. Слева от главной сосны находится множество сосен - при желании можно с успехом продолжить деление картины по золотому сечению и дальше.
Наличие в картине ярких вертикалей и горизонталей, делящих ее в отношении золотого сечения, придает ей характер уравновешенности и спокойствия, в соответствии с замыслом художника. Когда же замысел художника иной, если, скажем, он создает картину с бурно развивающимся действием, подобная геометрическая схема композиции (с преобладанием вертикалей и горизонталей) становится неприемлемой.
И.Е. Репина "А.С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года".
Фигура Пушкина помещена художником в правой части картины по линии золотого сечения. Левая часть картины, в свою очередь, тоже разделена в пропорции золотого сечения: от головы Пушкина до головы Державина и от нее до левого края картины. Расстояние от головы Державина до правого края картины разделено на две равные части линией золотого сечения, проходящей вдоль фигуры Пушкина.