Возникновение и цели Веркбунда
1.
Появление машин и массового производства поставили перед проектами вещей новые задачи. Историю формообразования вещей до 20 века относят к предыстории дизайна. Функции предметов долгое время оставались достаточно стабильными, менялись вкусы, эстетические идеалы, форм. Обработка, но вещи оставались почти такими же. В конце 19 века в связи с развитием науки и техники, и новых общественных потребностей, возникает много изделий и машин с новыми функциональными возможностями. Но новая вещь часто оказывалась механически составлена из отдельных самостоятельных элементов и не произв. впечатление единого. Низкий эстетический уровень массовой продукции привел к попыткам вернуть былые достоинства старых кустарных изделий. В конце 19 века в Англии возникло движение за промышленное искусство. Самый яркий представитель был – Рёскин. Был графиком, писал статьи, философ, теоретик искусства.
Рескин считал искусство бытовой вещи основополагающим. Так как человек сначала имеет дело с одеждой, посудой, мебелью, а картины появляются потом. Выдвинул концепцию органической связи между красотой и пользой. Следующий этап теории дизайна – признание роли техники.
2.
Следующий этап в истории дизайна – признание роли техники. Теоретически обосновал возможности машинного производства, красивых и технологичных вещей – Земпер. « Нет высокого и низкого искусства, они равны в том, что подчиняются законам природы и выше её идти не могут». Четыре элемента архитектуры – печь - очаг, кровля, стены и фундамент. «Уничтожить зависимость формы от орнамента и освободить материал от подчинения заранее заданной форме.» - главная мысль. Форма вещи по Земперу определяется:
1. Целью, которой эта вещь служит.
2. Материал, из которого она сделана.
3. Характером технологии производства вещи.
Форма и декор предмета непроизвольно определяется художником, и неразрывно связано с функцией, зависит от материала и технологического производства. Земпер видел упадок искусства, но против машин не выступал. Форму машин изучал Рело. Он впервые связал технику с культурой. Считал что возможно гармоничное развитие обоих. Рело выделял два вида форм машин: первый полностью определяется целесообразностью, второй — допускает свободу выбора конструктора. Формы машин, полагал Рело, должны создаваться по аналогии с архитектурой. Поддерживал идею Земпера. Впервые связал технику с культурой, назвал её носительницей культуры.
3.
Уильям Моррис. Ученик Рёскина. «Воспитатель художественного вкуса народа». Идеализировал Средневековье. Романтик. Основал форму по производству кустарных изделий с чертами модерна и дизайна. Основная черта работ - простота и логика. Моррис выбросил всю вегторианскую мешуру, ориентировался на простые формы с четким делением на горизонтали и вертикали. Был идейным предшественником модерна и более позднего конструктивизма. Отрицал машинное производство. Главное положение Морриса – взаимосвязь прекрасного и полезного, эстетика должна проникать в быт и труд.
Начинает развиваться концепция рационального подхода к миру, на 1-е место выходит практическая польза. Постепенно развивается идея «функционализма» – эстетический идеал, когда формообразование вещей ставится в полную зависимость от основной рабочей функции. Всякому промышленному продукту присущи определенные качества:
1. Функционализм.
2. Конструктивность
3. Экономность
4. Эстетическая выразительность
4.
Рубеж 19-20 вв - переход к империализму. К концу 19в был создан стиль Модерн. Модерн-1-й стиль в иск-ве, в дизайне и архитектуре, который создан сознательно, когда все элементы среды должны быть спроектированы в этом едином стиле. Стиль обладал визуальным единством формы, основанном на общем пластическом языке. Использующий формообразования основе на природных форм
Эти формы могли быть:
-флореальные(формообразование растений)
-зооморфные(формообразование животных)
-постеоморфные(колючие формообразования)
В завершающей стадии Модерна орнамент превращался в конструкцию и структуру. В мебели, стиль модерн отрицал подражание и смешение стилей, провозглашая связь человека с предметным миром, но конструкция прячется, материал использовался несообразно своим тектоническим свойствам.
В недрах движения за новый стиль зарождаются идеи создания изделий, красота которых обуславливается не декоративной обработкой, а сложностью Функционального, конструктивного, технологического решения.
5.
1-я половина 20в – упадок модерна. Пришло время крупной индустрии, массового Производства и стандартизации изделий. Ремесленный труд не обеспечивал новые запросы. Новые предметы, такие как печатная машинка, телефон, радио и теле аппаратура не совмещались со старой худ-пром эстетикой.
Первым обосновал новую эстетику вещей австрийский архит-р Адольф Лоос. Критикавалл любые излишиства.Прим-е орнамента равносильно преступлению.Считал что нужно переходить от форм поражд-х фантазий худ-ка к чистым истинным формам. К критериям эстет. Ценности вещи стала целесообразность. Лоос-новые вещи предназнач. Для новых функ-й. Курс нВ целесообразную форму получаемую пром. Произв. Означал очищение её от ручной декор. Худ. Отделки. Самый простой путь отказа от орнамента. 20-век овергая дорогостоящее ручнее произв. Дизайнеры должны создавать протатипы изделиймасс.произв. изучив современ. Технологию и св-ва материалов.
6.
К движению Лооса примкнули элитные представители модерна: Ван де Вельде, Гропиус, Мутезиус. Сначало в иск-ве интерьера, затем в др.областях.Образ. новое напр-е-конструктивизм. Райт, Берейс-арх-ра. Проводники курса Салливен. Осн. Конструктивизма-это закономер. Формы получ. Машинным способом. Это рационалист. Стиль подчин. Логике констр, функ-ма и целес-сти. 1901г-америк. Арх-р Френк Лайт осн-л принцип диз-на. 20-век овергая дорогостоящее ручнее произв. Дизайнеры должны создавать протатипы изделиймасс.произв. изучив современ. Технологию и св-ва материалов. Художники, архитекторы,дизайнеры начали объединяться-Германский худ-пром союз-Верхбунд. Теоретикам журнала «Стиль» был- Тео Ван Дебург. Арх-р-Ритвелд. Концепция оформления пространства галланд, объед-я, возниклап од влиянием кубизма Пикассо и Брака. Они назвали его-кубаконструктивизм. Четкие геометр формы в арх-ре и инт-ре и мебели, новые цветовые сочет-я, чистые цвета- красн, син, желт. Подлин. нач. ист. диз-1907г. в Германии-Верхбунд. Это объедин худ и про-в. Для повыш потреб-х качеств пром. продукции.
7.
Стилизация – первичный вид технико- эстетического творчества, связанный с наиболее близким к нему декоративно- прикладным искусством. Основная черта методики – эстетическая организация внешнего облика предмета, придание ему определенного стилевого характера.
Первичный вид стилизации – декоративизм –обусловлен непониманиемприроды и специфики техники, ее функций и тенденций развития(Характерна для 20в.)В декоративизме могли показывать и открытые механизмы, и скрытые под декоративным кожухом. Относительные пропорции деталей и целого смазывались накладными украшениями(вплоть до построения уменьшенных зданий)
3 вида стилизации:
1.Конъюктурная - (коммерческая). Интересы промышленности и торговли. Цель: Достижение наибольшей и непосредственной прибыли от изделия
2.Иметационная-(вульгарно функциональная) «Основной смысл». Эстетическое выявления откровенно- технической структуры(Аэроформы, гидротехнические формы, обтекаемые формы)
3.Рациональная – это вразумительная форма. Стилисты этого направления разрабатывали внутренне оправданную внешнюю форму, которая отражает содержание.
Отправной точкой возникновения морфологической идеи машины является ассоциация. Назначение предмета определяется через его основную функцию:
1.Инструментальная – направленна на преобразование внешней среды, реализуется через все орудия труда;
2.Адаптивная(приспособительная) – функция обеспечивающая нормальную среду жизнедеятельности, реализуемая через одежду;
3.Результативная – функция направленная на достижение определенной общественной цели.
4.Интегративная – функция объединяющая людей в их совместных действиях.
Стилевая мысль складывается на основе аналогов, но многие современные и перспективные вещи безаналоговые.
Игровая адаптация ребенка к современному техническому миру идет по трем направлениям:
1.Документальное направление - это масштабное уменьшение культурно-технического образца(реальная машина соизмеримая с ребенком.)
2.Художественное направление – большая эстетическая стилизация облика предмета путем изменения пропорций, пластики и цвета. Придание игрушке детских черт. Цель: очеловечивание машинных форм.
3.Конструктивное направление – расчленение модели на стилизованные элементы конструктора.
9.
3 кризисн ситуац.
1)несовместимость традиционной эстетики с экономикой и технологией массового производства.
2) разрыв между требованиями к проф прикладному искусству и демократичностью, пытавшейся удержать нац. традиц. народным творчеством. Это выражалось в противоположности эстетических и культурно-бытовых запросов превелегерованных сословий и народных масс.
3) потребность производства в кадрах особых художников при объективной неспособности самого производства использовать художника как равноправного члена единого колектива.
Выход из этих противоречий, предлагаемый пеонерами дизайна, стал возможен только по пути переосмысления эстетики предметно пространственной среды, учета новых социально культурных требований, вставших перед массовым индустриальнвм производством, а главное – изменение роли художника в создании продукции.
Пионерами дизайна стали Мисс Ван дер Роэ,Ритвелд и др.
10.
Возникновение и цели Веркбунда.
Веркбунд - немецкий производственный союз. Основан в 1907 в Мюнхене (Германия). Объединение архитекторов, мастеров декоративного искусства и промышленников. Цель – облагородить промышленность через искусство.
Появление этой организации было результатом борьбы за простату .
Многие мастерские примыкали к Веркбунду.
Художественно-радикальный и демократический Веркбунд был закрыт национал-социалистами в 1933 г.