ЭТАП ТРЕТИЙ Конструктивное построение объема головы и частей лица.
ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ
Определение больших тональных отношений головы с выявлением ближней формы.
ЭТАП ПЯТЫЙ
Определение связи головы с плечевым поясом. Последовательное завершение работы с обобщением деталей.
ЭТАП ТРЕТИЙ
Уточнение построения частей лица и объема головы.
ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ
Решение основных тональных
отношений с выявлением
характерных особенностей головы.
ЭТАП ПЯТЫЙ
Дальнейшая тонально-конструктивная проработка головы с последующим обобщением деталей.
ЭТАП ТРЕТИЙ
Уточнение построения частей лица и объема головы.
ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ
Последовательное введение тона с выявлением характерных особенностей головы пожилой женщины.
ЭТАП ПЯТЫЙ
Моделировка деталей головы с последующим их обобщением.
ЭТАП ТРЕТИЙ
Конструктивное построение частей лица и формы головы.
ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ
Дальнейший тональный разбор рисунка с уточнением характера.
ЭТАП ПЯТЫЙ
Определение связи головы с плечевым поясом, проработка деталей с последующим обобщением.
ЭТАП ПЯТЫЙ
Передача характера головы девушки. Проработка деталей с последующим их обобщением.
Заключение
Для художника и знатока искусства, размышляющего о рисунке, подлинное творчество начинается с видения, с умения наблюдать и распознавать прихотливую мозаику художественной формы. Затрагивая содержательные аспекты техники рисунка, авторы хотели донести до современного читателя и начинающего рисовальщика именно это: умение правильно видеть натурную и художественную форму, отслеживать закономерности пластических отношений внутри элементов рисунка, способность подчинять их главному — что становится основанием самостоятельных решений и творческих успехов в этой сфере.
Мы не могли рассказать вам обо всем, но постарались выделить то, что составляет основы рисунка, его суть и образные возможности. Надеемся, что за «формульными» описаниями наиболее общих закономерностей читатель сумеет открыть для себя элементарную «грамматику» рисунка.
Однако никакой учебник, даже самый полный, не может вместить в себя и заменить собой постоянный труд рисовальщика, кропотливую каждодневную работу, направляемую и корректируемую опытным наставником, длительный процесс тренировки изобразительного мышления и общую культуру человека, питающую его творческий поиск и тот личностный смысл, который он вкладывает в процесс рисования.
Наглядный и практический характер рисунка кажется достаточно простым, но только живая форма покажет, насколько сложными и интересными могут быть здесь задачи, требующие как знания основ, так и опыта рисования. Углубленное изучение натуры, шлифовка технических приемов и умелое использование изобразительных средств выразительности рисунка, постоянная работа над системой изобразительных
форм и самоконтроль непосредственно в процессе рисования обернутся непременным творческим успехом и приведут начинающего рисовальщика на путь самостоятельного творчества.
Многие вопросы «истории рисунка» и мировые шедевры этого вида искусства, к сожалению, остались, так сказать, «за кадром» нашей небольшой работы. Но авторы уверены, что наш читатель обладает достаточным мужеством и упорством, чтобы познакомиться с ними не только по сотням великолепно написанных книг, но и воочию, посещая выдающиеся музейные собрания графики и академического рисунка. Не освещены в нашем руководстве и некоторые общие вопросы формообразования, ответы на них читатель найдет в предлагаемой к изучению литературе. Мы надеемся, что, если какие-то положения нашего описания законов рисунка окажутся не вполне понятными, читатель сможет уяснить их для себя, работая с предлагаемым иллюстративным материалом, являющимся исключительно авторским, исполненным одной рукой.
И еще одну мысль хочется высказать. Кажется, она извиняет любую недоговоренность нашей книги. В свое время М. В. Алпатов напомнил о «совете Аристотеля», данном начинающим художникам: учиться рисовать нужно не для того, чтобы стать художником, а чтобы ценить искусство.
Посредством рисунка он предлагал постигать главное, что составляет основу художественного творчества: чувство прекрасного и умение видеть и соединять изобразительные элементы. Тогда оказывается, что в нем лишь половину составляют знание, умение и врожденные способности молодого художника, — главным остается видение и соединение видимого — вот что важно!
Красота рисунка - его конкретность
«Искусство есть способность человека до ощущения воспринимать явления мира через способ выражения их в знак», — так выразил основную идею художественного семиозиса, порождения эстетических; знаков, выдающийся художник XX в. К. Пет-ров-Водкин, обнаживший при этом и сам метод «взятия» художественной формы, и идею пластической выраженности изобразительных средств рисунка. Но в данном случае простая, хотя и виртуозно отточенная, словесная формулировка и не исчерпывает, и не обобщает всего, что касается искусства «живописания черным и белым», искусства линейно-ком позиционной структуры и тонального соответствия — рисунка. Язык и рисунок находятся в отношениях симметрии и бесконечного дополнения. Но поскольку о нем приходится говорить, то делать это необходимо не безлично, а персонально, с указанием авторского кода, в пространстве которого этот рисунок и раскрывается «как знак». Имя этого кода — Виталий Павлович Сенин, молодой художник-монументалист, опытный рисовальщик, отыскавший свою «формулу рисунка»: конкретность выявления основных пропорций и светотеневой моделировки. Для него действительно «красота рисунка» представляет собой характер пластической задачи, из решения которой возникает пластика геометрического синтаксиса рисунка. Но кто же он, Виталий Сенин? Здесь не обойтись без небольшой биографической справки. Он родился в 1976 году в Симферополе, окутанном дымкой крымских легенд. Очевидно, поэтому отчетливость и зрительность его профиля отражается в практике рисунка художника наиболее совершенным образом, отзывается эллинистической точностью и гармонией пластических соответствий. У него была хорошая
школа— успешно оконченное художественное училище им. Н. Самокиша. Там Виталий Сенин учился в мастерской известных художников Т. П. Солдатенковой,
A. С. Пигарева, заслуженного художника
Украины VI. Н. Шевченко. Блестяще защи
щенный диплом Высшей художественной
школы Харькова, Академии дизайна и ис
кусств, степень магистра живописи (при
чем она получена одновременно и за худо
жественную реконструкцию средневековой
живописи пещерных храмов Таврии, и за
искусствоведческое обоснование этой ре
конструкции), выставки, педагогическая
практика, живая работа в области интерьер-
ной росписи и рисунка, подтвердили вер
ность выбранного пути. Его харьковскими
учителями были Е. П. Егоров, А. В. Вяткин,
B. Н. Носенков и многие другие. Подлин
ной школой мастерства, создания и интер
претации художественной формы, а также
школой жизни стало для него творческое
общение с академиком живописи В. Н. Гон-
торовым. С 2003 года Виталий Сенин пре
подает рисунок на кафедре рисунка ХГАДИ
и не перестает заниматься станковой и мо
нументальной живописью. Впрочем, уни
версализм, широта эрудиции, интерес ко
всему, что связано с динамичным смысло-
образованием в сфере художественного
творчества, присущи творческому взгляду
Виталия. Подлинное же своеобразие его
рисунку придают отчетливое ощущение
«построен ноет и» формы, аналитизм ее ли
нейно-конструктивного решения, ранняя
и проникающая в глубь рисунка тоновая
моделировка и умение вглядываться в на
туру, находить ее основные пластические
свойства и выражать их в пространстве
листа.
Взгляд Виталия Сенина не просто изобретателен, он умеет выбирать в рисунке,
в художественной форме то, что составляет главное — сущность предмета и сопровождающего его графического знака. Рисунок художника хорошо показывает, что в этой сфере вся аналитическая изобретательность вызвана тонко ощущаемой палитрой пластических градаций и значимо-стей, а главное — умением воспринять и передать цельность изображения как производного из самого ощущения и видения предмета, ту цельность, которая предсказана в самом строении его формы. Пластически понимаемый Виталием Семиным тон и свет приобретают вид предметно-пространственного единства, что отзывается мгновенным очерком главной пластической идеи. Линия его рисунка обретает смысл лишь в пластическом целом, которому подчинены и мгновенные ощущения явлений жизни, и длительность их выражения в графических знаках.
Хочется еще сказать о бережном отношении к натуре, виртуозном знании техники и материалов рисунка, умении в «рамку художнического видоискателя» отобрать
наиболее существенное. Но что наиболее ценно: Виталий Сенин приступает к исполнению рисунка лишь тогда, когда сформирована главная идея вещи, прозрачная в своей содержательной оформленное™ и предсказуемая в отношении пластического решения рисунка.
Существенным же представляется то, что за каждой проработкой, казалось бы, тривиального учебного задания, за каждым авторским рисунком, в своей выразительности и обобщении целого вышедшим далеко за рамки академической школы, всегда стоит упорный труд, результаты которого станут очевидными всем, кто соприкоснется с «конкретным рисунком». Под «конкретностью», конечно, следует понимать точность и глубину передачи художественного образа. Напряженность пластической формы, смысловая насыщенность и ясность, точность пластического решения — вот что присуще авторскому рисунку Виталия Сенина.
Олег Коваль