В ребенке вашем вся ваша любовь, в нем же и вся ваша

Добродетель! Ваше дело, ваша воля -- "ближний" ваш ; не

Позволяйте навязывать себе ложных ценностей!

Вы, созидающие, вы, высшие люди! Кто должен родить, тот

Болен; но кто родил, тот не чист.

Спросите у женщин: родят не потому, что это доставляет

Удовольствие. Боль заставляет кудахтать кур и поэтов.

Вы, созидающие, и в вас есть много нечистого. Это потому,

Что вы должны быть матерями.

Новорожденный: о, как много новой грязи появилось с ним на

Свет! Посторонитесь! И кто родил, должен омыть душу свою!

Не будьте добродетельны свыше сил своих! И не требуйте от

Себя ничего невероятного!

Ходите по стонам, по которым уже ходила добродетель отцов

Ваших! Как могли бы вы подняться высоко, если бы воля отцов

Ваших не поднималась с вами?

Но кто хочет быть первенцем, пусть смотрит, как бы не

Сделаться ему последышем! И где есть пороки отцов ваших, там не

Должны вы желать разыгрывать святых!

Что было бы, если бы потребовал от себя целомудрия тот,

Чьи отцы посещали женщин и любили крепкие вина и кабанов?

Это было бы безумием! Для него, поистине, будет уже много,

Если будет он мужем одной, двух или трех женщин.

И если бы основывал он монастыри и писал над дверью:

Quot;дорога к святому", -- я все-таки сказал бы: к чему! ведь это

Новое безумие!

Он основал для себя самого смирительный дом и убежище, --

На здоровье! Но я не верю этому.

В уединении растет то, что каждый вносит в него, даже

Внутренняя скотина. Поэтому отговариваю я многих от

Одиночества.

Существовало ли до сих пор на земле что-нибудь более

Грязное, чем пустынножители? Около них срывался с цепи

Не только дьявол, -- но и свинья.

Оробевшими, пристыженными, неловкими, похожими на тигра,

Которому не удался прыжок его: такими, о высшие люди, видел я

Часто вас, когда крались вы стороною. Игра в кости не

Удалась вам.

Но что ж из этого, вы, играющие в кости! Вы не научились

Играть и смеяться, как нужно играть и смеяться! Не сидим ли мы

Всегда за большим столом насмешек и игр?

И если вам не удалось великое, значит ли это, что вы сами

-- не удались? И если не удались вы сами, не удался и --

Человек? Если же не удался человек -- ну что ж!

Чем совершеннее вещь, тем реже она удается. О высшие люди,

Разве не все вы -- не удались?

Будьте бодры, что из этого! Сколь многое еще возможно!

Учитесь смеяться над собой, как надо смеяться!

Что ж удивительного, что вы не удались или что удались

Наполовину, вы, полуразбитые! Не бьется ли и не мечется ли в

Вас -- будущее человека?

Все, что есть в человеке самого далекого, самого

глубокого, звездоподобная высота его и огромная сила его, --

Все это не бродит ли в котле вашем?

Что ж удивительного, если иной котел разбивается! Учитесь

Смеяться над собой, как надо смеяться! О высшие люди, сколь

Многое еще возможно!

И, поистине, сколь многое удалось уже! Как богата эта

Земля маленькими, хорошими, совершенными вещами, вещами, вполне

Удавшимися!

Окружайте себя маленькими, хорошими, совершенными вещами,

О высшие люди! Их золотая зрелость исцеляет сердце. Все

Совершенное учит надеяться.

Что было здесь на земле доселе самым тяжким грехом? Не

Были ли этим грехом слова того, кто говорил: "Горе здесь

смеющимся!"

Разве не нашел он на земле никаких оснований для смеха?

Значит, искал он плохо. Дитя находит здесь основания для

Смеха.

Он -- недостаточно любил: иначе он полюбил бы и нас,

Смеющихся? Но он ненавидел и позорил нас, плач и скрежет

Зубовный предрекал он нам.

Надо ли тотчас проклинать, где не любишь? Это -- кажется

Мне дурным вкусом. Но так делал он, этот безусловный. Он

Происходил из толпы.

И он сам недостаточно любил; иначе он меньше сердился бы,

что не любят его. Всякая великая любовь хочет не любви:

Она хочет большего.

Сторонитесь всех этих безусловных! Это бедный, больной

Род, род толпы -- они дурно смотрят на эту жизнь, у них дурной

Глаз на эту землю.

Сторонитесь всех этих безусловных! У них тяжелая поступь и

Наши рекомендации