В ребенке вашем вся ваша любовь, в нем же и вся ваша
Добродетель! Ваше дело, ваша воля -- "ближний" ваш ; не
Позволяйте навязывать себе ложных ценностей!
Вы, созидающие, вы, высшие люди! Кто должен родить, тот
Болен; но кто родил, тот не чист.
Спросите у женщин: родят не потому, что это доставляет
Удовольствие. Боль заставляет кудахтать кур и поэтов.
Вы, созидающие, и в вас есть много нечистого. Это потому,
Что вы должны быть матерями.
Новорожденный: о, как много новой грязи появилось с ним на
Свет! Посторонитесь! И кто родил, должен омыть душу свою!
Не будьте добродетельны свыше сил своих! И не требуйте от
Себя ничего невероятного!
Ходите по стонам, по которым уже ходила добродетель отцов
Ваших! Как могли бы вы подняться высоко, если бы воля отцов
Ваших не поднималась с вами?
Но кто хочет быть первенцем, пусть смотрит, как бы не
Сделаться ему последышем! И где есть пороки отцов ваших, там не
Должны вы желать разыгрывать святых!
Что было бы, если бы потребовал от себя целомудрия тот,
Чьи отцы посещали женщин и любили крепкие вина и кабанов?
Это было бы безумием! Для него, поистине, будет уже много,
Если будет он мужем одной, двух или трех женщин.
И если бы основывал он монастыри и писал над дверью:
Quot;дорога к святому", -- я все-таки сказал бы: к чему! ведь это
Новое безумие!
Он основал для себя самого смирительный дом и убежище, --
На здоровье! Но я не верю этому.
В уединении растет то, что каждый вносит в него, даже
Внутренняя скотина. Поэтому отговариваю я многих от
Одиночества.
Существовало ли до сих пор на земле что-нибудь более
Грязное, чем пустынножители? Около них срывался с цепи
Не только дьявол, -- но и свинья.
Оробевшими, пристыженными, неловкими, похожими на тигра,
Которому не удался прыжок его: такими, о высшие люди, видел я
Часто вас, когда крались вы стороною. Игра в кости не
Удалась вам.
Но что ж из этого, вы, играющие в кости! Вы не научились
Играть и смеяться, как нужно играть и смеяться! Не сидим ли мы
Всегда за большим столом насмешек и игр?
И если вам не удалось великое, значит ли это, что вы сами
-- не удались? И если не удались вы сами, не удался и --
Человек? Если же не удался человек -- ну что ж!
Чем совершеннее вещь, тем реже она удается. О высшие люди,
Разве не все вы -- не удались?
Будьте бодры, что из этого! Сколь многое еще возможно!
Учитесь смеяться над собой, как надо смеяться!
Что ж удивительного, что вы не удались или что удались
Наполовину, вы, полуразбитые! Не бьется ли и не мечется ли в
Вас -- будущее человека?
Все, что есть в человеке самого далекого, самого
глубокого, звездоподобная высота его и огромная сила его, --
Все это не бродит ли в котле вашем?
Что ж удивительного, если иной котел разбивается! Учитесь
Смеяться над собой, как надо смеяться! О высшие люди, сколь
Многое еще возможно!
И, поистине, сколь многое удалось уже! Как богата эта
Земля маленькими, хорошими, совершенными вещами, вещами, вполне
Удавшимися!
Окружайте себя маленькими, хорошими, совершенными вещами,
О высшие люди! Их золотая зрелость исцеляет сердце. Все
Совершенное учит надеяться.
Что было здесь на земле доселе самым тяжким грехом? Не
Были ли этим грехом слова того, кто говорил: "Горе здесь
смеющимся!"
Разве не нашел он на земле никаких оснований для смеха?
Значит, искал он плохо. Дитя находит здесь основания для
Смеха.
Он -- недостаточно любил: иначе он полюбил бы и нас,
Смеющихся? Но он ненавидел и позорил нас, плач и скрежет
Зубовный предрекал он нам.
Надо ли тотчас проклинать, где не любишь? Это -- кажется
Мне дурным вкусом. Но так делал он, этот безусловный. Он
Происходил из толпы.
И он сам недостаточно любил; иначе он меньше сердился бы,
что не любят его. Всякая великая любовь хочет не любви:
Она хочет большего.
Сторонитесь всех этих безусловных! Это бедный, больной
Род, род толпы -- они дурно смотрят на эту жизнь, у них дурной
Глаз на эту землю.
Сторонитесь всех этих безусловных! У них тяжелая поступь и