История дизайна науки и техники.
Тематика
дисциплины «Основы композиции в дизайне»
Понятие композиции в дизайне среды
Структурные элементы композиции: доминанта, акценты, фон. Понятие композиционного центра и композиционных осей. Основные виды композиции: фронтальные, объемные, пространственные. Понятия, характеристики.
Художественные графические средства построения композиции
Точка, линия, пятно, цвет. Основные характеристики. Композиционные задачи, выполняемые графическими средствами.
Композиционное и физическое понятие цвета. Три характеристики цвета: цветовой тон, светлота, насыщенность. Цветовой круг. Понятие хроматических и ахроматических цветов.
Специфика зрительного восприятия цвета. Физиологическое воздействие цвета на человека. Физические ассоциации (весовые, температурные, фактурные, акустические, пространственные). Эмоциональные ассоциации (позитивные, негативные, сентиментальные, нейтральные).
Излучаемые и отражаемые цвета. Факторы, влияющие на восприятие цвета в среде.
Художественные пластические средства построения композиции
Понятие «текстура». Основные разновидности текстуры. Роль текстуры как художественного средства в композиции.
Понятие «фактура». Основные разновидности фактуры. Роль фактуры как художественного средства в композиции. Принципиальная разница между понятиями «текстура» и «фактура».
Свет как художественное средство композиции. Типология света (естественный, искусственный). Виды освещения (рассеянное, направленное, акцентное, декоративное). Роль света в моделировании формы. Роль света в моделировании внутреннего пространства.
Средства гармонизации композиции
Тождество – нюанс - контраст. Симметрия- асимметрия. Статика-динамика. Метр-ритм. Пропорции. Размер-масштаб.
Специфика формирования объемно-пространственных композиций
Рациональность, органичность, целостность, образность.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ
к дисциплинам по учебному плану специализации
«Дизайн среды»
История культуры и искусства.
История дизайна науки и техники.
1. Дизайн, его специфика, содержание цели, возможности. Виды дизайна.
2. Предметный мир Древнеегипетской цивилизации. Изобретение мебели.
3. Отражение классических принципов искусства в предметном мире Древней Греции. Сооружения. Ордерная система.
4. Интерьер Римского жилья. Стремление к красоте и комфорту.
5. Особенности романского стиля. Интерьер византийских храмов.
6. Замки средневековой эпохи, жилой дом и крепость. Значение витража в создании специфической атмосферы готического храма и дворца.
7. Ремесла как способ производства в эпоху средневековья.
8. Интерьер и предметы быта итальянского Возрождения.
9. Стиль барокко в европейском интерьере XVII-XVIII вв.
10. Рококо - «золотой век» искусства создания предметов обихода.
11. Возрождение к строгим канонам красоты в эпоху классицизма.
12. Роль промышленной революции XVIII - XIX вв. в развитии современного дизайна.
13. Ампир. Происхождение. Стилевые особенности.
14. Современное искусство и дизайн. Поп-арт.
15. Стиль модерн. Происхождение. Стилевые особенности.
16. Промышленный дизайн. Понятие. Специфика. Причины возникновения промышленного дизайна. +
17. «Веркбунд» и первый промышленный дизайнер Питер Беренс.
18. Мастера модерна: Ван де Вельде и Ч.Р. Макинтош.
19. Дизайн в странах Западной Европы во второй половине XX века.
20. Развитие дизайна, первые школы художественного конструирования.
21. Идеи функционализма в Европе XIX-XX в.в.
22. Современное искусство и дизайн. Хай тек.
23. «Баухауз» и его вклад в развитие мирового дизайна.
24. Теоретические взгляды Д. Рескина и У. Морриса.
25. Г. Земпер как один из первых теоретиков дизайна.
26. Конструктивизм. Происхождение. Стилевые особенности. Представители стиля.
27. Коммерческий дизайн. Раймонд Лоуи.
28. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. Роль в развитии дизайна в России.
29. Дизайн послесоветского периода в России. Основные направления развития.
30. Экологический дизайн. Основные задачи.
· Основы композиции в дизайне среды
1. Понятие композиции в дизайне среды. Структурные элементы композиции: доминанта, акценты, фон. Понятие композиционного центра и композиционных осей.
2. Основные виды композиции: фронтальные, объемные, пространственные. Понятия, характеристики.
3. Художественные графические средства построения композиции
Точка, линия, пятно, цвет. Основные характеристики.
4. Композиционные задачи, выполняемые графическими средствами.
5. Композиционное и физическое понятие цвета.
6. Три характеристики цвета: цветовой тон, светлота, насыщенность.
7. Цветовой круг. Структура. Основные и дополнительные цвета. Распределение контрастных и родственных цветов, холодных и теплых тонов.
8. Понятие хроматических и ахроматических цветов.
9. Специфика зрительного восприятия цвета. Физиологическое воздействие цвета на человека.
10. Физические ассоциации (весовые, температурные, фактурные, акустические, пространственные).
11. Эмоциональные ассоциации (позитивные, негативные, сентиментальные, нейтральные).
12. Излучаемые и отражаемые цвета. Факторы, влияющие на восприятие цвета в среде.
13. Виды форм и их характеристики (линейно-пластические, плоскостные, объемные).
14. Художественные пластические средства построения композиции. Понятия «текстура», «фактура» как характеристики формы. Принципиальная разница между понятиями «текстура» и «фактура».
15. Основные разновидности текстуры. Роль текстуры как художественного средства в композиции.
16. Основные разновидности фактуры. Роль фактуры как художественного средства в композиции.
17. Свет как художественное средство композиции. Типология света (естественный, искусственный).
18. Виды освещения (рассеянное, направленное, акцентное, декоративное).
19. Роль света в моделировании формы.
20. Роль света в моделировании внутреннего пространства.
21. Средства гармонизации композиции.
22. Тождество – нюанс - контраст.
23. Симметрия- асимметрия.
24. Статика-динамика.
25. Метр-ритм.
26. Пропорции. Золотое сечение
27. Размер-масштаб. Понятие «модуль» и его роль в дизайн-проектировании средовых объектов.
28. Интерьер как объемно-пространственная композиция. Специфика формирования объемно-пространственных композиций.
29. Понятия рациональности и органичности объемно-пространственной композиции.
30. Понятия целостности и образности объемно-пространственной композиции.