История дизайна науки и техники.

Тематика

дисциплины «Основы композиции в дизайне»

Понятие композиции в дизайне среды

Структурные элементы композиции: доминанта, акценты, фон. Понятие композиционного центра и композиционных осей. Основные виды композиции: фронтальные, объемные, пространственные. Понятия, характеристики.

Художественные графические средства построения композиции

Точка, линия, пятно, цвет. Основные характеристики. Композиционные задачи, выполняемые графическими средствами.

Композиционное и физическое понятие цвета. Три характеристики цвета: цветовой тон, светлота, насыщенность. Цветовой круг. Понятие хроматических и ахроматических цветов.

Специфика зрительного восприятия цвета. Физиологическое воздействие цвета на человека. Физические ассоциации (весовые, температурные, фактурные, акустические, пространственные). Эмоциональные ассоциации (позитивные, негативные, сентиментальные, нейтральные).

Излучаемые и отражаемые цвета. Факторы, влияющие на восприятие цвета в среде.

Художественные пластические средства построения композиции

Понятие «текстура». Основные разновидности текстуры. Роль текстуры как художественного средства в композиции.

Понятие «фактура». Основные разновидности фактуры. Роль фактуры как художественного средства в композиции. Принципиальная разница между понятиями «текстура» и «фактура».

Свет как художественное средство композиции. Типология света (естественный, искусственный). Виды освещения (рассеянное, направленное, акцентное, декоративное). Роль света в моделировании формы. Роль света в моделировании внутреннего пространства.

Средства гармонизации композиции

Тождество – нюанс - контраст. Симметрия- асимметрия. Статика-динамика. Метр-ритм. Пропорции. Размер-масштаб.

Специфика формирования объемно-пространственных композиций

Рациональность, органичность, целостность, образность.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ

к дисциплинам по учебному плану специализации

«Дизайн среды»

История культуры и искусства.

История дизайна науки и техники.

1. Дизайн, его специфика, содержание цели, возможности. Виды дизайна.

2. Предметный мир Древнеегипетской цивилизации. Изобретение мебели.

3. Отражение классических принципов искусства в предметном мире Древней Греции. Сооружения. Ордерная система.

4. Интерьер Римского жилья. Стремление к красоте и комфорту.

5. Особенности романского стиля. Интерьер византийских храмов.

6. Замки средневековой эпохи, жилой дом и крепость. Значение витража в создании специфической атмосферы готического храма и дворца.

7. Ремесла как способ производства в эпоху средневековья.

8. Интерьер и предметы быта итальянского Возрождения.

9. Стиль барокко в европейском интерьере XVII-XVIII вв.

10. Рококо - «золотой век» искусства создания предметов обихода.

11. Возрождение к строгим канонам красоты в эпоху классицизма.

12. Роль промышленной революции XVIII - XIX вв. в развитии современного дизайна.

13. Ампир. Происхождение. Стилевые особенности.

14. Современное искусство и дизайн. Поп-арт.

15. Стиль модерн. Происхождение. Стилевые особенности.

16. Промышленный дизайн. Понятие. Специфика. Причины возникновения промышленного дизайна. +

17. «Веркбунд» и первый промышленный дизайнер Питер Беренс.

18. Мастера модерна: Ван де Вельде и Ч.Р. Макинтош.

19. Дизайн в странах Западной Европы во второй половине XX века.

20. Развитие дизайна, первые школы художественного конструирования.

21. Идеи функционализма в Европе XIX-XX в.в.

22. Современное искусство и дизайн. Хай тек.

23. «Баухауз» и его вклад в развитие мирового дизайна.

24. Теоретические взгляды Д. Рескина и У. Морриса.

25. Г. Земпер как один из первых теоретиков дизайна.

26. Конструктивизм. Происхождение. Стилевые особенности. Представители стиля.

27. Коммерческий дизайн. Раймонд Лоуи.

28. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. Роль в развитии дизайна в России.

29. Дизайн послесоветского периода в России. Основные направления развития.

30. Экологический дизайн. Основные задачи.

· Основы композиции в дизайне среды

1. Понятие композиции в дизайне среды. Структурные элементы композиции: доминанта, акценты, фон. Понятие композиционного центра и композиционных осей.

2. Основные виды композиции: фронтальные, объемные, пространственные. Понятия, характеристики.

3. Художественные графические средства построения композиции

Точка, линия, пятно, цвет. Основные характеристики.

4. Композиционные задачи, выполняемые графическими средствами.

5. Композиционное и физическое понятие цвета.

6. Три характеристики цвета: цветовой тон, светлота, насыщенность.

7. Цветовой круг. Структура. Основные и дополнительные цвета. Распределение контрастных и родственных цветов, холодных и теплых тонов.

8. Понятие хроматических и ахроматических цветов.

9. Специфика зрительного восприятия цвета. Физиологическое воздействие цвета на человека.

10. Физические ассоциации (весовые, температурные, фактурные, акустические, пространственные).

11. Эмоциональные ассоциации (позитивные, негативные, сентиментальные, нейтральные).

12. Излучаемые и отражаемые цвета. Факторы, влияющие на восприятие цвета в среде.

13. Виды форм и их характеристики (линейно-пластические, плоскостные, объемные).

14. Художественные пластические средства построения композиции. Понятия «текстура», «фактура» как характеристики формы. Принципиальная разница между понятиями «текстура» и «фактура».

15. Основные разновидности текстуры. Роль текстуры как художественного средства в композиции.

16. Основные разновидности фактуры. Роль фактуры как художественного средства в композиции.

17. Свет как художественное средство композиции. Типология света (естественный, искусственный).

18. Виды освещения (рассеянное, направленное, акцентное, декоративное).

19. Роль света в моделировании формы.

20. Роль света в моделировании внутреннего пространства.

21. Средства гармонизации композиции.

22. Тождество – нюанс - контраст.

23. Симметрия- асимметрия.

24. Статика-динамика.

25. Метр-ритм.

26. Пропорции. Золотое сечение

27. Размер-масштаб. Понятие «модуль» и его роль в дизайн-проектировании средовых объектов.

28. Интерьер как объемно-пространственная композиция. Специфика формирования объемно-пространственных композиций.

29. Понятия рациональности и органичности объемно-пространственной композиции.

30. Понятия целостности и образности объемно-пространственной композиции.

Наши рекомендации