Тема 7. Эстетика Новейшего времени. Европейская эстетическая мысль XIX веков.

Основные понятия:

чистое суждение вкуса, рассудок, воображение, целесообразность без цели, прекрасное без понятия, романтизм, возвышенное, моральное чувство, гений, талант, георгианская архитектура

Задания к теме 7. (Часть 2)

1. Теоретические концепции немецкой классической эстетики второй половины XVIII — первые десятилетия XIX в. Эстетика немецкого романтизма в идеях Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга. Активная роль эстетического субъекта. Гений и художественное творчество. Учение Шеллинга о гении и становление идей романтизма. Поэзия и миф в эстетике Шеллинга.

2. Античный идеал невозмутимости, благородной простоты и спокойного величия в «Истории искусств древности» Иоганна Иоахима Винкельмана.

3. Категории эстетики Александра Готлиба Баумгартена.

4. Эстетика Иммануила Канта и ее значение в утверждении эстетики в системе философии. Главный эстетический труд — «Критика способности суждения». Понятие способности суждения. Суждение о прекрасном как о форме целесообразности предмета. Антиномия суждения вкуса.

5. Георг Вильгельм Фридрих Гегель о видах искусства и принципах их классификации. Теория художественного творчества. Гений и талант, манера и стиль.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Философия искусства В. Шеллинга. Проявление Абсолюта в единичном произведении как предмет философии искусства. Проблема прекрасного. Иоганн Вольфганг фон Гете об эстетике и эстетическом воспитании.

2. Эстетика Канта. Чувство удовольствия и принцип целесообразности как основа учения Канта. Автономия эстетического. Анализ категории возвышенного.

3. Г.Ф. Гегель и принципы историзма и диалектики в эстетике. Гегель и проблема реальности и идеала в искусстве. Особое предназначение искусства в жизни человека.

4. Романтизм и сентиментализм в эстетике и искусстве европейского Просвещения (Ж.-П. Рихтер, Август Шлегель).

5. Игра как выражение специфической особенности эстетического отношения у Ф. Шиллера («Письма об эстетическом воспитании человека»).

6. Истоки возникновения романтического мироощущения в западной культуре. Теория поэзии у романтиков. Взаимоотношение философии и поэзии.

7. Культ эмоций как универсальный смысл искусства. Теория комического.

8. Романтический взгляд на гения. Искусство как игровая деятельность гения. Внутренняя свобода самобытной личности и творческое самовыражение. Произведение искусства как воображенная реальность. Императив гениальности и оригинальность как критерий художественности.

Основная литература:

1. Бычков В. В. Эстетика : учеб. для гуманит. направлений и специальностей вузов России / В. В. Бычков, 2012, - М.: Кнорус. – 528 с.

Дополнительная литература:

1. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. — М.: Аспект Пресс, 2000, 434с. http://sbiblio.com/biblio/archive/krivcun_estetika/00.aspx

2. Бычков В.В. Эстетический опыт //Культурология: энциклопедия. Т.2. М., 2007. С. 113-114.

3. Борев Ю.Б. Эстетика: /Юрий Борев.- М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005.-829, [3] с. [электр. версия] http://trans.all-5.ru/lit/index-770.htm

Литература для углубленного изучения:

1. Аддисон Дж. «Спектейтор»: Из истории английской эстетической мысли XVIII века. – М., 1982.

2. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. – М., 1949.

3. Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества. М., 1990

4. Балашов Н.И. Эстетическое в философии Канта / Эстетическое. –М., 1964.

5. Беньямин В. Теория искусства у ранних романтиков и позднего Гете // Логос. 1993. №4.

6. Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. – М., 1979.

11. Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник/Ю.Б. Борев-М,: Высш. шк., 2002. - 511с.

http://files.zipsites.ru/books/yanko/borev-estetika-2002.rar

http://www.zipsites.ru/books/borev_estetika/borev-estetika-2002.bat; http://www.zipsites.ru/books/borev_estetika/borev-estetika-2002.txt

7. Гадамер Х.Г. Истина и метод. – М., 1988. – С.61-134.

8. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4-х т. – М., 1968. Т.1. – С.62-69.

9. Джерард А. Опыт о вкусе: Из истории английской эстетической мысли XVIII века. – М., 1982.

10. История эстетики. В 5-ти т. – М.: Искусство, 1964-1970.

11. Калинкин А.Г. Концепция идеала в эстетике немецкого классического идеализма: (Кант и Гегель) / Из истории европейской культуры. – М., 1979.

12. Кант И. Критика способности суждения / Кант И. Сочинения: В 6-ти т. – М., 1976. Т.5. – С.101-379.

13. Кормин Н.А. Онтология эстетического. – М., 1992. С.16-35.

14. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М.: Высшая школа, 1984. http://mexalib.com/view/35100

15. Рид Т. Лекции об изящных искусствах: Из истории английской эстетической мысли XVIII века. – М., 1982. С.290-312.

16. Рид Т. Опыт об умственных способностях: Из истории английской эстетической мысли XVIII века. – М., 1982. С.313-321.

17. Хатчесон Ф. О красоте, порядке, гармонии, целесообразности. /Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А., Эстетика. М., 1973.

18. Шестаков В. П. Ш 51 Очерки по истории эстетики. От Сократа до Гегеля. -М.: Мысль, 1979. -372 с. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/schest/index.php

19. Шиллер Ф. Собрание сочинений: в 7-ми т. – М., 1955-1957. Т.6.

20. Шлегелъ Ф. Эстетика. Философия. Критика. М., 1983. Т. 1.

21. Юм Д. О норме вкуса / Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. – М., 1973.

22. Юм Д. Об утонченности вкуса и аффекта / Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. – М., 1973.

Тема 8. Многообразие жанровой палитры в современной эстетике. Модернизм в искусстве к. XIX-XX вв. Идеи и стили. (Часть 1)

Основные понятия:

ампир, амстердамская школа, ар-деко, модерн, авангард, импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, абстракционизм, сюрреализм, футуризм, акмеизм, дадаизм, структурализм, концептуализм, кубофутуризм, неогрек, неоклассицизм

Задания к теме 8

1. Авангард в искусстве и эстетической мысли. Авангард как художественная практика и политическое действие. Крушение классических картин мира.

2. Эксперименты с пространством и временем в искусстве. (Импрессионизм и экспрессионизм, кубизм и абстракционизм).

3. Эстетические практики модернизма (сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм и др.).

4. Х. Ортега-и-Гассет. «Дегуманизация искусства» – манифест авангардизма.

5. Эклектика постмодернизма и эстетические теории XX в.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Эстетика кино. Эксперимент в сфере словесного искусства, музыки и архитектуры. Искусство, революция и террор.

2. Направления немецкой эстетики XX века: искусствоведческое; психологическое; философское и социологическое. Влияние З. Фрейда на эстетику. Проблематизация бессознательного в эстетической теории.

3. Итальянская и испанская эстетика, идеализм Б. Кроче и Дж. Джентиле.

4. Англо-американская эстетика. Основа - гештальтпсихология (Р. Арнхейм).

Вопросы для самоконтроля:

Назовите знаменитые работы данных знаменитых людей, представителей основных течений и направлений модернистского искусства ХХ века:

1. Фовизма (Анри Матисс, Морис Вламинк).

2. Экспрессионизма (Эдвард Мунк, Эмиль Нольде).

3. Кубизма (Пабло Пикассо, Жорж Брака).

4. Абстракционизма (Василия Кандинского).

5. Дадаизма (Марселя Дюшана).

6. Супрематизма (Казимира Малевича). Неопластицизма. (Пита Мондриана).

Основная литература:

1.Бычков В. В. Эстетика : учеб. для гуманит. направлений и специальностей вузов России / В. В. Бычков, 2012, - М.: Кнорус. – 528 с.

Дополнительная литература:

1. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. – М., 1949.

2. Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник/Ю.Б. Борев-М,: Высш. шк., 2002. - 511с. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Borev/_14.php

http://files.zipsites.ru/books/yanko/borev-estetika-2002.rar

http://www.zipsites.ru/books/borev_estetika/borev-estetika-2002.bat; http://www.zipsites.ru/books/borev_estetika/borev-estetika-2002.txt

3. История эстетики. В 5-ти т. – М.: Искусство, 1964-1970.

4. Ян Мукаржовский. К вопросу об эстетике кино. Перевод с чешского В.А. Каменской // Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства: Пер. с чешск. / Сост. и коммент. Ю.М. Лотмана и О.М. Малевича – М.: Искусство, 1994. – С. 396–410. – (История эстетики в памятниках и документах). http://philologos.narod.ru/texts/mukar1.htm

Наши рекомендации