Жизнь поэта в 60-70-е годы.
В 1856 году выходит сборник стихотворений Фета, подготовленный Тургеневым. В 1857 году Фет выгодно и удачно женится. Невеста Мария Петровна Боткина из богатой семьи частоторговцев, и за ней стоит большое приданое. Фету – 36, ей – 30. Зрелые люди. У него на душе горький осадок от воспоминаний о Марии Лазич, у Марии Петровны позади тоже любовный роман с печальным концом. Они честно рассказали друг другу о своем прошлом, и это их сразу сблизило. Союз Фета и Боткиной оказался, если несчастливым, то, по крайней мере, прочным и долгим.
В 1858 году Фет оставляет службу в армии, так и не добившись дворянского звания.
Год 1859. Жизнь Фета перешла за свою середину. Та эпоха, которая вынесла поэта к великой славе, подошла к концу. Некрасов и его сторонники обвиняют Фета в отсутствии «гражданской тематики». Фета не печатают.
Наступает период долгого творческого молчания, именно на это время приходится расцвет Фета как помещика-фермера.
Деньги жены Фет сразу пустил в дело. Купил невзрачную усадьбу Степановку, где развернул свой незаурядный талант хозяина-практика, деловитого и расчетливого человека.
В 1863 году как итог 25-летней творческой деятельности выходит двухтомное собрание стихотворений поэта. Спустя 10 лет, в 1873 году, вышел императорский указ о «возвращении» родового имения Шеншина. Фамилия Фет остается в качестве псевдонима.
В 1877 году Фет-Шеншин приобретает богатейшую усадьбу Воробьевку под Курском. Когда-то он мечтательно описывал жене Л.Н. Толстого Софье Андреевне свой идеал: «Жить в прочной, каменной усадьбе, совершенно опрятной, над водой…Иметь простой, но вкусный опрятный стол…”.
Мечта сбылась. Все вроде бы пришло к определенному возрасту: усадьба с домом и не просто опрятная, а великолепная. Парк. Поля. Пруд. Удовлетворены сословные притязания, наличествуют достаток и житейский покой…
Но есть жуткая тоска. С годами она усиливается. И все чаще преследуют Фета воспоминания о Марии Лазич. На пороге своего 58-летия Фет пишет строки, вырвавшиеся из самых глубин сознания: «Ты отстрадала, я еще страдаю».
Ты отстрадала, я еще страдаю,
Сомнением мне суждено дышать,
И трепещу, и сердцем избегаю,
Искать того, чего нельзя понять.
А был рассвет! Я помню, вспоминаю
Язык любви, цветов, ночных лучей. –
Как не цвести всевидящему маю
При отблеске родном таких очей!
Очей тех нет – и мне не страшны гробы,
Завидно мне безмолвие твое,
И, не судя ни тупости, ни злобы,
Скорей, скорей в твое небытие!
9) Последние годы жизни поэта.
В 80-е годы Фет создает четыре поэтических сборника «Вечерних огней». Старик Фет творит так же вдохновенно, как и в молодые годы, воспевая красоту природы и любовь, – но читательская аудитория его уже совсем не та, что раньше; его книги издаются маленькими тиражами.
Вторая половина жизни представляет собой чередование практического и литературного поприща.
Но «звездный час» поэта был в прошлом – эпоха 50-х годов ушла безвозвратно. В 1886 году Фет избирается членом Петербургской академии наук, а в 1889 году ему присваивается звание придворного камергера.
Но эпоха славы ушла безвозвратно. 72-летний старик, камергер императорского двора, академик, почетный мировой судья, богатый помещик Фет-Шеншин умер в чинах, обласканный двором и царской фамилией.
А гениальный русский лирик доживал свой век освистанным и оскорбленным всей интеллигентной Россией. Последние его стихи неизменно вызывали град насмешек у читающей публики, над общественными и политическими убеждениями Фета посмеивались даже его лучшие друзья Страхов, Полонский, Л.Н.Толстой.
Фет скончался 21 ноября 1892 года в собственном доме в Москве после неудавшейся попытки самоубийства.
Он ушел из жизни, не желая ни перед кем оправдываться. Спустя 20 лет историк литературы Борис Садовский бросит современникам упрек: «Россия… прозевала Фета».
Между тем смерть Фета в атмосфере полного душевного одиночества означала конец уникального явления в русской лирике, так и не понятого современниками.