Раннехристианское искусство
1 Пуццолана — породы вулканического происхождения, при меняемые для изготовления цементов.
2 Согласно преданию, во время своих долгих странствий Одиссей приплыл к острову сирен (морские нимфы, изображавшиеся в виде девушек-птиц или девушек с рыбьими хвостами), своим пением завлекавших и губивших людей. Чтобы услышать их и при этом избежать гибели, он велел привязать себя к мачте, всем же спутникам плотно заклеил уши воском.
3 Помимо виноградной лозы и Доброго пастыря, наиболее распространенными раннехристианскими символами являются: голубь — птица Ноя, вестник мира, надежда на небесный рай после страданий жизни; феникс, сжигающий себя и возрождающийся вновь из пепла, символ воскресения; масличная ветвь — символ мира и справедливости; пальма — символ победы над смертью и грехом, атрибут мучеников и невинных; павлин — символ бессмертия; жаждущий олень — символ стремления к вечной истине; корабль — символ церкви, уподобляемой кораблю, мчащемуся по бурным волнам житейского моря; якорь — символ вечного покоя после жизненных бурь; рыба — символ Христа, ибо начальные буквы фразы „Иисус Христос, сын божий, спаситель" на греческом языке образуют слово рыба.
4 Происхождение этого названия связано с символическим уподоблением церкви кораблю.
5 Храм „Гроба Господня" был построен в Иерусалиме, где, согласно легенде, был распят Христос.
6 Мозаика — особая техника монументальной живописи, со стоящая в том, что изображение выкладывается из цветных камней или специальным образом окрашенных стекол (смальты), закрепляемых в цементе или штукатурке.
7 Церковь Санта Мариа Маджоре была первоначально построена в IV веке, но затем сгорела и полностью перестроена в V в.
8 Ионический, дорический и коринфский — три главных ордера классической архитектуры. 9 Поскольку на первых порах христианство было религией угнетенных, среди которых популярность его была особенно велика, многие храмы Рима были построены вне городских стен, где жил бедный люд.
10 Каннелированными называют колонны, ствол которых украшен проходящими по всей его длине желобками. Каннелированные колонны применялись в архитектуре классической древности.
11 Мозаика купола церкви Санта Констанца не сохранилась и известна лишь по рисункам XVI в.
12 Эти символы, происхождение которых восходит к библейским пророчествам Иезекиила (1, 10) и тексту Апокалипсиса (4, 7), сохранялись в христианском искусстве в течение всего средневековья.
13 Фигуры эти истолковываются по-разному. По мнению одних, это дочери легендарного сенатора Пуденса, на месте дома которого якобы стоит храм. Другие видят в них символическое изображение двух ветвей молодого христианства — христиан из язычников и из иудеев.
14 Попытки объяснить различие стиля мозаик нефа и триумфальной арки разновременностью их исполнения не увенчались успехом. По-видимому, здесь рядом работали разные мастера.
15 Пергамент — особым образом обработанная телячья кожа.
Дороманское искусство
1 В отличие от Западной Римской империи, восточная ее часть не была уничтожена нашествием варваров. На ее основе сложилось одно из могущественнейших средневековых государств — Византия. Художественная культура Византии была более тесно связана с традициями античности и оказала значительное влияние на развитие средневекового искусства Западной Европы.
2 Этот тип храма особенно характерен для восточной ветви раннехристианской архитектуры, влияние которой на зодчество Равенны было очень велико.
3 Меровинги — первая династия франкских королей (481 -751гг.)
4 В отличие от греческого равноконечного креста, латинским называется крест, одна из сторон которого длиннее другого.
5 Фибула — застежка для плаща.
6 Киворий — сень над алтарем.
7 Валгалла — согласно германской мифологии, обиталище павших в бою воинов.
8 Один — старший из германских богов.
9 Змея Мидгард — по поверьям древних германцев, свернувшаяся кольцом на дне мирового моря и опоясывающая землю злобная дочь бога огня Локи.
10 Теодульф — один из самых влиятельных представителей духовенства при Карле Великом, был близок ко двору.
11 Ковчег завета — описанный в Библии ковчег для хранения скрижалей завета, согласно легенде, полученных Моисеем от бога на горе Синай.
12 Периодом иконоборчества в Византии называют время, когда были запрещены религиозные изображения в храмах (726-842 гг., с перерывом между 787 и 813 гг.).
13 Важнейшими центрами изготовления рукописей в Каролингской империи были Париж, Реймс, Фульда, Корби, Флери, Тур.
14 Названия происходят от условных наименований важнейших рукописей этой группы: Евангелия Годескалька, исполнен ного в 781—783 гг. неким Годескальком по заказу Карла Великого (Париж, Национальная библиотека), и Евангелия Ады, исполненного незадолго до 800 г. для некоей аббатисы Ады, как полагают, сестры Карла Великого (Трир, Городская библиотека).
15 Под понятием Реймсской школы теперь обычно объединяют памятники так называемой дворцовой группы (Евангелие Карла Великого, Вена, Евангелие Аахенской капеллы, Брюссель, Библиотека) и памятники собственно Реймсской школы — Евангелие Эбо и Утрехтскую псалтырь.
16 Эбо — архиепископ Веймсскйй (816—835 гг.).
17 Самые прославленны памятники турской школы — Библия Карла Лысого (Библия Вивиена, 846—851 гг., Париж Национальная библиотека) и Евангелие Лотаря (ок. 840 г., Париж, Национальная библиотека).
18 Такие складни, украшенные священными изображениями обычно брали с собой, отправляясь в дорогу, духовные лица.
19 Пиксиды — сосуды для благовоний.
20 Статуэтка эта, ныне находящаяся в Метце, датируется не которыми исследователями XI в.
21 Левиафан — описанное в Библии (книга Иова, 41) морское чудовище, из рта которого вылетает пламя и сыплются искры, а из ноздрей идет дым. Чудовище это покрыто непроницаемой броней, один вид его внушает смертельный ужас, повсюду оно сеет разрушения и смерть. Христианские комментаторы Библии видели в Левиафане прообраз Сатаны.
22 Германию периода Саксонской династии (919—1024) называют иногда Оттоновской империей.
23 Согласно преданию, монастырь на острове Рейхенау был основан в VIII в. выходцем из Ирландии св. Пирменом. К X веку здесь уже находилось несколько монастырей: в возвышенной части — Оберцелле, в низменной — Нидерцелле, в средней — Миттельцелле. Сохранилась лишь церковь в Оберцелле.
24 Атлас — согласно греческой мифологии, гигант, осужден ный богами держать на своих плечах тяжесть небесного свода.
25 Штук — быстро твердеющая смесь извести, гипса и песка.
Романское искусство
1 Существуют и другие толкования происхождения этого названия.
2 Архитрав — несущая балка, перекинутая между двумя опорами; тимпан — поле стены под аркой, ограниченное внизу балкой архитрава; архивольты — арочные обрамления портала.
3 Номинализм — направление в средневековой схоластической философии. Учение номинализма содержало материалистические элементы.
4 Грифоны — крылатые львы; в виде птиц с женской головой изображали иногда сирен и ламий, о которых существовало поверье, что они летают по ночам и навевают людям плохие сны, давят на грудь спящих, уносят из колыбели детей.
5 Аспид— по народному поверью, чудовище, которое легко поддается обольщению пением. Зная свою слабость, аспид, едва заслышав пение, прижимается тотчас же одним ухом к земле, другое же затыкает хвостом. В христианском искусстве он символизировал грешника, не внемлющего голосу истины.
6 Василиск— по народному поверью, птица-змей, вылупившаяся из снесенного петухом яйца, высиженного жабой. Василиск обладает взглядом, способным убить человека. В христианском искусстве он олицетворяет демона.
7 Цистерцианский орден возник в начале XII в. Он откололся от клюнийского ордена, руководителей которого цистерцианцы обвиняли в обмирщении и отказе от сурового аскетизма. В XII в. цистерцианский орден играл почти такую же роль в жизни Европы, какую играл до этого клюнийский.
8 То есть установление господства церкви на земле.
9 Для паломников в средние века был составлен путеводитель по святым местам с указанием главных дорог в Сант Яго де Компостела и обителей, лежащих на пути. Этих главных дорог было четыре: на Прованс от Арля, через Сен Жиль, Тулузу; из Бургундии через Овернь и Конк; из северной Бургундии, от Везеле, к западу, через Перигё; крайний западный путь из Тура через Пуату и Сантонж.
10 Монастырь Клюни был основан в 910 г. Первый храм его был освящен в 915 г. В 981 г. была основана вторая церковь. В 1088 г. ее сменил третий, самый грандиозный храм.
11 Монастырскую церковь св Марии называли Дорада (то есть позолоченная) за золотые фоны ее мозаик.
12 В Тулузе сходились все пути направлявшихся в Сант Яго де Компостела паломников, поэтому здесь необходим был особенно большой храм.
13 Двенадцать созвездий, через которые проходит путь видимого годичного перемещения Солнца, называются зодиакальными (то есть животными, так как большинство из этих созвездий с глубокой древности стали называть именами животных)
14 Навуходоносор — царь Вавилона, согласно библейской легенде, пытавшийся сжечь в печи огненной трех юношей, чудесным образом спасенных ангелом. Этот сюжет приводится как пример греха, противопоставляемый искуплению.
15 Паласами называли в средние века дворцы замков. Слово происходит от латинского „palatium"— дворец.
16 В переводе это означает „Бейернские песни". Название было дано рукописи по ее местонахождению в баварском монастыре Бейерн.
17 Boзмoжнo, что наклон башни вызван оседанием фундамента в начале работ, и это навело на мысль сделать ее наклонной.
18 В рельефах Моденского собора запечатлен вариант, отличающийся от известных сказаний о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Возможно, что это какой-то из ранних устных вариантов сказания.
Готическое искусство
1 Орден доминиканцев назван по имени его основателя, испанского монаха Доминика (ок. 1170—1221). Название „псы господни" основано на игре слов: "domini canes" по-латыни означает псы господни В средние века любили говорить, что зло подстерегает человека везде, как волк отбившихся от стада овец. Стоит только человеку на шаг отступить от пути, указанного церковью, и он становится добычей дьявола. Называя себя псами господа, доминиканцы хотели сказать, что они взяли на себя за дачу охранять людей от козней дьявола, подобно тому, как собаки охраняют стадо от волков. Своей эмблемой доминиканцы избрали собачью голову с пылающим факелом в зубах.
2 Со стороны последующих поколений готика получила весьма разноречивую оценку. Еще два столетия назад считали, что готическая архитектура иррациональна, и сурово осуждали ее за причудливость форм и чрезмерность декора. Сто лет спустя эта оценка сменилась противоположной. С того времени, как французский архитектор середины XIX в. Виолле ле Дюк, отдавший много энергии изучению и реставрации средневековых храмов, обратил внимание на рациональные основы готического зодчества, в строениях готики стали видеть воплощение точнейшего расчета, пронизывающего все элементы, вплоть до деталей декора,— чуть ли не прообраз современных инженерных конструкций. Но и эта точка зрения была отвергнута несколько десятилетий назад, когда установили на основании современных расчетов, что некоторые элементы готического здания, ранее считавшиеся основными частями конструкции (нервюры, аркбутаны), на самом деле не всегда являются таковыми. Тогда было высказано мнение, что в архитектуре готики все построено на иллюзии, что готические соборы подобны сочинениям схоластов с их изощренными логическими хитросплетениями и что все в них подчинено стремлению скрыть истинные основы конструкции, создав видимость легкости, и ввести в заблуждение зрителя, заставив его поверить в невесомость устремляющихся ввысь каменных сводов, арок и башен. Вряд ли можно согласиться с подобным мнением. Как бы ни расценивать значение аркбутанов и нервюр сегодня, нет никакого сомнения, что первоначально они были задуманы как конструктивная форма.
3 Галереи королей — горизонтальные ярусы статуй библейских царей в верхней части фасадов французских соборов. Впоследствии этих царей стали отождествлять с королями Франции, что послужило причиной массового уничтожения статуй во время буржуазной революции конца XVIII в.
4 Здесь применены так называемые шестираспалубковые своды, представляющие собой промежуточную форму между романской и готической конструкцией. Как в романских постройках „связанной системы", одному пролету сводов в центральном нефе здесь соответствуют два пролета в боковых. Однако, в отличие от „связанной системы", одному пролету сводов в центральном нефе „связанной системы", крестовые своды центрального нефа разделены пополам и соединены нервюрами с промежуточными опорами боковых нефов.
5 Существует легенда о могучем белом быке, чудесным образом появившемся во время строительства Ланского собора и помогавшем подвозить камни.
6 Трифорий — глухая галерейка в толще стены центрального нефа, отделяющая аркады от верхнего яруса окон.
7 Во Франции высота сводов Амьенского собора была превзойдена только в Бовэ (48 м), но своды в Бовэ рухнули вскоре после их возведения.
8 Отдельные доделки производились и в XIV—XV вв.
9 Замок разрушен немцами во время первой мировой войны.
10 Библейские цари считались в средние века предками Марии и Христа, а пророки — предвестниками христианства.
11 „Свободными искусствами" называли науки, входившие в систему средневекового обучения.
12 Иессей — согласно Библии, отец царя Давида, потомками которого считали Марию и Христа.
13 В конце XII в был найден способ закреплять на листе пергамента тончайшие листочки золота, что давало гораздо больший декоративный эффект, чем применявшееся раньше травленое золото.
14 Бамбергские статуи перемещены со своих мест, поэтому мы не знаем, как они группировались вначале. Это затрудняет определение персонажа, изображенного в бамбергском всаднике.
15 Некоторые полагают, что здесь изображен Оттон II, в 975 г. освободивший купцов Магдебурга от пошлин. По мнению других это может быть изображение Карла Великого.
16 Кроме названных „Тайной вечери", „Предательства Иуды", "Взятия под стражу" и „Христа перед Пилатом", на ограде хора представлено еще "Отречение апостола Петра". Два заключи тельных рельефа — „Бичевание" в „Несение креста" являются позднейшей доделкой.
17 Было высказано предположение, что рельефы ограды хора и статуи основателей храма выполнены разными мастерами, но это представляется маловероятным — слишком уж своеобразны и не похожи ни на что другое и рельефы и статуи. Конечно, здесь как всегда в подобных случаях, работала мастерская, и мы можем различить иногда нескольких исполнителей. Но, по-видимому, общий замысел и наиболее ответственная часть ограды и статуй принадлежит руководителю мастерской.
18 Петер Парлерж был сыном немецкого архитектора Генриха Парлера из Гмюнда.
19 Тевтонский орден — военный духовно-рыцарский орден, основанный в 1198 г. в Палестине, а затем воевавший против славянских и прибалтийских народов в Восточной Европе.
БИБЛИОГРАФИЯ
Литература о средневековом искусстве неисчерпаема. Помимо основных книг на русском языке, мы приводим здесь главным образом издания, дающие наилучший иллюстративный материал.
Общие работы.
1 Всеобщая история искусств, т. II, ч I. M., 1960.
2 История искусства зарубежных стран, т. II M , 1963.
3 Кожин Н.А. Очерки искусства западного средневековья. М , 1944.
4 Alazard J. L'art italien depuis son origin jusqu'a la fin du XIV siecle. Paris, 1949.
5 Aubert M, Pobe M, Gantner J. L'art monu mental roman en France. Paris, 1955.
6 Aubert M. Cathedrales et tresores gothiques de France. Paris, 1958.
7. D u r li a t M. L'art roman en Espagne. Paris, 1962.
8 Focillon H. Moyen age Montreal, 1945.
9. M a l e E. L'art religieux du XII siecle en France. Paris, 1922.
10. Male E. L'art religieux du XIII siecle en France. Pa ris, 1931.
11 Reau L. L'art du moyen age. Paris, 1935.
12. The Oxford History of English Art (vol. 1—5). London.
13. Vitztum G. Malerei und Plastik def Mittelalters. Potsdam, 1913.
14 Vitztum G., Vollbach V. Die Malerei und Plastik des Mittelalters in Italien. Potsdam, 1924.
Архитектура
1. Всеобщая история архитектуры, т. I. М., 1958.
2. Кожин Н. А., Сидоров А. А. Архитектура средневековья. М., 1940.