Раннехристианское и византийское искусство.

Раннехристианское искусство.

Раннехристианское искусство – исторический тип европейского искусства в период, границы которой условно определяются от момента призвания в 313 г. Римским императором Константином (306-337) прав христианской религии до начала формирования художественного стиля византийского искусства в VI в. Однако чаще всего под раннехристианским искусством понимается искусство Западной Европы этого периода. Его главными центрами были города Рим, Милан и Равенна, с 404 г. ставшая резиденцией императоров Западной Римской империи.

Развитие западноевропейского искусства Раннего Средневековья (начало V –серед X) было тесно связано с принятием христианства, которое повлекло за собой создание монастырей, ставших центрами духовной жизни Западной Европы.

Ведущее место в этот период занимала живопись в книгах священного содержания (Библия, Евангелие), которые переписывались послушниками в монастырских мастерских. Картинки в книгах получили название миниатюр (по красной краске «миниум»). Ахенское Евангелие Карла Великого.

Искусство Византии.

Византийское искусство (от. греч. Bysantion – город в Малой Азии) – историко-региональный тип искусства.

История византийской культуры охватывает несколько периодов:

- раннехристианский период так называемой предвизантийской культуры (I – III вв.);

- ранневизантийский период, «золотой век» императора Юстиниана (527-565), архитектуры храма Св. Софии и равеннских мозаик (IV- VII вв.);

- иконоборческий период (VIII – первая половина IX вв.);

- поздний период (вторая половина IX-X вв.);

- «ренессансный» период возрождения антикизирующих тенденций (XIII-XV вв.)

Для Византийского искусства были характерны глубокая религиозность, строгие нормы и каноны. Довольно часто живописцы воплощали в своих произведениях представление о Вечных и Божественных началах.

Наиболее ярко живописное искусство Византии представлено в христианских храмах. Внутреннее пространство церквей мастера-живописцы украшали стенными и мозаиками, составленной из разноцветных камней и кусочков стекла. В Византийских храмах этого периода нельзя было встретить изображения обнаженного тела, в этом и состоит главное отличие раннехристианского искусства от античного. Лучшей мозаикой мавзолея Галлы Плацидли считается картина «Добрый пастырь с овощами», в которой строгая симметричная композиция прекрасно сочетается со скалистыми пейзажем. Пастырь Христос изображен сидящим со стадом овец.

VII в Западной Европе ознаменовано господством монументально-декоративной живописи, наиболее ценными образцами, которые стали фрески и живописные мозаики римской церкви Санта – Мария Антиква.

В это время появляются первые картины священного содержания – иконы.

1. «Добрый пастырь» ок. 270 г. Рим.

2. Храм Св. Софии в Константинополе. 532-537 гг.

3. Капитель храма Св. Софии. Мрамор, резьба.

Искусство раннего средневековья.

Средвековое искусство – исторический тип искусства. Большинство историков искусства ограничивают период средневековья V в. и рубежом XIV-XV вв. – эпохой итальянского возрождения, что несколько уже общеисторической периодизации.

Особая ступень в мировом художественном развитии. Одна из его главнейших особенностей – тесная связь с религией, с ее догмами, отсюда аскептичность. Религия и ее общественный институт – церковь – была могущественной идеологической силой, важнейшим фактором формирования всей феодальной культуры.

Церковь Санта – Мария Маджоре в Риме IV. Церковь св.Павла – Сан Паоло фуори де мура, построенная при Константине , но перестроенная после 386 года.

Росписи христианских храмов отличались от живописи античности не только техникой, но главным образом содержанием. Христос –учитель, в окружении учеников, апостолов и евангелистов.

Со временем объемные фигуры сменяются более легкими и невесомыми, как в мозаиках арки, церкви Санта Мария Маджоре. Позы становятся статичнее, живописное пятно уступает первенствующую роль линии.

Наконец со временем появляется и разномасштабность фигур, композиция теряет глубину, сохраняя только два плана, как в мозаике. Вознесение Христа в апсиде церкви Козьмы и Дамнана в Риме (526-530).

Романское искусство.

Наибольшее распространение романское искусство получило во Франции. Росписи имели уже сюжетные и повествовательные элементы, фигуры людей, еще не совершенные (плоские, с нарушенными пропорциями тела, изображены в динамике, с живыми подвижными лицами, воодушевленными битвой и выражениями ярких человеческих чувств). Так, например, в «Битве архангела Михаила с драконом» изображены всадники, стремящиеся к победе над чудовищем. В книжных миниатюрах имели место и фольклорные элементы: фантастические птицы и животные, взятые из народных легенд и мифов.

Стены храмов романского периода часто украшались не только росписями, но еще и ткаными коврами нерелигиозного содержания. До наших дней дошел в первозданном виде ковер из собора Байе (ХI в.), сюжет которого посвящен завоеванию Англии норманнами. На ковре вышита шерстяными нитками восьми цветов вся история похода Вильгельма Завоевателя.

В книжной миниатюре широко распространенной была тема Апокалипсиса (откровение апостола Иоанна Богослова, записанное в Новом завете), которая особенно выразительно трактовалась испанскими живописцами.

Тициан (1477-1576 гг.) – выдающийся итальянский мастер Позднего Возрождения. Его картины праздничны, величественны, в то же время персонажи реальны. Динарий кесаря, 1518г. (Даная. Эрмитаж. Санкт-Петербург).

Особенно знамениты портреты Портрет Пьеро Аретино (1545г.) Якопо Страда (1567-68гг.).

Немецкий художник Альберт Дюрер (1471-1528гг.) В 1498г. создал знаменитый цикл, состоящий из 15-ти гравюр на тему Апокалипсиса. Все эти произведения отличаются сложнейшим сочетанием, библейской символикой и мистической экспрессией. Портрет венецианки (1506г. Берлин. Государственный музей)

Хуберт Ван Эйк (1366-1426гг.) и Ян Ван Эйк (1380-1441гг.) Нидерланды. Роспись Гентского алтаря (1426-1432г.)

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ, стиль средневекового западноевропейского искусства 10-12 вв. (в ряде стран также 13 в.). Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах выражавшими могущество Бога. Вместе с тем полусказочные сюжеты, изображения животных и растений восходили к народному творчеству. Высокого развития достигли обработка металла и дерева, эмаль, миниатюра.

Романский стиль, художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в 10—12 вв. (в ряде мест — и в 13 в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Термин «Р. с.» был введён в начале 19 в Р. с. впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того, искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Р. с. явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей — монахи; лишь в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов).

Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди сельского ландшафта и, размещаясь на холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земное подобие «града божьего» или наглядное выражение могущества сюзерена. Романские здания прекрасно гармонируют с природным окружением, их компактные формы и ясные силуэты как бы повторяют и обогащают естественный рельеф, а местный камень, чаще всего служивший материалом, органично сочетается с почвой и зеленью. Наружный облик построек Р. с. исполнен спокойной и торжественно-суровой силы; в создании этого впечатления немалую роль играли массивные стены, тяжеловесность и толщина которых подчёркивались узкими проёмами окон и ступенчато углублёнными порталами, а также башни, которые становятся в Р. с. одним из важнейших элементов архитектурных композиций. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. В интерьере мерные, медлительные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивости божественного мироустройства; это впечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже — куполами), приходящими в Р. с. на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах.

Если в раннем Р. с. господствовала настенная живопись, то в конце 11 — начале 12 вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере сосредоточенные на капителях. В зрелом Р. с. плоский рельеф сменяется всё более выпуклым, насыщенным светотеневыми эффектами, но неизменно сохраняющим органичную связь со стеной, вставленным в неё или как бы вырастающим из её массива. Эпоха Р. с. явилась также периодом расцвета книжной миниатюры, в целом отличавшейся крупными размерами и монументальностью композиций, а также различных отраслей декоративно-прикладного искусства: литья, чеканки, резьбы по кости, эмальерного дела, художественного ткачества, ковроделия, ювелирного искусства. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д.). В строго симметричных композициях безраздельно доминировала фигура Христа, значительно превосходящая по размерам остальные фигуры. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные, изредка — исторические сюжеты). Для Р. с. характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Во всех видах романского искусства часто существеннейшую роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны (типологически восходящей к произведениям звериного стиля и непосредственно отражающей дух языческого прошлого европейских народов). Общая система образов Р. с., на зрелой стадии тяготевшего к универсальному художественному воплощению средневековой картины мира, подготовила свойственное готике представление о соборе как своеобразной «духовной энциклопедии».

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ


Баптистерий в Парме Дверь собора в Трое (Италия)


Замок в Лоше (Франция) Кан. Церковь Ла Трините


Майнц. Собор Санкт-Мартин-унд-Санкт-Штефан Палаццо Ла Дзиза в Палермо


Собор в Ле-Пюи (Франция) Собор св. Петра и св. Павла в Крушвице (Польша)


Соборный комплекс (Пиза) Церковь в Сантьяго-де-Компостела (Испания)


Церковь монастыря Мария Лах (ФРГ) Церковь Сен-Сернен в Тулузе


Церковь Сент-Этьенн в Невере (Франция)


Готическое искусство.

Готика от названия германских племен готов. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению, и религиозным по тематике, оно было соотнесено с вечностью с высшими силами. Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора воплотившая торжественность дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность германских построек, облегчить стены и своды.

Собор Нотр-Дам де Пари (1163-14 век ) Париж Франция собор в Реймсе (1211-1130) Франция

Английский готический собор отличался обилием украшений как снаружи так и внутри здания, Его длинную центральную часть обычно венчала высока башня (на фасаде башни не возводились ) Собор Солсбери 1220-1258 Англия

Памятниками готической архитектуры Германии являются соборы Марбурге, Наумбурге, Ульме, Кельне

Собор святого Вита 1344 Прага, Чехия

Дворец дожей 9-16 века Венеция Италия Домский собор Рига Латвия

Живопись

Шартрский собор Витраж 12-13 век

Богоматерь с младенцем Франция

В эпоху готики большое развитие получила миниатюрная живопись

Книжная миниатюра этого времени стала основным видом искусства готика

Псалтырь Людовика Святого 13 век

«Грехопадение и изгнание из Рая»

Час со слов герцога Берринского Автор Поль Лимбург.

ГОТИКА (от итал. gotico, букв. — готский, от названия германского племени готов), готический стиль, художественный стиль (между сер. 12 и 15-16 вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором). В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний. В 15-16 вв. готику сменяет Возрождение.

Готика (от итал. gotico, буквально — готский, от названия германского племени готов), готический стиль, художественный стиль, явившийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой12 и 15—16 вв.). Термин «Г.» был введён итальянскими гуманистами эпохи Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начала 19 в., когда для искусства 10—12 вв. был принят термин «романский стиль», были ограничены хронологические рамки Г., в которой, в свою очередь, были выделены ранняя, зрелая (высокая) и поздняя фазы. В идеологии и культуре времени Г. сохранялись феодально-церковные основы; Г. развивалась, как и романский стиль, в областях, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой. Готическое искусство оставалось по преимуществу культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами. Отсюда символико-аллегорический способ мышления в Г. и черты условности в её художественном языке. От романского стиля Г. унаследовала и безраздельное главенство архитектуры в системе искусств, и традиционные типы культовых зданий. Ведущим типом в эпоху Г. стал собор как высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (представленной в Г. преимущественно витражами). Огромное, несоизмеримое с человеком пространство собора, устремление к небу его башен и сводов, подчинение статуй динамическим архитектурным ритмам, ирреальное свечение витражей оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих.

Вместе с тем развитие искусства Г. отразило кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил — городских, торговых и ремесленно-цеховых, а также придворно-рыцарских слоев. В период Г., с его более высоким уровнем развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневекового религиозно-догматического мировоззрения, расширялись возможности познания, эстетического освоения реального мира, особенно в области человеческих отношений, духовных устремлений и лирических эмоций: сложились новые архитектурные типы и тектонические системы. Начали интенсивно развиваться градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, гильдейские дома, торговые ряды, склады, городские башни-«бефруа» и т. д.). Складывались городские архитектурные ансамбли, в которые включались культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. Обычно от площади расходились радиальные улицы; узкие фасады 2—5-этажных жилых домов с высокими фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Совершенствовалось фортификационное строительство: города окружались мощными стенами, проездные башни богато украшались; замки королей и феодалов постепенно теряли неприступный облик, превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений. В центре города, господствуя над его застройкой, находился собор или замок. Возникшая в эпоху Г. смелая и сложная каркасная конструкция собора позволила преодолеть инертность и массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамическое единство пространственных ячеек и намного увеличить интерьер. Собор стал средоточием городской жизни (часто он вмещал всё население города). Наряду с богослужением в соборах устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Идейно-художественное содержание собора сложно, многогранно и синтетично: он мыслился своего рода сводом знания (в то время преимущественно богословского), символом Вселенной; весь художественный строй собора, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, бесконечное изобилие и разнообразие пластических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только порожденные феодальным строем идеи общественной иерархии, власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание городов, творческие усилия коллектива, одухотворяющие каменные громады.

К ранней Г. относятся также соборы в Лане (около 1150—1215), Парижской богоматери (1163—1257), в Шартре (1194—1260). Особым богатством ритма, совершенством архитектурной композиции и скульптурного декора отличаются грандиозные соборы зрелой Г. — в Реймсе (1211—1311) и Амьене (1220—88), а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243—48) с великолепными витражами. С середины 13 в. соборы франц. типа строились в др. европейских странах — в Германии (Кёльн, 1248—1880) и Нидерландах (Утрехт, 1254—1517), Испании (Бургос, 1221—1599) и Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне, 1245—1745), Швеции (Упсала, начат около 1260), Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге, 1344—1420) и Италии (Милан, 1386—1856), где складывались также самостоятельные национальные варианты Г. Крестоносцы донесли принципы французской Г. вплоть до Родоса, Кипра и Сирии. В самой Франции в конце 13 — начале 14 вв. строительство соборов переживало кризис: архитектурные формы становятся суше, декор — обильнее, статуи приобретают одинаковый подчёркнутый изгиб и стандартную слащавость. Одновременно возникают новые разнообразные и не претендующие на универсальность художественной формы; в них отразились рост самосознания бюргерства, стремившегося создать собственную культуру, и аристократизация феодальной знати, возрастающая утончённость придворного быта. С 14 в. всё большее значение приобретали городские и монастырские церкви зального типа (с равной высотой нефов), замковые и дворцовые капеллы. Все они невелики, просты в плане, но по их сводам («сетчатым», «сотовым», «звездчатым» и т. д.) стелются сложные, иногда криволинейные узоры нервюр. Характерен для поздней («пламенеющей») Г. и прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных переплётов (церковь Сен-Маклу в Руане, 1434—70). Возрастает значение светского городского зодчества, в котором использовались не столько конструктивные особенности Г., сколько её композиционные и декоративные приёмы: на главной площади города строятся ратуши с обильным декором и часто с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509), замки превращаются в богато убранные внутри дворцы (дворец пап в Авиньоне, 1334—52; замок Пьерфон, 1390—1420), строятся особняки («отели») богатых горожан (дом Жака Кёра в Бурже, 1443—1451). Каменную скульптуру на фасадах храмов сменили алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. В позднеготическом искусстве складывается новый эмоциональный строй образов: манерная стилизация и экспрессия, экзальтированный драматизм, пристрастие к сценам страданий, изображенных с жестокой натуральностью. В то же время возникают светские росписи (дворец пап в Авиньоне, 14—15 вв.), портрет («Иоанн Добрый», около 1360), а в миниатюрах богослужебных книг и особенно часословов знатных лиц («Малый часослов герцога Беррийского», около 1380—85) намечается стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче жизненных наблюдений, пространства и объёма. К лучшим образцам французского готического искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии, лиможская выемчатая эмаль, шпалеры и резная мебель. В Германии расцвет Г. наступил в середине 13 в. (западный хор собора в Наумбурге, после 1249). Здесь рано появились зальные церкви (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235—83); на Ю.-З. сложился тип однобашенного собора (Фрейбургим-Брейсгау, около 1200 — конец 15 в.; Ульм, 1377— 1529, высота оконченной в 19 в. башни 162 м); на С. строились кирпичные церкви (монастырь в Корине, 1275—1334; Мариенкирхе в Любеке, около 1270—1350), в которых упрощение планов, объемов и конструкции сочеталось часто с узорной кладкой, применением глазурованного и фигурного кирпича (Мариенкирхе в Пренцлау, 1326—40). Многообразны по типам, композиции и декору каменные, кирпичные и фахверковые светские постройки — городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, госпитали, танцевальные залы — с арочными галереями, башенками, эркерами. Впечатляющая конкретность образов и мощная пластическая экспрессия отличают скульптуру соборов (Бамберг, Магдебург, Наумбург — 13 в.), располагавшуюся, как правило, в интерьерах. Виртуозной изобретательностью отмечены декоративные изделия (эмали Рейнской области, реликварии, кубки, ковры, мебель). Поздняя немецкая Г. (конец 14 — начало 16 вв.) породила блестящие образцы зальных церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499—1525) и дворцовых залов (Альбрехтсбург в Мейсене, 1471—1485) со сложными сводами; расцвели алтарные скульптура и живопись. Крупные готические постройки возникли в Австрии (готические части собора св. Стефана в Вене, 1304—1454) и Швейцарии (собор в Берне, 1421—1588).

ГОТИКА


«Масляная» башня собора в Руане Хор собора в Кёльне


Замок (Франция)

К. Роритцер. Хор церкви в Нюрнберге

Барбакан в Кракове


Кельдерман Р. и др. Ратуша в Генте Крепостная стена в Таллине


Палаццо Публико в Сиене (Италия) Ратуша в Штральзунде (ГДР)


Собор Парижской богоматери Хор собора в Глостере (Англия)

Скульптура Возрождения.

Донато ди Аикколо ди Бетто Барди которого, называли Донателло (около 1386-1466_)

Он работал во Флоренции Сиеле, Риме, Падце.

Скульптуры святого Георгия 15 век Фассад церкви Ор. Сан – Микеле,Флоренция Давид 15 век

Национальный музей Барджелоны Мария Магдалена 15 век Музей дель Онера дель Диомо

Флоренция

Лука дела Роббна создавал медальоны с рельефами на густо синем фоне для зданий и алтарей майоликовые бюсты Мадонны, Христа, Иоанна Крестителя

Микеланджело Буанорроти 1475-1564

Давид 1501-1504 Флоренция

Мансей 16 век Рим.

1. Микеланджело, Мадонна Питти, около 1505 г.

2. Микеланджело, Скованный раб, Фрагмент, около 1513 г.

3. Даниэле да Вольтера, Портрет Микеланджело (с посмертной маски)

4. Микеланджело, Давид 1501-1504 г.

5. Микеланджело, Гробница Лоренцо Медичи со статуей герцога Урбинского и статуями Утро и Вечер, около 1524-1531 гг. Капелла Медичи церкви Сан-Лоренцо, Флоренция.

Наши рекомендации