Раннехристианское искусство и искусство Византии

Ю.И. Арутюнян

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА СРЕДНИХ ВЕКОВ

ПРОГРАММА.

Материалы для самостоятельного изучения и подготовки к экзамену

Введение. Место искусства в средневековой культуре

Понятие «Средние века». Хронологические рамки курса, периодизация. Особенности средневековой культуры. «Романская» и «германская» составляющая культуры. Универсализм. Традиционализм, ретроспективизм, анонимность. Проблема символики, троп, экзегеза, уровни смысла, материальность символа. Место искусства в культуре Средневековья. Отражение представлений о Вселенной в архитектуре и изобразительном искусстве. Иерархизм, дидактика. Споры о возможности изображения: образ и первообраз, «Библия неграмотных», «немая проповедь». Свободные и механические искусства. Замысел и исполнение. Отношение к творчеству. Влияния. Иконография, тематика. Стили. Источники по искусству Средневековья: проблема Прекрасного в теологии и схоластике, этимология о Вселенской Церкви, рассуждения о сущности искусства, хроники, гиды паломников, притчи и легенды, трактаты художников, сборники образцов, статуты цехов. Источники по искусству Византии: проблема Образа, вопрос Прекрасного, экфрасис, рассуждения о сущности искусства, трактаты для художников («Ерминия»), подлинники. История изучения и реставрации архитектуры и искусства Византии. История изучения и реставрации средневекового искусства. Негативное отношение к средневековому искусству авторов эпохи Возрождения (Бокаччо, Гиберти, Манетти, Вазари), XVII – XVIII веков. Пробуждение интереса к средневековому искусству на рубеже XVIII – XIX столетия. Гете о Страсбургском соборе. Романтические тенденции в английской культуре и обращение к Средневековью. Гюго о типологии средневековой архитектуры. Начало изучения и реставрации памятников, введение периодизации (Томас Рикман, Шарль де Жервиль, Арсис де Комон), разграничение романского и готического стилей. Проспер Мериме. Реставрационная деятельность Э.Э.Виолле ле Дюка. Искусствознание о Средних веках. Археологические изыскания и анализ истории памятников, выделение этапов развития и локальных школ. Иконографический метод изучения средневекового искусства (Эмиль Маль). Проблемы интерпретации символики (аббат Обер). Венская школа искусствознания (Макс Дворжак). Проблемы формы и стиля. Исследования Анри Фосийона и представители формальной школы медиевистики во Франции. Ю. Балтрушайтис. Вопрос о путях распространения иконографических мотивов и художественных приемов (А.К.Портер). Расширение методологии формального анализа в медиевистике. Роль иконологического метода в изучении средневекового искусства (Э .Панофский). Археология. К.Дж. Конан и его школа. Проблема обобщения материала и анализа исторического контекста. Школа «Анналов». Понятие «Долгое Средневековье». Жак Ле Гофф, Жорж Дюби. «Клуатры». Интерпретация памятников в современных исследованиях средневекового искусства, круг проблем (Линда Зейдель, Кэтрин Хорст, Элиан Вергноль, Айлин Форсайт и др.). Отечественные исследования средневековой культуры. Зарождение медиевистики и ее развитие в рамках Петербургского Университета. Исследования И.М. Гревса и его школа. Л.П. Карсавин, О.А. Добиаш-Рождественская. П.М. Бицилли. А.Я. Гуревич. В.А. Бычков. С.С. Аверинцев. Основные труды по искусству Средних веков. Труды Ц.Г. Нессельштраус. К.М. Муратова, В.Н. Тяжелов, Е.П. Ювалова, Е.И. Ротенберг и др. Основные направления изучения, тематика современных изысканий.

Раннехристианское искусство и искусство Византии

Раннехристианское искусство II – III вв. Раннехристианское искусство как связующее звено между Средневековьем и античной традицией. Формирование символики и иконографии. Этапы развития раннехристианского искусства. Искусство II – III вв. Живопись катакомб: используемые сюжеты и причины их выбора, господство символики и иносказаний, префигурация. Декоративная система и технические приемы. Росписи катакомб Петра и Марцелина, Присциллы, Калликста, Винья Массими и др. Фрески восточной части империи. Росписи в Дура Европос: иконография, художественные приемы, экспрессия. Раннехристианское искусство IV – VI вв. Искусство IV-VI вв. Признание христианства, Миланский эдикт (313 г.). Начало церковного строительства. Основные типы храмов. Раннехристианская базилика-происхождение, конструкция, декор. Римские базилики времен Константина: собор Святого Петра в Риме, церковь Сан Джованни ин Латерано; храмы на святых местах. Возобновление строительства при Феодосии Великом: Сан Паоло фуори ле мура, Сан Лоренцо фуори ле мура. Постройки позднего периода: церковь Святой Пуденцианы, Санта Мария Маджоре, Санта Аньеза. Центрические здания: Санта Констанца в Риме, Сан Стефано Ротондо в Риме, Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, православный и арианский баптистерии. Монументальные росписи первых христианских храмов: спор о допустимости изображений, дидактическая и декоративная роль живописи, контраст скромного облика храма снаружи и пышности внутреннего убранства. Разработка системы расположения декора. Техника мозаики, ее особенности и эволюция. Раннехристианские мозаики мавзолея Констанции, церкви Санта Пуденциана, церкви Санта Мария Маджоре, мавзолея Галлы Плацидии, церкви Косьмы и Дамиана в Риме, церкви Санта Аньеза в Риме. Стилистическое развитие, особенности иконографии. Ограниченное распространение скульптуры в раннехристианском искусстве. Рельефы саркофагов. Александрийский и Антиохийский типы декорировки. Статуэтки Доброго пастыря. Мелкая пластика из слоновой кости (складни, ларцы, пиксиды). Раннехристианская миниатюра. Переход от свитка к кодексу. Особенности декорировки. Иллюминированные кодексы поздней Античности (Римский Вергилий). Первые христианские иллюминированные книги: «Кведлинбургская Итала», «Венская Книга Бытия». Влияние раннехристианского искусства на средневековую культуру.

Своеобразие византийской культуры Основные направления изучения, тематика современных изысканий. Периодизация византийского искусства. Архитектура Византии V – IX вв. Истоки византийского искусства, наследие эллинистического Востока и Рима. Значение византийского искусства для формирования художественной культуры средневекового Запада. Периодизация византийского искусства. Архитектура V - VII вв. Дворцы, храмы и оборонительные сооружения Константинополя IV–VI вв. «Золотые ворота». Большой дворец. Разнообразие типов храма в зодчестве ранней Византии. Храм Иоанна Предтечи Студийского монастыря в Константинополе и базилики Равенны. Купольные центрические постройки – храм Свв. Сергия и Вакха в Константинополе, Сан Витале в Равенне. Собор Св. Софии в Константинополе. Храм Св. Ирины. Пятикупольная церковь Свв. Апостолов. Изобразительное искусство Византии V – IX вв. Монументальная живопись. Сведения о светских монументальных росписях. Фрагменты мозаик Большого дворца в Константинополе. Разнообразие иконографической программы декорировки ранних византийских храмов. Вопрос о первоначальных мозаиках собора Св. Софии. Литературные источники о мозаиках церкви Свв. Апостолов. Столичная и провинциальные школы мозаичного искусства. Фигуры ангелов, символизирующих «силы небесные» в церкви Успения в Никее. Мозаики равеннских храмов – Сант-Аполлинаре Нуово, Сант Аполлинаре ин Классис, Сан Витале. Мозаики церкви Димитрия в Салониках. Фрески церкви Санта Мария ин Кастельсеприо. Росписи Санта Мариа Антиква в Риме. Возникновение станковой живописи. Ранние византийские иконы. «Сергий и Вакх» (Киев, Музей Западного и Восточного искусства). Византийская миниатюра VI-VII вв. Различие константинопольской и провинциальных школ. Рукопись сочинений Диоскорида (Вена, Национальная Библиотека), Россанский кодекс (Сокровищница собора в Россано, Калабрия), Евангелие Рабулы (Флоренция, Лауренциана). Ранняя византийская скульптура. Мелкая пластика и резьба по кости. Искусство Византии периода иконоборчества. Византийское искусство VIII - начала IX в. Иконоборчество, характер и причины этого движения. Мозаика с изображением креста в главной апсиде церкви Св. Ирины в Константинополе. Миниатюры Хлудовской Псалтири (Государственный Исторический музей в Москве). Архитектура и искусство Византии эпохи Македонской династии. Византия после иконоборчества. Архитектура. Формирование типа крестово-купольного храма и его главенствующее значение в византийской церковной архитектуре. Конструкция и основные варианты крестово-купольного храма. Монументальная живопись и миниатюра Македонской династии (843-1056), их переходный характер. «Богоматерь с младенцем и архангелы» в апсиде собора Св. Софии в Константинополе, «Лев VI перед троном Христа», «Мадонна с младенцем и императоры Константин и Юстиниан». Разработка иконографической программы росписей крестово-купольного храма. «Парижская Псалтирь» (Париж, Национальная библиотека), часть миниатюр «Проповедей Григория Назианзина» (Париж, Национальная библиотека), «Свиток Иисуса Навина» (Флоренция, Лауренциана). Архитектура и искусство Византии эпохи Комнинов. Культура Византии периода Дуков, Комнинов, Ангелов. Постройки XI –XII вв. Столичная и провинциальные школы живописи. Мозаики монастыря в Дафни близ Афин. Мозаики собора Св. Софии в Константинополе – «Богоматерь с младенцем между императором Константином Мономахом и его женой Зоей», «Христос между Иоанном II Комнином и Ириной», «Алексей Комнин». Мозаики монастыря Св. Луки в Фокиде (Осиос Лукас). Мозаики Неа Мони на острове Хиос. Фрески Каппадокии. Фрески монастыря Нерези в Македонии. Миниатюра ХI-ХП вв. Станковая живопись. Икона «Владимирской Богоматери» (Москва, Государственная Третьяковская галерея), «Григорий Великий» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Палеологовский ренессанс в архитектуре и искусстве Византии ХIV. Церковь Паммакаристы (Фетиэ Джами), монастырь Хора (Кахриэ Джами) в Константинополе. Комплекс монастырских построек в Мистре. Мозаики Кахриэ Джами. Понятие «Палеологовского Ренессанса». Фрески Мистры – церкви Метрополии, Нериблепты, Пантанассы. Иконопись ХIII-ХIV вв. «Двенадцать апостолов» (Москва, Музей изобразительных искусств), «Пантократор», «Троица» и «Рождество Иоанна Предтечи» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Миниатюра – «Евангелие» (Париж, Национальная библиотека), рукопись Иоанна Кантакузина (Париж, Национальная библиотека).

Наши рекомендации