Модернизм и постмодернизм в искусстве XX века
Глобальные метаморфозы культуры и их влияние на развитие искусства. Главные тенденции художественно-эстетического сознания: отказ от понятия «изящные искусства», конструирование как основа художественного о творчества, принцип коллажа, эстетизация повседневной среды, появление новых видов искусства.
Авангард как предтеча модернизма, его основные направления (экспрессионизм, кубизм, футуризм, сюрреализм, дадаизм). Модернизм как символ XX века Современные художественные практики и скульптура ХХ века: «мобили», «ассамбляжи», «инвайроименты», «инсталляции». Феномен массовой литературы, ее отличительные особенности и социо-культурная миссия.
Постмодернизм и его персонажи. Виртуальная культура и цифровое кино. Понятие спецэффекта. Компьютерная графика в современном кино. Проблема перспектив развития современного кинематографа.
Контрольные вопросы
- Эстетика как философская наука ее предмет и объект.
- Проблема природы эстетического.
- Особенности эстетического отношения.
- Эстетическое сознание , его сущность и структура
- Прекрасное и безобразное как категории эстетики. Красота человека.
- Возвышенное: сущность, содержание и специфика.
- Трагическое как категория эстетики. Трагическое в жизни и в искусстве.
- Природа комического. Основные формы комического в искусстве.
- Искусство как феномен культуры. Проблема происхождения искусства.
- Сущность искусства как философско-эстетическая проблема.
- Художественное сознание. Специфика художественно-образного моделирования мира.
- Художественный образ: специфика и роль в системе искусства.
- Структура произведения искусства. Диалектика содержания и формы.
- Структура художественного содержания. Проблема активности художественной формы.
- Особенности художественного восприятия.
- Искусство как открытая модель.
- Язык искусства его структура и специфика.
- Пространственные виды искусства.
- Временные виды искусства.
- Авангард как предтеча модернизма.
- Модернизм и его основные направления
- Постмодернизм в искусстве XX века.
.
III. РАСПЕДЕЛЕНИЕ ПО ВИДАМ И ТЕМАМ РАБОТ
№ п\п | Наименование тем | Всего | Лекции | Практ. | Самост. раб. |
1. | Эстетика как наука | - | - | ||
2. | Эстетическое: его сущность и структура | - | |||
3. | Основные модификации эстетического. | - | |||
4. | Феномен искусства, проблема его сущности и социо - культурных функций. | - | |||
5. | Произведение искусства, специфика художественного образа. | - | |||
6. | Специфика художественного восприятия . Искусство как открытая модель | - | |||
7. | Морфология искусства | - | |||
8. | Модернизм и постмодернизм в искусстве XX века. | - | |||
всего |
Основная литература
1. Адорно Т.В. Эстетическая теория М.,2001
2. Бычков В.В. Эстетика М.,2004
3. Кривцун О.А. Эстетика М.,2001
Дополнительная литература
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1979
2. Выготский Л.С. Психология искусства. М,1986
3. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М.,1991
4. Грэм Г. Философия искусства. Введение в эстетикуМ.,2004
5. Еремеев А.Ф. Границы искусства. М,,1987
6. Закс Л.А. Художественное сознание Свердловск, 1990
7. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб.,1997
8. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. М,,2000
9. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетичекая культура XX века. М.,2003
10. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.,2002
11. Лукач Д. Своеобразие эстетического. М.,1985. Т.1,2.
12. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.,2000
13. Онтология искусства . Екатеринбург,2005
14. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М.,1991
15. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. М.,1978
16. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М.,1972
17. Фрейд З Художник и фантазирование
18. Шестаков В.П. Эстетические категории М.,1983
19. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. М,,1992