Три «волны» русского символизма
Тема 9.
Модернизм. Символизм: искусство Иного
Модернизм
Преподаватель возвращается к определению модернизма, данному ранее.
Модернизм (итал. modernismo – «современное течение»; от лат. modernus – «современный, недавний»: к нему относятся импрессионизм, экспрессионизм, символизм, акмеизм, футуризм) направление в искусстве, в литературе, для которого свойственна несводимость поведения человека к очевидным причинно-следственным связям, ориентация на городскую культуру, на научные способы познания, а также на подсознательность и иррациональность, ассоциативность, деформация реальных пропорций, конструирование, создание новых форм.
Работа с картинами: выход на символистскую эстетику
Преподаватель сопоставляет с учащимися 2 картины – «Сватовство майора» П. А. Федотова и «Водоём» В. Э. Борисова-Мусатова.
Вопросы:
– какая написана раньше, какая позже?
– в какой более явно выражена сюжетность?
– в чём особенности композиции каждой из картин? в какой картине герои больше связаны друг с другом? какими средствами выражена эта связь?
– какая из картин больше пострадает при чёрно-белом репродуцировании? Возможна ли замена некоторых цветов в этих полотнах, например, цвета одежды героев?
– какую роль в каждой картине играет изображение реального предметного мира?
– какова роль названия в каждой из картин? в чём принципиальное различие между названиями?
Символизм
Время возникновения
1.
Франция. 80-е годы XIX века. «Манифест символизма» Ж. Мореаса.
П. Верлен, Ш. Бодлер, С. Малларме, А. Рембо.
Основные идеи
(унаследованные русским символизмом):
– идея «двоемирия»; но в отличие от романтиков видели проявления иного, идеального мира в этом, грубом мире;
– приобщение к иному миру, к тайне мира через символ-намёк, прорыв через быт к бытию («a realibus ad realiora» («от реального к реальнейшему»));
– недосказанность, недоговорённость, ибо «мысль изречённая есть ложь»;
– творчество как подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступных лишь посвящённым;
– творец как теург (от Θεος, бог, и εργον, работа);
– важность категории музыки, понимавшейся как «душа мира» и первооснова искусства;
– идея «жизнетворчества»: превращение искусства в высокую «игру», переносимую в личную жизнь.
2.
Россия. Начало 1890-х годов. Почти одновременно в Москве и Петербурге. 1892, статья Д. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе» [принципы нового искусства: мистическое содержание, «язык символа», импрессионизм] + сборник «Символы». 1894-1895, сборники «Русские символисты», много поэтов = один поэт – В. Брюсов.
Три «волны» русского символизма
Первая «волна»:
петербургские писатели, декаденты
Н. Минский, Д. Мережковский, З. Гиппиус
Особенности:
– связь символизма с богоискательскими идеями, ориентация на европейский модернизм.
Что ты можешь? В безумной борьбеЧеловек не достигнет свободы:
Покорись же, о дух мой, судьбе
И неведомым силам природы!
Если надо, – смирись и живи:
Об одном только помни, страдая, –
Ненадолго – страданья твои,
Ненадолго – и радость земная.
Если надо – покорно вернись,
Умирая, к небесной отчизне,
И у смерти, у жизни учись –
Не бояться ни смерти, ни жизни! (Д. Мережковский, «Что ты можешь?..», 1891).
Вторая «волна»:
старшие символисты
И. Анненский, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб
Особенности:
– восприятие символизма как чисто литературного явления;
– отрицание окружающей действительности и восприятие её как безобразной и злой, пессимизм, апокалиптичность настроений, противопоставление такой реальности мира мечты и творчества, в котором человек обретает истинную свободу;
Милый друг, иль ты не видишь,
Что всё созданное нами –
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
(В. Соловьёв, «Милый друг…», 1892).
– туманность поэтики, неопределённость смысловой стороны, акцент на звуковой стороне, гипнотичность, многозначность поэтического слова и т. д.
Лебедь уплыл в полумглу,
Вдаль, под Луною белея.
Ластятся волны к веслу,
Ластится к влаге лилея.
(К. Бальмонт, «Влага», 1899).
Третья «волна»:
младшие символисты
А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов
Особенности:
– устремлённость в иные миры, ожидание грядущего преображения мира;
– введение в поэтику символа – многослойного художественного образа, «окна в Вечность», в инореальность, имеющего бесконечное количество значений; вначале символы – из традиционной культуры (Библия – «конь Блед» у Брюсова), затем – свои (Вечность, Рок, Непостижимость, Грёза, Тень); сперва в качестве символов использовались либо абстрактные слова, либо экзотические (смарагд), позже – самые обыденные (окно); у разных поэтов одни и те же символы могли иметь разные значения (Солнце у Бальмонта – символ радости жизни, у Сологуба – мрака и угнетения);