Практическое занятие. Поэзия русского символизма.

Практическое занятие. Поэзия русского символизма.

Задание

  1. Теоретические и поэтические основы русского символизма (краткое сообщение).
  2. Поэзия К. Бальмонта как представителя психологического и импрессионистического направления:

а) творческо-биографическая справка.

б) понятие Бальмонтом «символизма» (статья «Элементарные лова о символической поэзии»)

в) цикличность и поэтические сборники.

г) мотивные ряды;

д) звукопись и тайнопись; мелодическая организация стихов.

  1. Поэтическая школа В. Я. Брюсова.
  2. А. Белый как представитель «младосимволистов».

Художественные тексты.

К.Бальмонт. Избранное. М., 1980.

К.Бальмонт. Избранное. М..1991.

Брюсов В. Избранные произведения. М..1973.

Белый А. Стихотворения и поэмы. М., 1994.

Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма: в 2 т.

Основная литература:

  1. Лотман М.Ю., Минц З.Г. Символизм //Русская литература ХХ века. Школы. Направления. Методы творческой работы. СПб. 2002.
  2. Нива Ж. Русский символизм //История русской литературы ХХ века. Серебряный век. М.,1995.
  3. АврилПайман. История русского символизма. М.,2000.
  4. Ханзен-Леве. Русский символизм. СПБ, 1999.
  5. Мочульский К. А.Блок. А.Белый. В. Брюсов. М., 1997.
  6. История русской литературы ХХ века в 4 кн. Под редакцией Алексеевой А.Ф. Т.1-2.М.2005.
  7. Эллис. Русские символисты. Томск. 1998.
  8. В.М. Жирмунский. Поэтика русской поэзии. СПб., 2001.
  9. Гаспаров М. Л. О русской поэзии. СПб., 2001.

Практическое занятие. Концепция человека в творчестве М.Горького ( рассказы о босяках, пьеса «На дне», поэма «Человек)

  1. Тема «босячества» в раннем творчестве М.Горького – как она реализуется (цикл рассказов о босяках)?
  2. Пьеса «На дне» как продолжение «босяцкой» темы:

а) Социально-философская проблематика.

б) Споры о «правде» и «человеке» среди персонажей «Дна».

в) Позиция Луки, Сатина и автора. Насколько они соотносятся и контрастируют друг с другом?

г) Споры о пьесе в критике.

  1. Поэма «Человек» как завершение спора:

а) авторская позиция.

Б) образно-поэтическая система.

Художественные тексты:

«Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Коновалов», «Григорий Орлов»// М. Горький. Собр. Соч. в 25 т. Т.1-2-3. М., 1968, М., 1969.

«На дне» // М. Горький. Собр. Соч. в 25 т. Т. 7. М.. 1970.

«Человек» //М.Горький. Собр. Соч. в 25 т. Т. 6. М., 1970.

Основная литература:

  1. Волков. А. А. Путь художника. М.Горький до Октября. М.. 1969.
  2. Бабаян Э. Ранний Горький. М., 1973.
  3. Юзовский Ю. «На дне» М.Горького. М., 1968.
  4. Костелянец Б.Спор о человеке //Нева. 1968. № 3.
  5. Неизвестный Горький. М., 1994.
  6. Гачев Г. Логика вещей и человек. Прения о правде и лжи в пьесе М.Горького «На дне». М., 1992.
  7. Долженков П. Существует только человек. О пьесе М. Горького «На дне» // Литература в школе. 1990. № 5, с. 39-49.
  8. Ходасевич В. А.М.Горький // Ходасевич В. Белый коридор. Омск, 1989.
  9. Басинский П. Логика гуманизма //Вопросы литературы. 1991. № 2.

Рекомендуемая литература:



  1. Агурский М. Великий еретик (Горький как религиозный мыслитель) //Вопросы философии. 1991, № 8.

Практическое занятие. Социально-философские мотивы в творчестве И. А. Бунина («Господин из Сан-Франциско», «Братья»).

  1. Концепция жизни и смерти в творчестве Бунина 1913-1916 гг. Ощущение катастрофичности бытия и неминуемого возмездия.
  2. «Братья» в системе философских взглядов И.Бунина. Мир востока и запада как две противоположные модели бытия. Увлеченность восточной философией: как она отражена в рассказе? Мифологема «пути». Система персонажей в рассказе; смысл жизненных поисков и мотив страданий. Роль символов и деталей.
  3. «Господин из Сан-Франциско» в контексте произведений этих лет. Социально-философский аспект. Многоплановость рассказа. Сатирическая и драматическая линии. Приемы типизации, роль художественной детали; символика. Особенности языка и стиля.

Художественные тексты:

Братья. Господин из Сан-Франциско. Чаша жизни. Оля Мещерская. Сны Чанга.

Основная литература:

  1. Михайлов о. И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Тула, 1987.
  2. Михайлов О. Строгий талант. М.. 1976.
  3. Афанасьев В.Н. И.А. Бунин. Очерк творчества. М.. 1966.
  4. Сливицкая О.В. Бунин и Восток (к постановке вопроса). Воронеж, 1971.
  5. Мальцев Ю. Иван Бунин. М., Посев, 1994.
  6. Никольская Л.д. Социально-обличительное и философское в поэтике «Братьев» И.А.Бунина //Проблемы истории критики и поэтики реализма. Вып. 1. Куйбышев, 1976.
  7. Ким Кен Тэ. Мир востока в рассказе Бунина «Братья» //Русская литература. 2002, № 3.
  8. Солоухина О. о нравственно-философских взглядах И.А. Бунина.//Русская литература. 1984. № 4
  9. Пращерук Н.В. Художественный мир прозы И.А. Бунина: язык пространства. Екатеринбург, 1999.
  10. Рекомендуемая литература:
  11. Михайлов О. Строгий талант. М.. 1976.
  12. Бунин и русская литература ХХ века. М.. 1995.
  13. Карпов И.П. Проза Ивана Бунина. Учебное пособие. М.. 1999.
  14. Бобореко А.К. И.А.Бунин: материалы для биографии. 2-е изд-е. М., 1983.
  15. Муромцева-Бунина В.Н. Беседы с памятью. М.. 1983.


Практическое занятие. Поэзия русского символизма.

Задание

  1. Теоретические и поэтические основы русского символизма (краткое сообщение).
  2. Поэзия К. Бальмонта как представителя психологического и импрессионистического направления:

а) творческо-биографическая справка.

б) понятие Бальмонтом «символизма» (статья «Элементарные лова о символической поэзии»)

в) цикличность и поэтические сборники.

г) мотивные ряды;

д) звукопись и тайнопись; мелодическая организация стихов.

  1. Поэтическая школа В. Я. Брюсова.
  2. А. Белый как представитель «младосимволистов».

Художественные тексты.

К.Бальмонт. Избранное. М., 1980.

К.Бальмонт. Избранное. М..1991.

Брюсов В. Избранные произведения. М..1973.

Белый А. Стихотворения и поэмы. М., 1994.

Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма: в 2 т.

Основная литература:

  1. Лотман М.Ю., Минц З.Г. Символизм //Русская литература ХХ века. Школы. Направления. Методы творческой работы. СПб. 2002.
  2. Нива Ж. Русский символизм //История русской литературы ХХ века. Серебряный век. М.,1995.
  3. АврилПайман. История русского символизма. М.,2000.
  4. Ханзен-Леве. Русский символизм. СПБ, 1999.
  5. Мочульский К. А.Блок. А.Белый. В. Брюсов. М., 1997.
  6. История русской литературы ХХ века в 4 кн. Под редакцией Алексеевой А.Ф. Т.1-2.М.2005.
  7. Эллис. Русские символисты. Томск. 1998.
  8. В.М. Жирмунский. Поэтика русской поэзии. СПб., 2001.
  9. Гаспаров М. Л. О русской поэзии. СПб., 2001.

Наши рекомендации