Тема 14. Концептуальное искусство и акционизм

Концептуализм(1960 – 1970-е гг.). Искусство как идея, концепт; искусство как сообщение, где художественное качество вторично. «Искусство после философии» или искусство вместо философии: парадоксы смещений, дематериализация творческого акта.Контекст как носитель значений; доминанта контекста над артефактом. Смена контекста определяет «другое наполнение» и для артефакта в концептуальном искусстве, и в данном случае концептуализм является наследником эстетических «опытов» М. Дюшана и дадаистов. Метод «эстетической провокации» в концептуализме. Акционистский концептуализм: перформансы Л. Андерсона, Гилберта и Джоржа. Анализ творчества наиболее видных концептуалистов: Дж. Кошута, И. Кляйна, Й. Бойса, С. Левитта. Группа «Искусство и язык».

Акционизм(1910-е гг. – по настоящее время). Переосмысление границ искусства в акционизме. Акционизм как авангардистский «эстетический жест», ориентированный на доминанту творческого процесса над конечным его результатом. Разновидности, или практики, акционизма в их исторической динамике, смене способов и типов авторских высказываний, художественных техник.

Перформанс. Перформанс как форма «live art», близкая к корпусу визуально-пластических искусств. Перформанс суть заранее «срежиссированный» тип авторского высказывания, где, тем не менее, регламентирована дистанция между художником и зрителем. Развитие перформанса в искусстве ХХ в.: характеристика и анализ концепций перформансов футуристов и дадаистов и перформансов неоавангардистов (на примере акционистских проектов И. Кляйна, Дж. Кейджа).

Хеппенинг. Роль случайности, эксперимента в хеппенинге. Хеппенинг как акционистская практика сотворчества и диалога художника со зрителем. Концепция хеппенинга А. Капроу. Группа «Флюксус»: краткая характеристика.

Боди-арт. Проблема телесности в культуре. Символика и практика телесных «письмен» в традиционных культурах африканских этнических групп, аборигенов Австралии и индейцев Мезоамерики как истоки боди-арта. Виды боди-арта: татуировка, пирсинг, роспись по телу, шрамирование. Тело как текст в практике боди-артистов ХХ в.: В. Аккончи, Д. Пейн.

Лэнд-арт. Лэнд-арт как эстетическая и художественная концепция, развивающаяся в рамках экокультуры. Проблемы «природа - культура» и «природа - человек» в лэнд-арте. Историческая динамика и характеристика развития «искусства земли» (на примере творчества Р. Смитсона, Р. Лонга, Христо).

Тема 15. Архитектура Постмодернизма (вторая половина ХХ в.).Концептуальная основа архитектурного Постмодернизма в ее связи с теоретическими идеями постструктурализма. Интертекст архитектуры Постмодернизма (на примере монографии «Язык архитектуры постмодернизма» Ч. Дженкса). Регионализм, локальность эстетических поисков, ориентированных на поддержание и реконструкцию национальной культурной традиции, обращение к эко-проблематике как ведущие признаки постмодернистской архитектуры, нашедшие свое воплощение в целом ряде направлений: историзм, регионализм, хай-тек и т.д. Эстетика поп-арта, новый эклектизм, основанный на прямом цитировании разных исторических стилей прошлого, как back-ground архитектурного почерка Р. Вентури. Интертекстуальность, эклектика и пастиш архитектурных проектов Ч. Мура. Рационалистические и неоклассицистические традиции в архитектуре А. Росси, А. Исодзаки. Неорационалистические и кубистические тенденции в архитектуре М. Ботта. Тенденции органической архитектуры и функционализма в творчестве О. Нимейера.

Деконструктивизм в архитектуре(1980-е гг.). Основные положения философии Ж. Деррида. Их роль в становлении деконструктивистского языка в архитектуре. Реминисценции архитектурных концепций русского конструктивизма и супрематизма в деконструктивизме. Деконструктивизм как направление и метод в архитектуре. Рассмотрение творчества основных архитекторов-деконструктивистов: П. Эйзенмана, Ф. Гери, Р. Кулхаса, Б. Чуми, Д. Либескинда, Х. Фуджии, З. Хадид.

Хай-тек(1970 – 1980-е гг.): роль русской авангардной архитектуры в становлении хай-тека, диалог науки и архитектуры в хай-теке. Тенденции хай-тека: 1. индустриальная: обращение к символике индустриальной культуры, технической эстетике, композиционным решениям фабрик, депо и т.д., вынос на фасад элементов коммуникаций (лифтов, лестниц); 2. геометрическая: новая геометрия зданий, обусловленная созданием каркасной системы, основанной на современных материалах и элементах конструкций, таких как, например, растянутые конструкции.

Бионический хай-тек(последняя четверть ХХ в. – настоящее время) – одно из направлений хай-тека Исследование способов формообразования в природе и их перенос и адаптация к языку архитектуры в бионике.Рассмотрение основных законов формообразования и структурообразования в архитектурно-строительной бионике. Традиции «живой архитектуры» А. Гауди в архитектурной бионике. Творчество Ф. Хундертвассера. Анализ основных архитектурных идей и проектов протопостмодернистских архитекторов-биоников: С. Калатравы, М.Р. Серверы.

Тема 16. Искусство трансавангарда (1980-е гг.).Обращение к образцам старого искусства, возврат к станковизму, а также художественная рефлексия и полистилизм как отличительные особенности трансавангардистского, или «реставрационного», периода развития искусства позднего Постмодернизма. Основные направления и течения трансавангарда: неоэкспрессионизм, ретро-арт, «новое искусство» и т.д. Трансавангард как «искусство истории искусства». Анализ феномена трансавангарда в истории искусства (на примере теоретических положений Б. Олива).

Живопись. Игра с художественной традицией, новая фигуративность, эклектичность как отличительные черты трансавангарда.

Ностальгический возврат к технике станковой масляной живописи, полистилизм трансавангардистов. Рассмотрение творчества наиболее ярких представителей итальянского трансавангарда: С. Киа, Ф. Клементе, М. Паладино.

Признаки трансавангарда в немецком неоэкспрессионизме «Новых диких» 1970-1980-х гг. Разнообразие художественных манер и языков немецких неоэкспрессионистов: абстрактной (М. Люперц), фовистской (К. Феттинг), примитивистской (Г. Базелиц, Й. Бойс), знаковой (А. Пенк) – как полистилизм и «художественное полиглотство» транавангарда, работающего на еще большем смешении национальных художественных традиций и исторических стилей, чем неоавангард. Сравнительно-историческая характеристика неоэкспрессионистических тенденций в искусстве 1950-х и 1970-х гг. на примере творчества представителей группы «CoBrA» и «Новых диких».

Фигуративный неоэкспрессионизм Ф. Бэкона как экзистенциальное измерение постмодернистского искусства.

Скульптура.Ироничное отношение к массовой культуре (китч как художественный прием), провокационная и концептуальная основы скульптурных работ Д. Кунса и Д. Хёрста.

Тема 17. Протопостмодерн: новый горизонт развития искусства(середина 1990-х – настоящее время). Искусство протопостмодерна, начало которого относят к моменту массового распространения новых информационных технологий, преобразивших мир повседневности и усвоенных художниками в качестве новых площадок для презентации оцифрованных работ и качественно новых креативных сред для создания проектов, бытующих в Сети, включает в себя направления, «покинувшие» традиционные границы искусства и «ушедшие» в городскую среду.

Net-art (1990-е гг. – настоящее время). Интерактивность, диалог художника и зрителя в Сети как основные признаки net-art. Интернет – новая выставочная площадка и среда бытования искусства информационной эпохи.

Нелинейная архитектура(1990-е гг. – настоящее время).Роль теории сложности И. Пригожина, синергетики Г. Хакена в становлении нового языка архитектурного формообразования, функционирующего в виртуальном пространстве, шире – нелинейной архитектуры (или лэндформной, космогенной, киберпространственной, дигитальной). «Электронное барокко»: опыт архитектурного проектирования в Сети, направленный на сотворчество архитектора и зрителя. Концепция транслируемой архитектуры М. Новака как опыт построения интерактивной архитектурной формы в киберпространстве. Концепция гипероболочки С. Переллы.

Граффитизм и стрит-арт(последняя четверть ХХ в. – настоящее время)Граффитизм (с 1970-е гг. – настоящее время) – способ адаптации и освоения урбанистического пространства. Разнообразная иконография, композиционная структуризация, синтез различных техник в граффитизме. Социальная и коммуникативная направленность граффитизма. Граффитизм и различные, как правило, маргинальные среды молодежных субкультур. Граффитизм и поп-арт. Творчество граффитистовЖ. М. Баскиа, К. Харинга, К. Шарфа. Наследие и развитие идей граффитизма в стрит-арте (1970-е гг. – настоящее время). Эстетический жест стрит-артистов как жест социо-культурный. Соотношение образа, слова и архитектуры в стрит-арте. Образ города и образ человека в городе в творчестве стрит-артистов. Рассмотрение и анализ основных проектов стрит-артистаБэнкси и уличных скульптур М. Дженкинса.

Список тем для рефератов

1. Модерн: генезис и региональные особенности развития стиля.

2. Собор Святого Семейства А. Гауди.

3. Символические формы авангардного искусства (на примере какого-либо авангардного направления / течения).

4. Классический модернизм и авангардное искусство: терминологический и понятийный план прочтения.

5. Экспрессионизм: истоки направления и логика развития.

6. Фовизм. Творчество А. Матисса.

7. Роль кубизма в истории авангардной скульптуры.

8. Второе поколение кубистов. Группа Пюто.

9. «Художественный полиглот» в искусстве ХХ в.: основные вехи творчества П. Пикассо.

10. Функционализм: программа и история стиля.

11. Видео-арт как искусство экранного типа культуры.

12. Проблема телесности в искусстве body-art.

13. Архитектура ар деко: традиции и инновации.

14. Абстрактная скульптура: история и типология.

15. Образ человека в искусстве ХХ в.

16. Архитектурные проекты Ф. Гери: пределы формотворчества или формотворчество как предел.

17. Акционизм как «эстетическое событие» и искусство со-бытия.

18. Неоклассицизм в архитектуре ХХ века.

19. Деконструктивизм как метод и прием в архитектуре Постмодернизма.

20. Неопластицизм и супрематизм: общее и отличное в истории геометрической абстракции.

21. «Новая вещественность» как художественно-эстетический план культурного контекста эпохи.

22. Иррационалистические тенденции в искусстве Модернизма (на примере метафизической живописи и сюрреализма).

23. Массовая культура и поп-арт: сценарии диалога.

24. Концепция органической архитектуры Ф.Л. Райта.

25. Искусство как концепт: проблема художественного языка и формы в концептуализме.

26. Неоавангард: реминисценции и инноватика в искусстве 1970-х гг.

27. Абстрактное искусство: исторические корни, этапы развития, перспективы.

28. Хай-тек в контексте развития постмодернистской архитектуры.

29. Бионическая архитектура Ф. Хундертвассера: pro et contra.

30. Стиль ар деко в искусстве США и Западной Европы: сравнительно-историческая характеристика.

31. Неоклассицизм в живописи ХХ в.

32. Примитив: к вопросу о соотношении означаемого и означающего в искусстве ХХ в.

33. Библейские образы в творчестве М. Шагала.

34. Полистилизм и эклектизм в искусстве трансавангарда.

35. Художественно-эстетическая медиальность техник автоматического письма в искусстве ХХ в.

Библиографический список

1. Авангард – поставангард, модернизм – постмодернизм: проблемы терминологии. Круглый стол: Д. Сарабьянов, Г. Стернин, Л. Лифшиц, Г. Вдовин, Г. Поспелов, А. Ягодовская // Вопросы искусствознания. – 1995. – № 1-2. – С. 41-83.

2. Азизян, И.А. Диалог искусств ХХ века: Очерки взаимодействия искусств в культуре / И.А. Азизян. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 592 с.

3. Андреев, Л.Г. Сюрреализм. История. Теория. Практика / Л.Г. Андреев. – М.: Geleos, 2004. – 352 с.

4. Андреева, Е.Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины ХХ – начала XXI века / Е.Ю. Андреева. – СПб.: Азбука-классика, 2007. – 487 с.

5. Арган, Д.К. Современное искусство 1770 – 1970 / Д.К. Арган. – М.: Искусство, 1999. – 755 с.

6. Батракова, С.П. Искусство и миф. Из истории живописи ХХ в. / С.П. Батракова. – М.: Наука, 2002. – 215 с.

7. Безрукова, М.И. Искусство Финляндии. Основные этапы становления национальной художественной школы / М.И. Безрукова. – М.: Изобразительное искусство, 1986. – 254 с.

8. Бобринская, Е.А. Концептуализм / Е.А. Бобринская. – М.: Галарт, 1994. – 216 с.

9. Бранский, В.П. Искусство и философия / В.П. Бранский. – Калининград: Янтарный сказ, 1999. – 703 с.

10. Бычков, В.В. Искусство техногенной цивилизации в зеркале эстетики. / В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская // Вопросы философии. – 2011. – № 4. – С. 62-72.

11. Власов, В.Г. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм: Терминологический словарь / В.Г. Власов, Н.Ю. Лукина. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 320 с.

12. Генис, А. Вавилонская башня. Искусство настоящего времени / Генис, А. Соч.: в 3 т. Т. 1 Культурология. – Екатеринбург: У – Фактория, 2003. – С. 181–328.

13. Герман, М.Ю. Модернизм. Искусство первой половины ХХ в. / М.Ю. Герман. – СПб.: Азбука-классика, 2003. – 476 с.

14. Голомшток, И. Искусство авангарда в портретах его представителей в Европе и Америке / И. Голомшток. – М.: Прогресс-Традиция, 2004. – 296 с.

15. Гройс, Б. Комментарии к искусству / Б. Гройс. – М.: ХЖ, 2003. – 341 с.

16. Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне. Авангард и авангардисты / под ред. К. Шумана. – М.: Республика, 2002. – 558 с.

17. Даниэль, С.М. Сети для Протея: Проблемы интерпретации формы в изобразительном искусстве / С.М. Даниэль. – СПб.: Искусство-СПб., 2002. – 303 с.

18. Дженкс, Ч. Язык архитектуры постмодернизма / Ч. Дженкс. – М.: Стройиздат, 1985. – 137 с.

19. Дианова, В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность / В.М. Дианова. – СПб.: Петрополис, 1999. – 238 с.

20. Добрицына, И.А. От постмодернизма – к нелинейной архитектуре / И.А. Добрицына. – М.: Прогресс-Традиция, 2004. – 413 с.

21. Иконников, А.В. Архитектура XX века: утопии и реальность: в 2 т. – М.: Прогресс -Традиция: Т. I. – 2001. – 654 с., Т. II. – 2002. – 669 с.

22. Иконников, А.В. Зарубежная архитектура: От «новой архитектуры» до постмодернизма / А.В. Иконников. – М.: Стройиздат, 1982. – 255 с.

23. Ильин, И.П. Постмодернизм. Словарь терминов / И.П. Ильин. – М.: INTRADA, 2001. – 384 с.

24. Иоскевич, Я. Интернет как новая среда художественной культуры / Я. Иоскевич. – СПб.: РИИИ, 2006. – 168 с.

25. Кандинский, В.В. Точка и линия на плоскости / В.В. Кандинский. – СПб.: Азбука, 2001. – 558 с.

26. Куликова, И.С. Философия и искусство модернизма / И.С. Куликова. – М.: Политиздат, 1980. – 272 с.

27. Малахов, Н.Я. Модернизм. Критический очерк / Н.Я. Малахов. – М.: Изобразительное искусство, 1986. – 152 с.

28. Малинина, Т.Г. Формула стиля. Ар Деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции / Т.Г. Малинина. – М.: Пинакотека, 2005. – 303 с.

29. Миронов, А.В. Философия архитектуры: творчество Ле Корбюзье / А.В. Миронов. – М.: МАКС Пресс, 2012. – 290 с.

30. Модернизм: анализ и критика основных направлений / под ред. В.В. Ванслова. – М.: Искусство, 1987. – 302 с.

31. Маньковская, Н. Эстетика постмодернизма / Н. Маньковская. – СПб.: Алетейя, 2000. – 347 с.

32. Новые аудиовизуальные технологии / под ред. К.Э. Разлогова. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 482 с.

33. Обухова, А. Живопись без границ. От поп-арта к концептуализму / А. Обухова, М. Орлова. – М., Галарт, Олма-пресс, 2003. – 175 с.

34. Олива, А.Б. Искусство на исходе второго тысячелетия / А.Б. Олива. – М.: ХЖ, 2003. – 214 с.

35. Полевой, В.М. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира / В.М. Полевой. – М.: Советский художник, 1989. – 452 с.

36. Савчук, В.В. Конверсия искусства / В.В. Савчук. – СПб.: Петрополис, 2001. – 287 с.

37. Сарабьянов, Д.В. К ограничению понятия «авангард» // Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н. И. Харджиева / под ред. М. Б. Мейлаха, Д. В. Сарабьянова. – М.: Языки русской культуры, 2000. – С. 83-91.

38. Сарабьянов, Д.В. Модерн. История стиля / Д.В. Сарабьянов. – М.: Галарт, 2001. – 343 с.

39. Смирнов, С.А. Компьютерное искусство как философско-эстетический феномен: автореф. дис…. канд. филос. наук. – М., 1998. – 34 с.

40. Современное западное искусство. ХХ век. Проблемы и тенденции // Сб. ст. – М.: Наука, 1982. – 317 с.

41. Стойков, А. После заката абстракционизма / А. Стойков. – М.: Изобразительное искусство, 1974. – 160 с.

42. Турчин, В.С. Образ двадцатого века в прошлом и настоящем. Художники и их концепции. Произведения и теории / В.С. Турчин. – М.: Прогресс - Традиция, 2003. – 644 с.

43. Турчин, В.С. По лабиринтам авангарда / В.С. Турчин. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 246 с.

44. Усовская, Э.А. Постмодернизм / Э.А. Усовская. – Минск: ТетраСистемс, 2006. – 256 с.

45. Фремптон, К. Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития / К. Фремптон. – М.: Стройиздат, 1990. – 534 с.

46. Хассел, Э. Современная архитектура / Э. Хассел. – М.: АРТ-Родник, 2010. – 128 с.

47. Хилльер, Б. Стиль Ар Деко / Б. Хилльер, С. Эскритт. – М.: Искусство XXI в., 2005. – 240 с.

48. Хофман, В. Основы современного искусства. Введение в его символические формы / В. Хофман. – СПб.: Академический проект, 2004. – 557 с.

49. Электронная культура и экранное творчество / под ред. К.Э. Разлогова. – М.: Академический Проект; РИК, 2006. – 384 с.

50. Якимович, А.К. Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира: От импрессионизма до классического авангарда / А.К. Якимович – М.: Искусство, 2003. – 490 с.

Наши рекомендации