Прикладное искусство во время монголо-татарского ига
Монголо-татарское нашествие жестоко поразило Древнюю Русь.
" ..Навел он (бог) на нас народ немилостивый, народ лютый, народ, не щадящий красоты... разрушены божественные церкви, осквернены священные сосуды, потоптана святыня... тела монашеские брошены птицам, кровь отцов и братьев наших, словно вода, обильно напоила землю. Исчезло мужество князей и воевод наших; храбрецы наши, исполненные страха, обратились в бегство... Села поросли сорною травой; смирилось величие наше, погибла красота наша".
Из крупных городов русских только Новгород и Псков избегли разорения.
В прикладном искусстве Новгорода, богатом славными традициями, и в XIV—XV вв. создавалось немало высокохудожественных и самобытных произведений. В 1336 г. по заказу архиепископа Василия Калики для Софийского собора были созданы двери, обитые пластинами с изображениями в технике золотой наводки (в XVI в. "Васильевские врата"были увезены Иваном Грозным в Александровскую слободу).
В 1359 г. жители Людогощей улицы "поставили" деревянный резной крест, хранившийся в церкви Флора и Лавра. Резчиком был Яков Федосов, написавший свое имя тайнописью. "Людогощенский крест" имеет сложную ветвистую форму, образованную прихотливо изогнутыми и сомкнутыми концами перекрестий, испещрен орнаментом, а в многочисленных медальонах мастер вырезал изображения святых и несколько сюжетных композиций.
Монголо-татарское иго нанесло художественным ремеслам жестокий урон. Мастерские погибли в сожженных городах, а сами мастера были уведены, по словам летописца, "на край земли", где их культура и опыт очень пригодились. Как и в зодчестве, многие технические приемы были забыты на Руси. Ювелирное дело почти сошло на нет. Исчезла перегородчатая эмаль. И лишь через два-три столетия прикладное искусство вновь расцвело на Руси.
Так среди изделий московских мастериц начала 15 в. — уникальнымобразцом древнерусского портретного искусства является шитый шелком покров на гробницу Сергия Радонежского с его изображением в полный рост. Перед нами муж благостный, мудрый, хоть и скромный, но волевой, сознающий важность своей миссии. Такая конкретность редкое явление в древнерусском художественном творчестве. Это лик, но в нем уже проглядывает лицо, не нарушая иконописного строя. (Поров хранится в Загорском историко-художественном музее)
В Загорском музее хранятся другие предметы прикладного искусства XV в. Это изделия, украшенные сканью, гравировкой, литьем: арки, ковши, блюда, подсвечники, оклады, кресты, золотые венцы в иде полумесяца — подвески к иконам.
Большое количество предметов прикладного искусства XV—XVI вв., поражающих своим великолепием хранится в Оружейной палате. Здесь наряду с золотой и серебряной посудой хранились царские одежды, шитые жемчугом и украшенные таким множеством драгоценных камней, что германский посол Герберштейн выражал недоумение, "как может великий князь выдерживать такую тяжесть".
Русские "златых и серебряных дел мастера" XVI в. довели свое искусство до самого высокого уровня. Об этом свидетельствуют немногие сохранившиеся от той поры оклады, чаши, кадила, что собраны ныне в Оружейной палате
Контрольные вопросы
1. Какие последствия имело монголо-татарское завоевание для дальнейшего хода русской истории?
2. Каковы основные черты развития культуры русских земель удельного периода?
3. Какие основные памятники архитектуры, изобразительного искусства и литературы периода раздробленности сохранились до наших времен и как в них отражены основные черты того периода?
Литература
Антипов И.В. Древнерусская архитектура второй половины XIII — первой трети XIV в.: Каталог памятников. СПб., 2000.
Рыбаков Б.Л. Ремесло Древней Руси. М.; Л., 1948..
Русское православие. Вехи истории. М., 1986.
Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь/ / Под ред. О.В. Творогова. М., 1996.
Лихачев Д.С. Текстология: На материале русской литературы X-XVII вв. Л., 1983.
Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М., 1998.