Особенности воздействия цвета на человека
Большой силой воздействия на человека обладают не только сами художественные произведения, но и отдельно взятые выразительные средства, которыми пользуется живопись. В первую очередь это краски, передающие все многообразие цветов, которыми пленяет наш взор природа. Уже с 2-3 месячного возраста ребенок начинает отвечать эмоциональной реакцией на окраску предметов.
Краски действуют на глаз человека так же эмоционально, имеют такую же эмоциональную силу, как и музыка. Музыка действует на человека, пробуждает в нем какие-то чувства, может изменить его настроение. Точно так же и краски имеют эмоциональную силу, они тоже могут действовать на человека: успокаивать его чувства или их возбуждать.
Такие особенности воздействия цвета на человека были известны давно. В начале 19 в. Великий немецкий поэт В.Гете попытался сформулировать, какие ощущения и чувства рождает в человеке воздействие каждого определенного цвета. Свои наблюдения в этой области он обобщил в книге «Учение о цветах». Он утверждал, например, что желтый цвет пробуждает светлые чувства, дарит ощущение ясности и веселое состояние духа, синий цвет дает ощущение холода, сиреневый - чего-то безотрадного, а красный создает целую гамму впечатлений. Однако эти выводы построены в основном на личных наблюдениях автора и страдают субъективизмом.
Позднее было проведено исследование характера воздействия цвета на человека. Оно позволило установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно действующих на человека. Это зеленые, желто-зеленые и зелено-голубые цвета. Таким образом, воздействие цвета на человека - явление сложное, определяемое не каким-то одним, а целой суммой факторов, куда входит и социальный опыт человека. У Т. Драйзера есть набросок «Эмоции», где он рассказывает, как в результате перекраски одного из мостов через Темзу из черного в зеленый цвет, число самоубийств на этом мосту сократилось более чем на треть. В связи с этим Т.Драйзер высказал предположение, что цвет способен изменять настроение и состояние человека. В настоящее время это предположение подтверждено научными данными. В конце 50-х годов во Франции на медицинском факультете университета в Лионе было проведено научное исследование по теме: « Влияние цвета на психику». Его автор Р.Клод на основе анализа наблюдений разработал ряд рекомендаций по направленному использованию цветовой окраски в помещениях клиники. В холлах для ожидания он рекомендует успокаивающую голубую или зеленую окраску стен, в кабинетах консультантов - более теплые тона и т.д. Р.Клод обращает внимание на то, что больные большую часть дня лежат навзничь, и предлагает отказаться от однообразной белой окраски потолков, чтобы их тона успокаивали и давали отдых глазам. Он ссылается на опыт одной из французских больниц, где потолки были окрашены в цвет слоновой кости, а стены в гармонирующие с ним тона, и это положительно сказалось на самочувствии больных.
Особенно эмоционально на цвет реагируют дети. В 70 г. в ФРГ психолог Яниш на основании опроса 500 детей в детских садах и школах, а также путем изучения детских рисунков попытался выяснить какие-то общие закономерности отношения детей к цвету. Он пришел к выводу, что дети предпочитают яркие тона. Пальму первенства они отдают ярко-красному цвету, за ним по шкале ценностей следует лиловый, розовый, желтый и голубой. Яниш утверждает, что дети не любят черного, серого и темно-коричневого цветов и в рисунках пользуются ими для изображения неприятных им предметов или людей. По рекомендации Яниша были окрашены интерьеры в детской больнице Ганновера в ФРГ. Даже медицинский персонал был одет в яркие медицинские халаты, чтобы это располагало детей к контактам.
Объявив борьбу с унылым однообразием и бесцветностью, распахнув двери больниц радужному царству красок, медики значительно облегчают себе задачи активного воздействия на духовный мир больного, поднятия его настроения и жизненного тонуса.
Изобразительное искусство способно оказать значительную помощь медикам не только непосредственно в борьбе с болезнями и в их предупреждении. Как отмечал еще в конце прошлого века профессор А.С.Шкляревский в своих заметках «Значение произведений изобразительного творчества для врача», полотна великих мастеров кисти - хорошая школа наблюдательности для медика. Задача художника в мимике, жестах, красках лица передать как можно точнее физическое и духовное состояние человека, служащего моделью для портрета. Задача врача научится угадывать внутреннее состояние человека, как физическое, так и психическое, по его внешнему виду, как некогда учил этому великий Гиппократ. Здесь-то и приходит на помощь врачу художник-реалист, отбирающий для зарисовки все наиболее важное, типичное и отбрасывающий случайное, не характерное для того или иного состояния человека. Сошлемся для примера на целую серию блестящих портретов, принадлежавших кисти известного французского художника 19 в. Т.Жерико. В 1822-1823 гг. по просьбе своего друга-психиатра Жерико создал целый ряд портретов умалишенных. К этой серии относятся, например, картины: «Сумасшедший», «Сумасшедшая старуха», «Сумасшедший, воображающий себя полководцем». Художнику удалось захватывающе передать глубокую трагедию людей, у которых порваны реальные отношения с миром, уступившие место причудливым, нелепым фантазиям больного рассудка.
Эти полотна пользуются заслуженным интересом и вниманием всех ценителей живописи, но для врачей они способны представить, кроме того, особый, профессиональный интерес, потому что художнику удалось схватить острым взглядом и с исключительной выразительностью передать характерные внешние приметы ряда душевных недугов.
Не менее важно для медика знать как можно больше о характерных чертах внешнего облика, движения и живых красках лица здорового во всех отношениях человека. И здесь изобразительное искусство предлагает врачу особенно обильную пищу для наблюдений, знакомя со всем многообразием физического и духовного слада людей, с важнейшими индивидуальными особенностями, которые необходимо учитывать при любой, в том числе и при лечебно-профилактической работе с людьми.
Интересно отметить, что не только изобразительное искусство помогает врачам, но и медики в свою очередь иногда оказывают значительные услуги, если не самим художникам, то во всяком случае искусствоведам в разгадке «тайн» художественных произведений, В 1964 г, газеты писали о том, что профессор-офтальмолог Е.Рабкин открыл тайну полотна голландского живописца 16 в. Хенри де Блеса «Искушение святого Антония». Эта картина на протяжении веков поражала ценителей живописи и искусствоведов странной цветовой гаммой: в ней полностью отсутствовали красные тона так, как если бы их вовсе не было в палитре художника, и преобладал черный цвет, присутствовавший там, где он казался вовсе неуместным. Опираясь на свой большой опыт работы с больными, страдающими расстройством цветного зрения, профессор Е.Рабкин предположил, а затем и блестяще доказал экспериментальным путем, что голландский живописец страдал врожденным пороком зрения, лишившим его возможности правильно воспринимать все богатство природных красок, а особенно красные тона. Так врачебный диагноз помог открыть «тайну» живописца. По утверждению французского философа Д.Дидро, живопись и скульптура своим происхождением и развитием обязаны архитектуре. «Но архитектура, - писал Дидро, - породив живопись и скульптуру, обязана своим совершенством этим двум искусствам».
В то же время архитектура выделяется среди всех прочих искусств тем, что служение здоровью человека с самого начала было одним из ее прямых назначений. Поэтому еще в Древней Греции медики живо интересовались искусством архитекторов, а архитекторы внимательно прислушивались к советам врачей, как сделать, чтобы постройки в большей степени соответствовали потребностям здорового развития человеческого организма.
Прекрасные советы в этом отношении давал зодчим «отец медицины» Гиппократ в своем трактате «О водах, воздухах и местностях», где он показывает, как выбрать местоположение для закладки города, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для здоровья жителей. При этом учитывалось благотворное воздействие на людей не только гигиенических свойств архитектурных сооружений, но и самой красоты их внешнего облика. Строения были призваны ласкать глаз человека, служа как бы напоминанием и зеркальным отражением его собственного совершенства и красоты. Украшавшие древнегреческие постройки строгие дорические колонны воспроизводили в зданиях пропорции, крепость и красоту мужского тела, а ионическая колонна своим изяществом и соразмерностью частей уподоблялась фигуре стройной женщины. Древнегреческие постройки, радуя глаз, утверждали красоту и величие человека, светлые идеи гуманизма.
Используя средства искусства для исцеления или предотвращения недугов, люди в то же время стремились познать, в чем истоки его оздоровляющей силы. На этот счет было создано немало разноречивых теорий» Наиболее древним и весьма живучим является религиозно-мистическое толкование оздоровляющего действия искусства. Оно родилось еще в эпоху первобытного общества, когда люди верили, что болезни насылаются на них враждебными демоническими силами и что недуг-это результата вселения злых духов в тело больного.