Информация для студентов заочного отделения
ПЕРСПЕКТИВА
Методические рекомендации
по выполнению контрольной работы
Санкт-Петербург
Издательство РГПУ им. А.И. Герцена
Печатается по рекомендации
Совета факультета изобразительного искусства
и решению Редакционно-издательского совета
РГПУим. AM. Герцена
Автор - составитель
канд. пед. наук, доцент С. В. Анчуков
д-р. пед. наук, профессор
М. А. Верб
(РГПУ им. А. И. Герцена)
Рецензенты
канд. искусствоведения, профессор В. М. Чурилин
(СПГХПА),
старший преподаватель Е. К. Блинова
(РГПУ им А. И. Герцена)
Художники
Л. Сиваш, И. Орлова
Методические .'рекомендации предназначены для студентов
очного и заочного отделений факультета изобразительного
искусства. Они содержат программу учебного курса
«Перспектива», варианты контрольных заданий, образцы
графических работ и методические рекомендации для
их выполнения. Цель данных рекомендаций способствовать
формированию у обучающихся целостной системы знаний,
умений и навыков в области теории и практики изобрази-
тельного искусства, а также оказать помощь студентам
в выполнении ими контрольной работы по курсу
«Перспектива».
©С. В. Анчуков, 2003
©Издательство РГПУ
им. А.И. Герцена, 2003
«Перспектива это вспомогательное
искусство, посредством которого
человек изображает предметы
такими, какими он видит их в натуре».
Из конспекта
курса перспективы по лекциям
И. А. Владимирова
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕРСПЕКТИВА»
Направление: 540700 Художественное образование.
Курс: 1.
. Форма обучения: очная.
Семестр: 1.
Количество часов на дисциплину: 72.
Количество аудиторных часов на дисциплину: 36.
Из них лабораторных : 36.
Самостоятельная работа: 36.
Итоговая аттестация по курсу: зачёт в 1 семестре.
Цель дисциплины
Заложить теоретические основы построения перспективных
изображений; формировать умение применять законы и правила линейной
перспективы, правдиво изображать окружающие нас предметы и явления,
как с натуры, так и по представлению; развивать пространственное
представление, образное мышление будущего художника - преподавателя
изобразительного искусства; развивать логическое мышление, научить
студента применять законы логики как в учебных работах, так и в свободном
творчестве.
Задачи дисциплины
Сообщение знаний, способствующих лучшему пониманию
изобразительного искусства и осознанному усвоению специальных
дисциплин - рисунка, живописи, композиции, которые являются
профилирующими в деле подготовки будущего художника и преподавателя
изобразительного искусства.
Освоение способов передачи на плоскости любых пространственных
плоских и объёмных фигур, предметов, интерьеров и экстерьеров в том
виде, в каком они представляются наблюдателю в натуре, т. е. близких
по форме к действительным.
Привитие навыка систематически пополнять свои знания, стремиться
3. Наполняет конкретным содержанием абстрактное понятие
«высокие требования», поскольку каждая работа оценивается по следующим
критериям:
- знание теоретических основ линейной перспективы;
- умение применять на практике теоретические знания, чётко
и качественно выполнять перспективные изображения;
- навыки графической работы с применением чертёжных
инструментов;
привнесение творческого начала в выполнение графических работ
по перспективе.
4. Даёт преподавателю основание для объективной оценки знаний
и умений каждого студента при проведении промежуточной аттестации
и на основании этой аттестации «допуска» студента к зачёту.
5. Позволяет самому студенту представить уровень собственных
знаний по предмету, увидеть свои сильные и слабые стороны, чтобы учесть
их при подготовке к зачёту.
Итоговая аттестация
Изучение дисциплины завершается зачётом, состоящим из трёх
частей: во-первых, графической работой; во-вторых, решения графических
задач; в-третьих, устного ответа. На зачёте проверяется:
- усвоение теоретического материала;
- умение выполнять перспективу теней от предметов, а также
отражение предметов в зеркале и воде;
- способность студентов анализировать станковые картины
и произведения монументальной живописи с точки зрения законов
построения перспективы;
- усвоение базового понятийного аппарата дисциплины;
- привитие культуры труда, навыков рациональных приёмов работы
чертёжными и измерительными инструментами.
Практические умения и навыки, необходимые для успешного
усвоения дисциплин блока предметной подготовки, контролируются
с помощью заданий, имеющих ярко выраженное художественно творческое
начало; построение перспективных изображений, перспективы теней
и отражений.
Основное содержание
1. Общие сведения о перспективе; основные элементы картины;
изображение предметов при помощи центрального проецирования
(отличаются хорошей наглядностью); соответствие перспективы предмета
(с некоторым приближением) тому, что видит глаз человека; развитие
теории перспективы; результаты применения машинной графики при
построении перспектив; аппарат линейной перспективы.
2. Перспектива точки; перспектива прямой; изображение плоскости
в перспективе; позиционные задачи на взаимную принадлежность
и пересечение геометрических фигур; перспективные масштабы: масштаб
глубины, масштаб ширины, масштаб высоты; увеличение в несколько раз
и деление на равные части перспективы отрезков; простейшие метрические
задачи - задачи на определение расстояний и натуральных величин
геометрических элементов; перспектива угла; построение простейших
геометрических фигур; окружность в перспективе; способы построения
перспективных изображений; построение теней в перспективе; построение
отражений в перспективе.
3. Анализ станковых картин и произведений монументальной
живописи с точки зрения законов построения перспективы.
Основные понятия
Перспектива;
линейная перспектива;
панорамная перспектива;
купольная перспектива;
картинная плоскость;
предметная плоскость;
точка зрения (центр проектирования);
основание точки зрения,
высота точки зрения;
линия горизонта;
главная точка картины;
основание главной точки картины;
главное расстояние;
проектируемая точка;
основание точки;
перспектива прямой линии;
перспектива плоскости;
способы построения перспективных проекций;
радиальный способ;
способ координат (способ масштабов);
способ сеток;
способ архитекторов;
перспектива окружности;
отражения;
построения теней;
тени в аксонометрии;
тени в перспективе.
Организация самостоятельнойработы
Из 72 часов, отведённых на изучение дисциплины «Перспектива»,
только 36 часов - аудиторные, а на самостоятельную работу студентов
приходится также 36 часов, т. с. половина запланированного времени.
Самостоятельная работа включает:
- подготовку к практическим занятиям по разделу «Перспективный
анализ станковых картин и произведений монументальной живописи с
точки зрения законов построения перспективы», которые предполагают
самостоятельную работу с искусствоведческой и учебной литературой,
выполнение различного рода подготовительных работ;
- самостоятельное изучение разделов учебной программы, достаточно
простых для усвоения и хорошо обеспеченных литературой;
- составление картотеки специальных понятий;
- выполнение в течение семестра графических контрольных работ
по темам практических занятий, которые в совокупности обеспечивают
систематичность промежуточной аттестации студентов с одной стороны,
и организуют их самостоятельную работу, с другой.
Следующие разделы тем программы предполагают проработку
теоретического материала и самостоятельную подготовку студентов к
практическим занятиям:
Перспектива прямой.
Изображение плоскости в перспективе.
Перспектива угла.
Рекомендуемая литература
Основная
Белов В. Н., Виксель А. А. Начертательная геометрия. Л., 1969.
Владимирский Г. А. Перспектива. М., 1969.
Евтеев В. И., Зметный А. Я,, Новиков И. В. Построение
перспективного рисунка. Л., 1963.
Климухин А. Г. Начертательная геометрия. М., 1973.
Короев Ю. И., Котов Ю. В., Орса Ю. Н. Сборник задач и заданий
по начертательной геометрии. М., 2001.
Кузнецов Н. С. Начертательная геометрия: М., 1969.
Лихачёв Л. Н. Киноперспектива. Рига, 1960.
Начертательная геометрия: Учебник для вузов. М., 1977.
Непомнящий В. М., Смирнов Г. Б. Практическое применение
перспективы в станковой живописи. М., 1978.
Петерсон В. Е. Перспектива. М., 1970.
Ратничин В. М. Перспектива. Киев, 1982.
Русскевич Н. Л. Перспектива на наклонной плоскости. Киев, 1968.
Соловьёв С. А., Буланже Г. В., Шульга А. К. Черчение и перспектива.
М., 1982.
Соловьёв С. А., Буланже Г. В., Шульга А. К. Задачник по черчению
и перспективе. М., 1988.
Соловьёв С. А. Перспектива. М., 1981.
Яблонский А. Г. Линейная перспектива на плоскости. М., 1966.
Дополнительная
Анисимов Н. Н. Основы рисования. М., 1977.
АтюимовН. Я, Кузнецов Н. С, Кириллов А. Ф. Черчение и рисование.
М., 1983.
Колотое С. М. Вопросы теории изображений. Киев, 1972.
Соболев Н. А. Теория и практика прикладной геометрии
в современном архитектурно-строительном проектировании.
М., 1972.
Фёдоров М. В. Рисунок и перспектива. М., 1960.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
-