Основной теоретический материал к данной теме

Выполните задания по материалам лекции.

Лекция 2. Литературное произведение как целостная структура. Форма и содержание художественного произведения.

Основной теоретический материал к данной теме

Художественное произведение представляет собой сложное единство многообразных и разнородных элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом, так что ни один из них не может рассматриваться изолированно, вне этих взаимосвязей. Все размышления о том, как выделять и рассматривать составные элементы и стороны литературного произведения, приводят к вопросу об основной природе литературно-художественного целого. Созидаемый в искусстве эстетический организм художественного произведения воссоздает творчески постигаемую целостность бытия, всеобщую связь и единство человека и мира. Классический принцип целостности является глубоко современным, ибо в его основе одна из коренных проблем времени: проблема целостности мира и человека, целостности, которая, как макрокосм в микрокосме, должна открыться в произведении искусства. В этом смысле художественное произведение может быть осознано как воплотившаяся концепция мира и человека в их единстве.

Целостность – категория эстетики, выражающая онтологическую проблематику искусства слова. Каждое литературное произведение Каждое литературное произведение представляет собой целостную картину жизни или выражает какое-либо целостное переживание, является самостоятельным, законченным целым, многоуровневым художественным миром, не сводимым к сумме составляющих его элементов. Единство, целостность художественного произведения обусловлены раскрываемым в нем определенным содержанием. Целостное единство литературного произведения определяется единым авторским замыслом и выступает во всей сложности органически связанных между собой, взаимодействующих событий, картин, ситуаций, переживаний, мыслей.

Закон целостности предполагает предметно-смысловую исчерпанность, внутреннюю завершенность(полноту) и неизбыточность художественного произведения. С помощью фабулы, сюжета, композиции, образа, стиля, жанра литературного произведения складывается законченное в себе и развернутое в мир художественное целое.

Литературное произведение, существующее как завершенный текст, созданный на национальном языке, - результат творческой деятельности писателя. В составе произведений искусства выделяют «внешнее материальное произведение», нередко называемое артефакт (М.М.Бахтин, В.Е.Хализев), т.е. нечто, состоящее из красок и линий, звуков и слов, и эстетический объект – совокупность того, что является сущностью художественного творения, закреплено материально и обладает потенциалом художественного воздействия на зрителя, слушателя, читателя. Произведение искусства – единство эстетического объекта и артефакта.

Каждое замечательное литературное произведение представляет собой особенный, неповторимый художественный мир со своим специфическим содержанием и столь же специфической, выражающей это содержание, формой.

Форма и содержание - существенные внешние и внутренние стороны, присущие всем явлениям действительности. В литературоведческих понятиях формы и содержания обобщены представления о внешней и внутренней сторонах литературного произведения. Данные литературоведческие понятия опираются на общефилософские категории формы и содержания, которые в литературе проявляются особенным образом. Специфичность соотношения формы и содержания в литературе и искусстве состоит в органическом соответствии, гармонии содержания и формы. Произведения, не обладающие такой гармонией, в той или иной мере теряют в своей художественности.

М.М.Бахтин выразил эту гармонию следующими словами: «Содержание есть необходимый конститутивный момент эстетического объекта, ему коррелятивна художественная форма, вне этой корреляции не имеющая вообще никакого смысла» (Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве// М.М.Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.С.32).

Модель матрешки, представленная в работе Федотова О.И., является наглядной схемой целостности произведения и перехода содержания в форму и формы в содержание.

Содержательными компонентами литературного произведения являются тема, характеры, обстоятельства, проблема, идея.

Дайте определение следующим компонентам литературного произведения по словарю:

Тема

Проблема

Идея –

Формальными компонентами литературного произведения являются стиль, жанр, композиция, художественная речь, ритм.

Стиль –

Жанр –

Композиция

Художественная речь –

Ритм –

Содержательно-формальными компонентами художественного произведения являются фабула, сюжет, конфликт.

Дайте определение следующим содержательно-формальным компонентам литературного произведения по словарю:

Фабула –

Сюжет –

Конфликт –

В литературных произведениях средством создания художественных образов является язык. Что же такое поэтическое слово, как оно возникает и существует в языке?

В начале 20 века заметно возрастает интерес ученых к поэтическому языку. Этот интерес в значительной степени был связан с возникновением Общества изучения поэтического языка и формированием его эстетических взглядов. Это общество объединяло видных ученых, занимавшихся проблемами поэтического слова, таких как В.Б.Шкловский, Л.П.Якубинский, Р.О.Якобсон, Ю.Н.Тынянов и др. Опираясь на воззрения выдающегося филолога А.А.Потебни о природе поэтического языка, опоязовцы предложили разграничить два специфических по своим функциям языка: практический и поэтический. Поэтический язык, по словам В.Б.Шкловского, отличается от обычного ощутимостью своего построения: ощущаться может или звуковая, или же смысловая сторона слова. Иногда же ощутимо не строение, а построение слов, расположение их. Одним из средств создать ощутимое, переживаемое построение является поэтический образ.

Поэтический язык и его образные слова обращают внимание на себя, в известном смысле замедляют чтение, разрушая его привычный автоматизм. Вот почему мы задумываемся над тем или иным языковым образом, восхищаемся им, стараемся глубже его понять. Образные слова – необходимый конструктивный элемент поэтической речи. Она привлекает к себе внимание особой звуковой организацией, образностью, необычным расположением слов.

В настоящем художественном произведении всегда есть естественная соразмерность обычных и образных слов. Первые как бы подготавливают эффект вторых и впоследствии расширяют его, а потому и очень важны в тексте. Больше того, само деление слов на «образные» и «безобразные» весьма условно.

Возникновение образного слова тесно связано с древним мифом. Древний человек пытался объяснить в мифах таинственный и загадочный для него мир. Миф был перенесением индивидуальных, субъективных образов на сами явления действительности. Он был ответом на известные вопросы мысли. Тесная связь слова и мифа проявлялась в том, что язык – главное орудие мифологического мышления. Первобытные представления человека о мире – естественно и неизбежно отражались в слове. Миф исчезает, но не бесследно: он оставляет языку богатую образность, давая начало поэтическому употреблению слова. Образы множились и развивались, передавались от поколения к поколению, а само поэтическое слово в его становлении и развитии магически воздействовало на человека, покоряло его необычностью и неожиданностью, яркой эмоциональностью. Представления людей о мире со временем менялись, а сами языковые выражения становились метафорами, образами.

Притягательная сила поэтического слова – в его образности. У такого слова ярко выражена его внутренняя форма. По словам А.А.Потебни, она показывает, как представляется человеку его собственная мысль. Самое главное в поэтической речи – это намеренное оживление, подчеркивание, расширение и перенос яркой внутренней формы слова на сходный предмет.

Поэтическая речь не только что-то сообщает нам, но и определенным образом воздействует на нас. Образное слово в широком его понимании обладает не только семантической, но и эстетической информацией. Эстетическое воздействие поэтического слова объясняется тем, что оно творчески создается писателем и творчески воссоздается читателем. Оно не только понимается, но и переживается. Ю.Н.Тынянов видел одну из главных особенностей поэтического слова в том, что оно характеризуется не определенным (постоянным), а «колеблющимся» семантическим признаком. Эти колеблющиеся признаки дают «слитный групповой смысл» - подвижную семантику связного текста. Неустойчивое по своему значению, гибкое художественное слово вступает в связи с разными рядами слов, благодаря чему возникают различные планы повествования: текст и подтекст (т.е. другое осмысление, скрытый смысл), которые взаимодействуют друг с другом, создавая образ. Эффект эстетического воздействия слова – в постоянном «скольжении» от одного значения(словарного) к другому (текстовому) в их одновременном удерживании в нашем восприятии.

Современная наука о поэтическом слове унаследовала целый арсенал средств художественной изобразительности, которые основаны на особых приемах употребления слова и на различных приемах звуковой организации словесного выражения.

Троп – (греч.tropos) означает «поворот, оборот речи». Это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный какими-то смысловыми отношениями с первым.

Дайте определение следующим видам тропов по словарю:

Метафора

Метонимия –

Эпитет

Сравнение –

Перифраз

Олицетворение –

Аллегория –

Символ –

Ирония

Фигура (лат. Figura – образ, вид) – форма речи, а не поэтического мышления: она не вносит ничего нового, расширяющего наше художественное познание. Ее главное назначение – усилить впечатление от чего-либо, сделать его ярким, выпуклым. Фигуры построены на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного, практического употребления.

Дайте определение следующим видам фигур по словарю:

Анафора

Эпифора

Антитеза

Градация

Оксюморон

Параллелизм

Повторение

Риторический вопрос

Риторическое восклицание

Умолчание

Эллипсис

Звуковые средства художественной изобразительности – звукопись. Она достигается искусной фонетической организацией речи: подбором слов близкого звучания, виртуозным сочетанием звуков, повторением одного и того же звука или сочетанием звуков, употреблением слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления.

Дайте определение следующим приемам звукописи по словарю:

Аллитерация

Ассонанс

Звуковые повторы

Одним из средств словесно-образного воспроизведения жизни является самая организация поэтической речи. В зависимости от этой организации произведения литературы делятся на прозаические и стихотворные. Те и другие имеют свои специфические черты, понимание которых необходимо для успешного анализа литературного материала. Проза характеризуется тем свободным расположением слов, какое присуще разговорному языку. Стихи – особо построенные, ритмически организованные сочетания слов. Поэтому поэзия, в первую очередь, создается ритмом и рифмой, хотя рифмовка в поэтическом тексте не обязательна. Изначально поэзией именовали литературно-художественное произведение, независимо от того, написано оно в стихах или прозой. В настоящее время под понятием «поэзия» подразумевается стихотворное произведение. Поэзия возникает путем ритмически организованной речи..

Членение поэтического произведения на строки (стихи) сопровождается упорядочением строк по тем или иным признакам их соизмеримости. Если основным признаком соизмеримости строк служит общее количество слогов, независимо от их качества, то такое стихосложение называется силлабическим. Если основным признаком соизмеримости строк служит количество слогов определенной высоты, долготы или силы, то такое стихосложение называется мелодическим или тоническим (акцентное). Если в строке одновременно упорядочивается общее количество слогов и количество и расположение слогов определенной высоты, долготы или силы, то такое стихосложение называется силлабо-тоническим.

Силлабо-тоническое стихосложение в русской книжной словесности по сей день остается главным, наиболее распространенным.

Силлабо-тонический стих строится из стоп. Стопа – повторяющаяся слоговая группа, состоящая из одного ударного и одного или двух безударных слогов.

Основных стоп пять: две двусложных и три трехсложных.

Двусложные стопы:

Хорей

Ямб

Трехсложные стопы:

Дактиль

Анапест

Амфибрахий

Последовательность стоп одного из пяти указанных видов образуют метр стиха.

Следовательно одним из ритмических элементов стиха является стопа.

Другим ритмическим элементом стиха является рифма. Русские силлабо-тонические стихи в большинстве случаев имеют рифмы.

Рифма – это звуковой повтор в клаузулах, связывающий две или более строки. Клаузула – заключительные слоги строки, начиная с последнего ударного слога.

Дайте определение следующим ритмическим элементам стиха по словарю:

Мужская рифма

Женская рифма

Дактилическая рифма

Точная рифма –

Неточная рифма –

Контрольные вопросы и задания по теоертическому материалу:

1. Укажите известные Вам способы и приемы художественной изобразительности и выразительности

2. Приведите примеры звуковых средств художественной изобразительности.

Литература:

Основная:

1. Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы: Учеб.пособие. – М.: Логос, 2003.

2. Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Дополнительная:

5.Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М.: Просвещение, 1995.

6.Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы: Учеб.пособие. – М.: Логос, 2003.

7. Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ.: Издательский центр «Академия», 2002.

Наши рекомендации