Механизмы передачи традиции в современных условиях

На крупных исторических промыслах утвердилась практика специализированного ученичества.

Современные механизмы передачи традиции ученые отмечают в 4 форме народного искусства. Традиция оживает в творчестве будущего мастера путём сознательной установки на художественное творчество и уже известную образную стилистическую структуру (синтез фольклорной традиции, крестьянской и городской).

Творчество отдельных мастеров (3 форма). Термин народный мастер объединяет навыки владения самобытной художественной системой местного искусства с её традициями и канонами, но каждый мастер интерпретирует эти предметы, привнося свою индивидуальность. В наше время народные мастера живут в современных условиях, которые связаны напрямую с рынком. В отличие от мастеров, работающих в этнических районах, они находятся в большой зависимости от общей системы производства, от мнения специалистов и спроса на рынке. Рынок заставляет мастеров искать сбыт, объединяться или выходить из объединений, изменять направление своего творчества.

Функции народного современного искусства:

1. Прослеживается в этнических национальных округах, где женская часть населения шьёт одежду, украшает её, мужчины строят дома, реставрируют храмы, делают телеги, плетут корзины и т.д.

Менее всего исполняют бытовую функцию изделия знаменитых промыслов (лаковая миниатюра, жостовские подносы, вышитые скатерти, вышитые полотенца, наборы салфеток).

Утилитарная функция изделий постепенно теряет своё значение

2. Многие бытовые предметы ушли от функциональности в сторону декоративности и породили декоративно-художественную функцию – ярко выраженную и действенную в современном пространстве. На эту функцию работают все формы народного творчества (коллективная, мастер и т.д.) Среди изделий этой функции – предметы из разных материалов – мягкие предметы, расписные шали и платки, рубашки, жилеты, ювелирные украшения. В твердых предметах особое место занимает глиняная игрушка (это бытовая скульптура, которая соединяет в себе декоративное и фантастическое, художественное и символическое). Характер игрушки по своему минимуму изобразительных средств ближе всего к мировым архитипам. И одновременно – это создание народного творчества. Связь с реальным бытом отразилась на игрушке.

3. Религиозно-магическая. В период 20-80 годы предельно сузился круг предметов, используемых в религиозных ритуальных целях.

Сохранились отдельные изделия, которые имели обрядовое значение. Например, пряники, которые выпекали по случаю прихода весны, пасхальные обряды (художественный промысел). Народный костюм сохранялся в этнических районах но в измененном виде.

Постепенно религиозно-магическая функция возродилась: рождество Христово, масленица, пасха, троица. Атрибуты: маски, сани для масленичного катания, подарки. Массового размера достигла роспись пасхальных яиц и предметов к пасхе

4. Памятно-культурная. В последнее 10-летие на рынке появился целый ряд изделий, которые варьируют музейные вещи крестьянского искусства. Среди них прялки, сундуки, детские лошадки-качалки – всё это транслирует традицию не меняя характера подлинника (форма, мотив), но функция – культурно-памятная

Сохранение предметов крестьянского искусства в виде художественных произведений – характерная черта времени.

5. Сувенирная функция – это воспроизведение предмета старого крестьянского быта в виде памятного знака. Сувенирная функция проявляется практически во всех формах народного современного искусства, но при этом в них присутствуют 2 крайние позиции:

· Изделия промыслов изготовлялись в мелкой форме, но имели практическое значение

· Удовлетворение модных запросов городского населения

6. Коммерческая – (коммерция – вложение денежных средств) характерна для 4 форм, продукция мастеров выходила за пределы проживания и связывалась с рынками. Экономическая функция при этом играет решающую роль, так как предметы входят в широкое потребление и получают дальнейшее развитие.

С 20 ГОДОВ 20 СТОЛЕТИЯ ИЗДЕЛИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ СОСТАВЛЯЮТ ВАЖНУЮ СТАТЬЮ ДОХОДА ГОСУДАРСТВА И СТАЛИ ВИЗИТНОЙ КАРТОЧКОЙ СТРАНЫ.

Следует помнить о прямой и обратной функции коммерции:

1. Способствующая развитию и обновлению творчества

2. Эксплуатируемая качеством народного творчества

В 20 веке функции современной предметной культуры не всегда поддерживаются естественным течением жизни и быта, народа как мировоззрения уходят в прошлое, но отдельные проявления будут существовать пока живы корни поэтического видения и народного самосознания.

Выводы:

1. Не все выделенные формы существования народного традиционного искусства аутентичны (подлинны)

2. Крупные художественные промыслы примыкают к традиционной культуре, но по сути это новая область деятельности. Следовательно они являются специализированной профессиональной культурой.

3. Состояние традиционной предметной культуры находится в кризисной ситуации и претерпевает принципиальные изменения:

· Рынок – главный регулятор качества изделий и повышения мастерства

· Возрождение ремёсел через традицию старых мастеров

· Появление объединений, центров, ассоциаций ремесел и приобретение народными мастерами большой свободы

· Технологически сложные, отвечающие задачи постмодернистской культуры – предметы народного искусства с другим смыслом и символикой

Наши рекомендации