III. Сущность искусства. Художественный образ
Сущность искусства. Функции искусства в обществе
Культура как система социального опыта. Духовные ценности и духовно-ценностная модель мира как необходимая часть социального опыта. Эстетическая и художественная форма социального опыта. Искусство как специализированная форма производства и потребления духовно-ценностного опыта.
I. Теории происхождения искусства
Никто точно не может сейчас определить время возникновения искусства. Но множество данных свидетельствует о том, что зарождалось искусство в эпоху появления человека Разумного.
Прагматическая теория
Искусство возникло как ответ на потребность передачи социально значимой информации от поколения к поколения наиболее экономным и в тоже время наиболее эффективным по воздействию способом.
Психофизиологическая теория
С точки зрения этой версии — искусство было необходимо человечеству для того чтобы сохранить себя и выжить. Э. Фромм о потребности человека в творчестве.
Магическая теория
Согласномагической теории корни искусства лежат в магических обрядах.
Божественная теория
Божественная теория происхождения искусства связана с теорией происхождения человека, изложенной в Библии — «человек был создан Богом по его образу и подобию». Именно духовное начало человека предопределило появление искусства.
Теория игры
Игровая теории искусства изложена в работах Фридриха Шиллера. Шиллер называл игру вхождением человека из сферы необходимости в сферу творчества. Как только у человека появилось свободное от выживания время, его сила начала проявляться в творчестве эстетически. Самые ранние образцы творчества-отпечатки пальцев, свободные зигзагообразные линии содержат непроизвольность и игровой характер.
Теория эротического происхождения искусства
Возникла под влиянием работ психоаналитиков начала 20 века Зигмунда Фрейда и Карла Юнга. Приверженцы этой теории рассматривают действие произведений искусства как действие фантазий, «снов наяву», а художественное творчество ‑ выражение преломленного эротического желания и приносящее косвенное удовлетворение.
II. Функции искусства
Художественная потребность и её структура.
Искусство как хранитель социального опыта (человек в событиях, уровень человеческого отношения к действительности, прогнозирование жизни человека в меняющихся обстоятельствах, опыт переживания и наслаждения жизнью, опыт творчества нового, опыт мастерства, квалификации). Роль первобытного искусства в процессе очеловечивания человека.
Функции искусства как реализация породившей его общественной потребности:
‑ социально-организующая роль искусства;
‑ воспитательная функция;
‑ гедонистическая функция;
‑ просветительская функция;
‑коммуникативная функция;
‑ компенсационная функция
Интегральная функция искусства как сохранения и передачи жизненно-важного, социально-значимого опыта.
III. Сущность искусства. Художественный образ
1. Проблема сущности искусства вновь и вновь возникает в новой художественной и культурной ситуации, например, в связи с появлением непредметного искусства.
2. Эстетические понятия, выработанные для понимания художественного образа:
а) подражание – мимезис –подражание природе:искусство определяется как правдоподобие (Аристотель); главное назначение миметического искусства (трагедии, в частности) Аристотель усматривал в катарсисе(«очищении от аффектов») – своеобразной психотерапевтической функции искусства, реализация которой сопровождается удовольствием.
б) искусство есть выражение(музыкальная эстетика XVIII в.);
в) искусство как знак и язык знаков,которая требует раскодирования;
г) идея Кантао свободную игру, в которую вступают воображение и рассудок –искусство как игра;
д) идея Аристотеля:искусство как подражание, мимезис обязательно включает радость от подражания, радость узнавания;
е) идея Пифагора: вселенная выражается в числовых соотношениях, космос – это гармония, искусство есть чудо гармонии, миропорядка, выразимое как порядок тонов, лад; катарсис ‑ душевный порядок;искусство– это переживание гармонии (художественное удовольствие).
4. Х. Ортега-и-Гассет, статья «Адам в раю» (Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991)
Научный метод – в абстрагировании и обобщении. Художественный – в индивидуализации и конкретизации. Индивидуальность (вещи, человека) ‑ это совокупностьотношений. Искусство творит некую мнимую совокупность – как бы бесконечность. Художественный образ – подобие совокупности всех отношений вещи в ней одной.