Шар Рунге - универсальная цветовая модель
Теория Шевреля
В 1839 году Шеврель опубликовал работу о принципах цветовой гармонии и контрастов, которую назвал «О законе одновременного контраста цветов». Шеврель определил три простые закона синхронного, последовательного и смешанного контрастов.
Использование одновременного контраста
если расположить рядом полосы различных тонов одного и того же цвета или таким же образом сопоставить два разных цвета, контраст между ними будет более выраженным, чем при раздельном рассмотрении этих образцов.
Одновременный контраст двух тонов
Если рассматривать две различные секции тонов (светлый и темный) отдельно, контраст между ними не будет столь очевидным, как при расположении этих секций вплотную один к другому
Использование последовательного контраста
Законы последовательного и одновременного контрастов во многом близки — разница состоит в том, что последний вызывает немедленный эффект, а первый основан на остаточном изображении (или послеизображении
Использование смешанного контраста
Этот закон основывается на явлении остаточного изображения и его эффекте, который изменяется в цвете под влиянием цвета другого объекта, находящегося поблизости.
шар Рунге - универсальная цветовая модель
Цветовое тело О.Рунге - это глобус, по экватору которого находится 12-тичастный цветовой круг.
Он внес значительный вклад в учение о цвете. Рунге понимал, что все многообразие цветов нельзя представить в виде цветового круга или полосы спектра и предложил систему расположения цветов, напоминающую внешним видом глобус.
На линии экватора Рунге нанес чистые цвета цветового круга. На северном полюсе он расположил белый цвет, а на южном — черный. На меридианах (используя градусы долготы) ему удалось представить все цвета, получающиеся при смешении чистых цветов с белым и черным. Внутри шара систематически располагались все замутненные цвета.
Он использовал в своей системе в качестве типичных цветовых рядов так называемые ряды цветов для дальнего плана. Это поперечные линии, которые проходят по продольному разрезу цветового глобуса от чистых цветов на поверхности шара к серым цветам в области ахроматической оси. Размещение цветов в пространстве, предложенное Рунге, впоследствии претерпело ряд усовершенствований, однако основной принцип размещения всего многообразия цветов в трехмерной системе был признан правильным и заимствован всеми его последователями.
Рунге в основу своей модели включил круг, построенный на синем–красном–желтом. По схеме, смесь этих трех цветов дает тоже серый. А вот черному и белому цветам Рунге отводит совсем иную роль, превращающую плоский цветовой круг в объемный шар.
Модель строится уже не на шести цветах, а на 12-и, т.е. Рунге использует 3 основных цвета, их смеси 1-го порядка и попарные смеси 6-и цветов знакомого нам уже круга, которые образуют новые 6 цветов 2-го порядка.