Погани. 1912. птицы. 1923. в городе Тыргу-Жи. 1938.
А. Джакометти. Мужчина и женщина. 1923. А. Джакометти. А. Джакометти.
Женщина-ложка. 1926. Подвешенный шар. 1931.
А. Джакометти. Невидимый объект.А. Джакометти.Шагающий человек I. 1960.А. Джакометти.Стоящая
1934.обнаженная без рук.1954.
А. Архипенко. Сюзанна. 1909. А. Архипенко. Карусель Пьеро. 1913. А. Архипенко. Медрано II. 1913.
А. Архипенко. Гондольер. 1914. А. Архипенко. Женщина, А. Архипенко О. Цадкин
расчесывающая волосы. 1915. Фигура-ваза. 1918.Аккордеонист.1918
О. Цадкин Разрушенный город (Роттердам).О. Цадкин. Орфей. 1956. О. Цадкин.Женщина с веером. 1927.
1953.
Г. Мур.Семейная группа. 1948.Г. Мур. Король и королева. 1953. Г. Мур.Голова-шлем № 3. 1960.
1.12. Баухауз – первая школа художественного конструирования
Содержание темы:
· Возникновение Баухауза, его основатели и участники. Этапы истории Баухауза – Веймар, Дессау, Берлин.
· Социальные и эстетические концепции участников Баухауза, принципы формотворчества, идеи функциональности и чистоты формы. Функционализм и архитектура Баухауза.
· ДеятельностьВасилия Кандинского, Пауля Клее, Вальтера Гропиуса(1883–1969),Миса ван дер Роэ(1886–1969)в Баухаузе. Две противоборствующие тенденции в группе.
· Баухауз у истоков современного дизайна. Вклад Баухауза в формирование «интернационального стиля» в архитектуре и дизайне. Значение данной школы для развития современного искусства и архитектуры.
· Дальнейшее развитие архитектурного мышления и творческих принципов Ф.Л. Райта. Его деятельность до Второй мировой войны. Типология зданий: высотные здания и особняки. Влияние Райта на современное ему зодчество.
Изобразительный ряд памятников искусства
Плакаты Deutsche Werkbund, плакат веркбундской школы, Баухауз в Дассау, кофейный столик работы Гропиуса
Предметы интерьера, разработанные преподавателями и студентами школы Баухауз, теория цвета Иоханнеса Иттена
В. Гропиус. Жилой дом в Ганзе. 1950-е. Мис ван дер Роэ. Вилла Тугендхат в Брно. 1930. Интерьер.
Темы рефератов и докладов
1. Особенности и характеристики искусства Западной Европы первой половины ХХ века.
2.Истоки искусства модернизма и авангарда Западной Европы конца XIX – первой половины XX вв.
3. Фовизм – стремление к свободе.
4. Ведущая роль Анри Матисса в формировании концепций и методов живописи фовизма.
5. Истоки и предшественники немецкого экспрессионизма.
6. Творческие объединения художников экспрессионистов: группы «Мост» (1905) и «Синий всадник» (1910).
7. Значение творческого метода П. Сезанна в формировании основных идей в художественной практике кубизма.
8. Кубистические поиски, открытия и эксперименты в творчестве Пабло Пикассо, Жоржа Брака и Хуана Гриса.
9. Стилевые метаморфозы кубизма: «Орфизм» и лирический кубизм.
10. Культ движения, скорости, энергии и механики в творчестве футуристов.
11. Мастера искусства футуризма: У. Боччони, Дж. Балла, К. Карра, Дж. Северини, Л. Руссолло.
12. Дадаизм как первое масштабное проявление форм антикультуры.
13. Творчество художников М. Дюшана, Ф. Пикабия, Х. Арпа, К. Швиттерса и X. Миро до дадаизма и в его рамках.
14. Роль метафизической школы для формирования живописной системы сюрреализма.
15. Метафизическая живопись Дж. Де Кирико, К. Карра и Дж. Моранди.
16. Влияние учения З. Фрейда о «бессознательном» и «либидо», теории сновидений на сюрреализм.
17. Эволюция творчества Сальвадора Дали.
18. Зримые образы человеческого подсознания: творчество Р. Магритта, И. Танги, Х. Миро, М. Эрнста в рамках искусства сюрреализма.
19. Феномен абстрактного искусства и отражение в нем фундаментальных черт современной культуры.
20. Роль эстетико-теоретических и философских взглядов В. Кандинского на возникновение и формирование первых форм абстрактной живописи.
21. Абстрактный экспрессионизм Василия Кандинского: философия, метафизика, эстетика.
22. Основы и идеи искусства неопластицизма в творчестве Пита Мондриана.
23. Творческая деятельность художников группы «Де Стайль».
24. Основные тенденции развития скульптуры первой половины ХХ века.
25. Баухауз – первая школа художественного конструирования.
Вопросы и задания для самопроверки и подготовки к зачету
1. Как мастера авангарда использовали достижения художественной культуры прошедших столетий в искусстве ХХ века?
2. Перечислите основные характерные черты и идейно-художественные принципы искусства модернизма и авангарда первой половины ХХ века.
3. Какова роль философии иррационализма и мифотворчества в формировании и развитии искусства ХХ века?
4. Что нового привнес фовизм в развитие искусства начала ХХ в.?
5. В чем заключались основные формальные и эстетические поиски фовистов?
6. Расскажите о ведущей роли А. Матисса в формировании концепций живописи и стилистики фовизма.
7. Что вы знаете о творчестве художников-фовистов: Кес Ван Догена, Дерена, Марке, Вламинка, Руо, Фриеза?
8. Расскажите о истоках и предшественниках немецкого экспрессионизма.
9. Дайте анализ основным идеям и художественно-эстетическим принципам искусства экспрессионизма.
10. Что вы знаете о теоретической и художественной платформе группы «Мост»?
11. Дайте характеристику творчеству художников-экспрессионистов группы «Мост» (Кирхнер, Хеккель, Пехштейн, Шмидт-Ротлофф, Мюллер).
12. Расскажите о творческой деятельности группы «Синий всадник» (Ф. Марк, П. Клее, Г. Кампендонк, А. Макке,Х. Сутин, А. Явленский).
13. Проанализируйте основные этапы развития искусства немецкого экспрессионизма в контексте социально-исторических реалий нач. ХХ в..
14. Как повлияли эстетико-теоретические и философские взгляды В. Кандинского на возникновение и формирование первых форм абстрактной живописи в искусстве ХХ в.?
15. Как происходила эволюция творчества художников группы «Синий всадник» в сторону чистой абстракции?
16. Почему кубизм является антитезой фовизма?
17. Дайте сравнительную характеристику трем этапам эволюции кубизма.
18. Какую художественную интерпретацию нашли африканские маски в творчестве художников экспрессионистов и кубистов?
19. Расскажите о творчестве и художественных экспериментах П. Пикассо, Ж. Брака иХ. Гриса в рамках кубизма.
20. Какой смысл имело введение в картину букв, слов, цифр и коллажа в художественной практике кубистов?
21. Дайте сравнительную характеристику скульптуры и живописи кубизма на примере творчества А. Архипенко и О. Цадкина.
22. Какие стилевые метаморфозы кубизма вы знаете?
23. На примере манифестов Ф. Маринетти определите эстетико-теоретические и художественные концепции футуризма.
24. Какую социально-политическую окраску имел итальянский футуризм?
25. Какие художественные приемы и методы использовали Ум. Боччони, Дж. Балла, К. Карра, Дж. Северини, Л. Руссолло для передачи движения в живописи и скульптуре?
26. Определите роль деятельности художников-футуристов в развитии изобразительного искусства XX века.
27. Анализируя манифесты дадаистов, определите эстетико-теоретические и художественные принципы данного авангардного направления.
28. Какие новые формы и методы деятельности синтезировали дадаисты для разрушения модели творческого процесса и традиционного искусства?
29. Какие осуществил инновации Марсель Дюшан в скульптуре XX века?
30. Расскажите о творчестве художников Ф. Пикабия, Х. Арпа, К. Швиттерса, X. Миро до дадаизма и в его рамках.
31. Охарактеризуйте принципы метафизической живописи Дж. де Кирико, Дж. Маранди и К. Карра.
32. В чем состоит концептуальная основа «стилистических» отличий метафизической живописи от других направлений модернизма и авангарда?
33. Какую роль оказала метафизическая школа на формирование живописной системы сюрреализма?
34. Анализируя манифесты сюрреалистов, определите эстетико-теоретические и художественные концепции и принципы данного авангардного направления.
35. Какие научные открытия З. Фрейда легли в основу формирования основных положений и принципов искусства сюрреалистов?
36. Охарактеризуйте главные приемы и методы искусства сюрреализма.
37. Дайте сравнительный анализ эволюции творчества С. Дали.
38. Расскажите о творчестве Р. Магритта, И. Танги, Х. Миро, М. Эрнста в рамках искусства сюрреализма.
39. Определите основные цели и задачи абстрактного искусства.
40. На примере творчества В. Кандинского и П. Мондриана дайте сравнительный анализ живописной абстракции и неопластицизма.
41. Раскройте философско-эстетическое содержание живописи Кандинского.
42. Расскажите о деятельности группы «Де Стайль».
43. Дайте сравнительный анализ абстрактной и фигуративной пластики в искусстве ХХ века.
44. Почему отсутствовали единые критерии и стилистические пути развития скульптуры первой половины ХХ в.?
45. Какие художественные приемы, методы и материалы использовали в творческой практике скульптуры К. Бранкузи, А. Джакометти, А. Архипенко, О. Цадкин и Г. Мур?
46. Назовите художников модернизма, которые пытались синтезировать живопись и музыку?
47. Расскажите об истории возникновения и этапах развития школы Баухауза.
48. Какие социальные и эстетические концепции, принципы и идеи лежат в основе школы Баухауза?
49. Какое влияние оказала школа Баухауза на формирование современной архитектуры и дизайна XXI века?
50. Перечислите общие характерные черты и отличия художественных течений модернизма первой половины ХХ века.
Рекомендуемая литература
1. Азизян И. А. Художественные идеи итальянского футуризма // Русский кубофутуризм. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. – С. 23-31.
2. Алпатов М. В. Матисс. – М., 1969. – 150 с.
3. Анализ и интерпретация произведения искусства: учеб. пособие / Общ ред. Н.А. Яковлевой. – М.: Высшая школа, 2005. – 551 с.
4. Андреев Л. Г. Сюрреализм. – М.: Изд-во Высшая школа, 1972. – 230 с.
5. Антология французского сюрреализма, 20-е годы. – М.: ГИТИС, 1994. – 390 с.
6. Асеева Н. Ю. Украинское искусство и европейские художественные центры: конец ХIX – начало XX века. – К.: Наукова думка, 1989. – 200 с.
7. Барт Р. Мифологии / Перевод с французского, вступительная статья и комментарии С. Н. Зенкина. – М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. – 312 с.
8. Басин Е., Краснов В. Эстетика “общей семантики” и модернизм // Искусство. – 1976. – № 4. – С. 47-50.
9. Батракова С. П. Искусство и миф: Художник ХХ века и язык живописи: от Сезанна к Пикассо. – М.: Наука, 2002. – 172 с.
10. Бергсон Анри. Творческая эволюция. Материя и память / Пер. с фр. – Мн.: Харвест, 1999. – 1408 с.
11. Бохм-Дюшен М., Кук Дж. Современное искусство. Краткая энциклопедия. – М.: Премьера, Астрель, 2001. – 64 с.
12. Бретон А. В защиту Дада // Иностранная литература. – 1996. – № 8. – С. 232-254.
13. Бретон А. Манифест сюрреализма 1924 года // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы. – М.: Прогресс. – 1986. – С. 40-59.
14. Вакар Ирина. Проблема живописного пространства: от символизма к авангарду // Искусствознание. – 2001. – № 1. – С. 331-340.
15. Вентури Л. Художники нового времени. – М., 1956. – 112 с.
16. Выготский Л.С. Психология искусства / Предисл. А.Н. Леонтьева. – М.: Искусство, 1986. – 573 с.
17. Гибсон Я. Безумная жизнь Сальвадора Дали / Пер. с англ. Н. Рыбальченко; Т. Михайлова. – М.: Арт-родник, 1998. – 734 с.
18. Горбачов Д. І архаїст, і футурист: Олександр Архипенко / Д. Горбачов // Хроніка-2000. – К., 1993. – Вип.5 (7). – С. 198-207.
19. Горяинов В. Современное искусство Италии. – М.: Искусство, 1967. – 175 с.
20. Дали С. Дневник одного гения. – М. Искусство, 1991. – 271 с.
21. Дзуфф С., Кастриа Ф. Современная живопись: В поисках свободы: от классицизма к авангарду. – М.: Астрель, 2002.– 398 с.
22. Дмитриева Н. А. Пикассо. – М.: Наука, 1971. – 127 с.
23. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. – М.: АСТ-Пресс, 2004. – 624 с.
24. Жабцев В. М. Постимпрессионизм. – М.: АСТ; Харвест, 2008. – 128 с.
25. Кандинский В. О духовном в искусстве. – М.: Архимед, 1992. – 108 с.
26. Коваленко Георгий. Русский авангард 1910-1920-х годов в европейском контексте. – М.: Наука, 2000. – 309 с.
27. Костеневич А., Семенова Н. Матисс в России. – М.: Авангард, 1993. – 190 с.
28. Крючкова В. А. Кубизм. Орфизм. Пуризм. – М: Галарт, 2000. – 33 с.
29. Куликова И. С. Философия и искусство модернизма. – М.: Политиздат, 1980. – 271 с.
30. Куликова И. С. Сюрреализм в искусстве. – М.: Райт, 1995. – 176 с.
31. Лакост М. Кандинский. – М.: Слово, 1995. – 96 с.
32. Лемари Ж. Фовизм. – Женева: Bookking International, 1995. – 120 с.
33. Лесли Р. Сюрреализм: Мечта о революции. – Минск: Белфакс, 1998. – 128 с.
34. Лир А. Дали глазами Аманды. Главы из книги // Иностранная литература. – 2004. – №5. – С. 184-241.
35. Маца И. Проблемы художественной культуры XX века. – М.: Искусство, 1969. – 208 с.
36. Модернизм: Анализ и критика основных направлений / Под ред. В. В. Ванслова и Ю.Д. Колпинского. – 3-е, доп. Изд. – М.: Искусство, 1980. – 311 с.
37. От Моне до Пикассо: [альбом-каталог]: французская живопись второй половины XIX – начала XX вв. в Эрмитаже. – С.-Пб.: Аврора, 1989. – 523 с.
38. Пикассо. Альбом. – М.: Белый город, 1998. – 80 с.
39. Полевой В. М. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран народов мира. – М.: Советский художник, 1989. – 452 с.
40. Рохас Карлос. Мифический и магический мир Сальвадора Дали. – М., 1998. – С. 173-194.
41. Руднев В. П. Энциклопедический словарь культуры ХХ века: ключевые понятия и тексты. – М.: Аграф, 1999.
42. Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
43. Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма: фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, поп-арт, оп-арт. – М.: Эксмо-Пресс, 2002. – 221 с.
44. Терминологический словарь «Аполлон». Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. – М.: Эллис Лак, 1997.
45. Толстой В. П. ХХ век: Взаимодействие искусств в поисках нового образа мира. Книга вторая. – М.: Наука, 1999. – С. 5-21.
46. Турчин В. Венский путь в XX век // Творчество. 1991. № 3.
47. Турчин В. Догадки модернизма: Об авангардистском искусстве // Новое время. – 1989. – № 1. – С. 42-43.
48. Турчин В. По лабиринтам авангарда. – М., 1993. – 246 с.
49. Фетисов И. В. Западно-европейская живопись: Конца ХIХ - начала ХХ век. – М.: Изобразительное искусство, 1998. – 61 с.
50. Харджиев Н.И. Статьи об авангарде: В 2 т. – М.: RА, 1997. – 702 с.
51. Черкасов П. П. Россия и Франция ХVIII-ХХ века. – М.: Наука, 2005 – 310 с.
52. Энциклопедия искусства XX века / Автор-сост. О.Б. Краснова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 352 с.
53. Якимович А. К. Реализмы ХХ века. Магический реализм. Сюрреализм. – М.: Галарт, ОЛМА-ПРЕСС, 2000. – 176 с.
54. Якимович А. Парадигмы ХХ века // Вопросы искусствознания. – 1997. – Вып. 2. – С. 121-133.