Погани. 1912. птицы. 1923. в городе Тыргу-Жи. 1938.

Погани. 1912. птицы. 1923. в городе Тыргу-Жи. 1938. - student2.ru Погани. 1912. птицы. 1923. в городе Тыргу-Жи. 1938. - student2.ru Погани. 1912. птицы. 1923. в городе Тыргу-Жи. 1938. - student2.ru

А. Джакометти. Мужчина и женщина. 1923. А. Джакометти. А. Джакометти.

Женщина-ложка. 1926. Подвешенный шар. 1931.

Погани. 1912. птицы. 1923. в городе Тыргу-Жи. 1938. - student2.ru Погани. 1912. птицы. 1923. в городе Тыргу-Жи. 1938. - student2.ru Погани. 1912. птицы. 1923. в городе Тыргу-Жи. 1938. - student2.ru

А. Джакометти. Невидимый объект.А. Джакометти.Шагающий человек I. 1960.А. Джакометти.Стоящая

1934.обнаженная без рук.1954.

Погани. 1912. птицы. 1923. в городе Тыргу-Жи. 1938. - student2.ru Погани. 1912. птицы. 1923. в городе Тыргу-Жи. 1938. - student2.ru Погани. 1912. птицы. 1923. в городе Тыргу-Жи. 1938. - student2.ru

А. Архипенко. Сюзанна. 1909. А. Архипенко. Карусель Пьеро. 1913. А. Архипенко. Медрано II. 1913.

Погани. 1912. птицы. 1923. в городе Тыргу-Жи. 1938. - student2.ru Погани. 1912. птицы. 1923. в городе Тыргу-Жи. 1938. - student2.ru Погани. 1912. птицы. 1923. в городе Тыргу-Жи. 1938. - student2.ru Погани. 1912. птицы. 1923. в городе Тыргу-Жи. 1938. - student2.ru

А. Архипенко. Гондольер. 1914. А. Архипенко. Женщина, А. Архипенко О. Цадкин

расчесывающая волосы. 1915. Фигура-ваза. 1918.Аккордеонист.1918

Погани. 1912. птицы. 1923. в городе Тыргу-Жи. 1938. - student2.ru Погани. 1912. птицы. 1923. в городе Тыргу-Жи. 1938. - student2.ru Погани. 1912. птицы. 1923. в городе Тыргу-Жи. 1938. - student2.ru

О. Цадкин Разрушенный город (Роттердам).О. Цадкин. Орфей. 1956. О. Цадкин.Женщина с веером. 1927.

1953.

Погани. 1912. птицы. 1923. в городе Тыргу-Жи. 1938. - student2.ru Погани. 1912. птицы. 1923. в городе Тыргу-Жи. 1938. - student2.ru Погани. 1912. птицы. 1923. в городе Тыргу-Жи. 1938. - student2.ru

Г. Мур.Семейная группа. 1948.Г. Мур. Король и королева. 1953. Г. Мур.Голова-шлем № 3. 1960.

1.12. Баухауз – первая школа художественного конструирования

Содержание темы:

· Возникновение Баухауза, его основатели и участники. Этапы истории Баухауза – Веймар, Дессау, Берлин.

· Социальные и эстетические концепции участников Баухауза, принципы формотворчества, идеи функциональности и чистоты формы. Функционализм и архитектура Баухауза.

· ДеятельностьВасилия Кандинского, Пауля Клее, Вальтера Гропиуса(1883–1969),Миса ван дер Роэ(1886–1969)в Баухаузе. Две противоборствующие тенденции в группе.

· Баухауз у истоков современного дизайна. Вклад Баухауза в формирование «интернационального стиля» в архитектуре и дизайне. Значение данной школы для развития современного искусства и архитектуры.

· Дальнейшее развитие архитектурного мышления и творческих принципов Ф.Л. Райта. Его деятельность до Второй мировой войны. Типология зданий: высотные здания и особняки. Влияние Райта на современное ему зодчество.

Изобразительный ряд памятников искусства

Погани. 1912. птицы. 1923. в городе Тыргу-Жи. 1938. - student2.ru

Плакаты Deutsche Werkbund, плакат веркбундской школы, Баухауз в Дассау, кофейный столик работы Гропиуса

Погани. 1912. птицы. 1923. в городе Тыргу-Жи. 1938. - student2.ru

Предметы интерьера, разработанные преподавателями и студентами школы Баухауз, теория цвета Иоханнеса Иттена

Погани. 1912. птицы. 1923. в городе Тыргу-Жи. 1938. - student2.ru Погани. 1912. птицы. 1923. в городе Тыргу-Жи. 1938. - student2.ru

В. Гропиус. Жилой дом в Ганзе. 1950-е. Мис ван дер Роэ. Вилла Тугендхат в Брно. 1930. Интерьер.

Темы рефератов и докладов

1. Особенности и характеристики искусства Западной Европы первой половины ХХ века.

2.Истоки искусства модернизма и авангарда Западной Европы конца XIX – первой половины XX вв.

3. Фовизм – стремление к свободе.

4. Ведущая роль Анри Матисса в формировании концепций и методов живописи фовизма.

5. Истоки и предшественники немецкого экспрессионизма.

6. Творческие объединения художников экспрессионистов: группы «Мост» (1905) и «Синий всадник» (1910).

7. Значение творческого метода П. Сезанна в формировании основных идей в художественной практике кубизма.

8. Кубистические поиски, открытия и эксперименты в творчестве Пабло Пикассо, Жоржа Брака и Хуана Гриса.

9. Стилевые метаморфозы кубизма: «Орфизм» и лирический кубизм.

10. Культ движения, скорости, энергии и механики в творчестве футуристов.

11. Мастера искусства футуризма: У. Боччони, Дж. Балла, К. Карра, Дж. Северини, Л. Руссолло.

12. Дадаизм как первое масштабное проявление форм антикультуры.

13. Творчество художников М. Дюшана, Ф. Пикабия, Х. Арпа, К. Швиттерса и X. Миро до дадаизма и в его рамках.

14. Роль метафизической школы для формирования живописной системы сюрреализма.

15. Метафизическая живопись Дж. Де Кирико, К. Карра и Дж. Моранди.

16. Влияние учения З. Фрейда о «бессознательном» и «либидо», теории сновидений на сюрреализм.

17. Эволюция творчества Сальвадора Дали.

18. Зримые образы человеческого подсознания: творчество Р. Магритта, И. Танги, Х. Миро, М. Эрнста в рамках искусства сюрреализма.

19. Феномен абстрактного искусства и отражение в нем фундаментальных черт современной культуры.

20. Роль эстетико-теоретических и философских взглядов В. Кандинского на возникновение и формирование первых форм абстрактной живописи.

21. Абстрактный экспрессионизм Василия Кандинского: философия, метафизика, эстетика.

22. Основы и идеи искусства неопластицизма в творчестве Пита Мондриана.

23. Творческая деятельность художников группы «Де Стайль».

24. Основные тенденции развития скульптуры первой половины ХХ века.

25. Баухауз – первая школа художественного конструирования.

Вопросы и задания для самопроверки и подготовки к зачету

1. Как мастера авангарда использовали достижения художественной культуры прошедших столетий в искусстве ХХ века?

2. Перечислите основные характерные черты и идейно-художественные принципы искусства модернизма и авангарда первой половины ХХ века.

3. Какова роль философии иррационализма и мифотворчества в формировании и развитии искусства ХХ века?

4. Что нового привнес фовизм в развитие искусства начала ХХ в.?

5. В чем заключались основные формальные и эстетические поиски фовистов?

6. Расскажите о ведущей роли А. Матисса в формировании концепций живописи и стилистики фовизма.

7. Что вы знаете о творчестве художников-фовистов: Кес Ван Догена, Дерена, Марке, Вламинка, Руо, Фриеза?

8. Расскажите о истоках и предшественниках немецкого экспрессионизма.

9. Дайте анализ основным идеям и художественно-эстетическим принципам искусства экспрессионизма.

10. Что вы знаете о теоретической и художественной платформе группы «Мост»?

11. Дайте характеристику творчеству художников-экспрессионистов группы «Мост» (Кирхнер, Хеккель, Пехштейн, Шмидт-Ротлофф, Мюллер).

12. Расскажите о творческой деятельности группы «Синий всадник» (Ф. Марк, П. Клее, Г. Кампендонк, А. Макке,Х. Сутин, А. Явленский).

13. Проанализируйте основные этапы развития искусства немецкого экспрессионизма в контексте социально-исторических реалий нач. ХХ в..

14. Как повлияли эстетико-теоретические и философские взгляды В. Кандинского на возникновение и формирование первых форм абстрактной живописи в искусстве ХХ в.?

15. Как происходила эволюция творчества художников группы «Синий всадник» в сторону чистой абстракции?

16. Почему кубизм является антитезой фовизма?

17. Дайте сравнительную характеристику трем этапам эволюции кубизма.

18. Какую художественную интерпретацию нашли африканские маски в творчестве художников экспрессионистов и кубистов?

19. Расскажите о творчестве и художественных экспериментах П. Пикассо, Ж. Брака иХ. Гриса в рамках кубизма.

20. Какой смысл имело введение в картину букв, слов, цифр и коллажа в художественной практике кубистов?

21. Дайте сравнительную характеристику скульптуры и живописи кубизма на примере творчества А. Архипенко и О. Цадкина.

22. Какие стилевые метаморфозы кубизма вы знаете?

23. На примере манифестов Ф. Маринетти определите эстетико-теоретические и художественные концепции футуризма.

24. Какую социально-политическую окраску имел итальянский футуризм?

25. Какие художественные приемы и методы использовали Ум. Боччони, Дж. Балла, К. Карра, Дж. Северини, Л. Руссолло для передачи движения в живописи и скульптуре?

26. Определите роль деятельности художников-футуристов в развитии изобразительного искусства XX века.

27. Анализируя манифесты дадаистов, определите эстетико-теоретические и художественные принципы данного авангардного направления.

28. Какие новые формы и методы деятельности синтезировали дадаисты для разрушения модели творческого процесса и традиционного искусства?

29. Какие осуществил инновации Марсель Дюшан в скульптуре XX века?

30. Расскажите о творчестве художников Ф. Пикабия, Х. Арпа, К. Швиттерса, X. Миро до дадаизма и в его рамках.

31. Охарактеризуйте принципы метафизической живописи Дж. де Кирико, Дж. Маранди и К. Карра.

32. В чем состоит концептуальная основа «стилистических» отличий метафизической живописи от других направлений модернизма и авангарда?

33. Какую роль оказала метафизическая школа на формирование живописной системы сюрреализма?

34. Анализируя манифесты сюрреалистов, определите эстетико-теоретические и художественные концепции и принципы данного авангардного направления.

35. Какие научные открытия З. Фрейда легли в основу формирования основных положений и принципов искусства сюрреалистов?

36. Охарактеризуйте главные приемы и методы искусства сюрреализма.

37. Дайте сравнительный анализ эволюции творчества С. Дали.

38. Расскажите о творчестве Р. Магритта, И. Танги, Х. Миро, М. Эрнста в рамках искусства сюрреализма.

39. Определите основные цели и задачи абстрактного искусства.

40. На примере творчества В. Кандинского и П. Мондриана дайте сравнительный анализ живописной абстракции и неопластицизма.

41. Раскройте философско-эстетическое содержание живописи Кандинского.

42. Расскажите о деятельности группы «Де Стайль».

43. Дайте сравнительный анализ абстрактной и фигуративной пластики в искусстве ХХ века.

44. Почему отсутствовали единые критерии и стилистические пути развития скульптуры первой половины ХХ в.?

45. Какие художественные приемы, методы и материалы использовали в творческой практике скульптуры К. Бранкузи, А. Джакометти, А. Архипенко, О. Цадкин и Г. Мур?

46. Назовите художников модернизма, которые пытались синтезировать живопись и музыку?

47. Расскажите об истории возникновения и этапах развития школы Баухауза.

48. Какие социальные и эстетические концепции, принципы и идеи лежат в основе школы Баухауза?

49. Какое влияние оказала школа Баухауза на формирование современной архитектуры и дизайна XXI века?

50. Перечислите общие характерные черты и отличия художественных течений модернизма первой половины ХХ века.

Рекомендуемая литература

1. Азизян И. А. Художественные идеи итальянского футуризма // Русский кубофутуризм. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. – С. 23-31.

2. Алпатов М. В. Матисс. – М., 1969. – 150 с.

3. Анализ и интерпретация произведения искусства: учеб. пособие / Общ ред. Н.А. Яковлевой. – М.: Высшая школа, 2005. – 551 с.

4. Андреев Л. Г. Сюрреализм. – М.: Изд-во Высшая школа, 1972. – 230 с.

5. Антология французского сюрреализма, 20-е годы. – М.: ГИТИС, 1994. – 390 с.

6. Асеева Н. Ю. Украинское искусство и европейские художественные центры: конец ХIX – начало XX века. – К.: Наукова думка, 1989. – 200 с.

7. Барт Р. Мифологии / Перевод с французского, вступительная статья и комментарии С. Н. Зенкина. – М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. – 312 с.

8. Басин Е., Краснов В. Эстетика “общей семантики” и модернизм // Искусство. – 1976. – № 4. – С. 47-50.

9. Батракова С. П. Искусство и миф: Художник ХХ века и язык живописи: от Сезанна к Пикассо. – М.: Наука, 2002. – 172 с.

10. Бергсон Анри. Творческая эволюция. Материя и память / Пер. с фр. – Мн.: Харвест, 1999. – 1408 с.

11. Бохм-Дюшен М., Кук Дж. Современное искусство. Краткая энциклопедия. – М.: Премьера, Астрель, 2001. – 64 с.

12. Бретон А. В защиту Дада // Иностранная литература. – 1996. – № 8. – С. 232-254.

13. Бретон А. Манифест сюрреализма 1924 года // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы. – М.: Прогресс. – 1986. – С. 40-59.

14. Вакар Ирина. Проблема живописного пространства: от символизма к авангарду // Искусствознание. – 2001. – № 1. – С. 331-340.

15. Вентури Л. Художники нового времени. – М., 1956. – 112 с.

16. Выготский Л.С. Психология искусства / Предисл. А.Н. Леонтьева. – М.: Искусство, 1986. – 573 с.

17. Гибсон Я. Безумная жизнь Сальвадора Дали / Пер. с англ. Н. Рыбальченко; Т. Михайлова. – М.: Арт-родник, 1998. – 734 с.

18. Горбачов Д. І архаїст, і футурист: Олександр Архипенко / Д. Горбачов // Хроніка-2000. – К., 1993. – Вип.5 (7). – С. 198-207.

19. Горяинов В. Современное искусство Италии. – М.: Искусство, 1967. – 175 с.

20. Дали С. Дневник одного гения. – М. Искусство, 1991. – 271 с.

21. Дзуфф С., Кастриа Ф. Современная живопись: В поисках свободы: от классицизма к авангарду. – М.: Астрель, 2002.– 398 с.

22. Дмитриева Н. А. Пикассо. – М.: Наука, 1971. – 127 с.

23. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. – М.: АСТ-Пресс, 2004. – 624 с.

24. Жабцев В. М. Постимпрессионизм. – М.: АСТ; Харвест, 2008. – 128 с.

25. Кандинский В. О духовном в искусстве. – М.: Архимед, 1992. – 108 с.

26. Коваленко Георгий. Русский авангард 1910-1920-х годов в европейском контексте. – М.: Наука, 2000. – 309 с.

27. Костеневич А., Семенова Н. Матисс в России. – М.: Авангард, 1993. – 190 с.

28. Крючкова В. А. Кубизм. Орфизм. Пуризм. – М: Галарт, 2000. – 33 с.

29. Куликова И. С. Философия и искусство модернизма. – М.: Политиздат, 1980. – 271 с.

30. Куликова И. С. Сюрреализм в искусстве. – М.: Райт, 1995. – 176 с.

31. Лакост М. Кандинский. – М.: Слово, 1995. – 96 с.

32. Лемари Ж. Фовизм. – Женева: Bookking International, 1995. – 120 с.

33. Лесли Р. Сюрреализм: Мечта о революции. – Минск: Белфакс, 1998. – 128 с.

34. Лир А. Дали глазами Аманды. Главы из книги // Иностранная литература. – 2004. – №5. – С. 184-241.

35. Маца И. Проблемы художественной культуры XX века. – М.: Искусство, 1969. – 208 с.

36. Модернизм: Анализ и критика основных направлений / Под ред. В. В. Ванслова и Ю.Д. Колпинского. – 3-е, доп. Изд. – М.: Искусство, 1980. – 311 с.

37. От Моне до Пикассо: [альбом-каталог]: французская живопись второй половины XIX – начала XX вв. в Эрмитаже. – С.-Пб.: Аврора, 1989. – 523 с.

38. Пикассо. Альбом. – М.: Белый город, 1998. – 80 с.

39. Полевой В. М. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран народов мира. – М.: Советский художник, 1989. – 452 с.

40. Рохас Карлос. Мифический и магический мир Сальвадора Дали. – М., 1998. – С. 173-194.

41. Руднев В. П. Энциклопедический словарь культуры ХХ века: ключевые понятия и тексты. – М.: Аграф, 1999.

42. Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

43. Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма: фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, поп-арт, оп-арт. – М.: Эксмо-Пресс, 2002. – 221 с.

44. Терминологический словарь «Аполлон». Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. – М.: Эллис Лак, 1997.

45. Толстой В. П. ХХ век: Взаимодействие искусств в поисках нового образа мира. Книга вторая. – М.: Наука, 1999. – С. 5-21.

46. Турчин В. Венский путь в XX век // Творчество. 1991. № 3.

47. Турчин В. Догадки модернизма: Об авангардистском искусстве // Новое время. – 1989. – № 1. – С. 42-43.

48. Турчин В. По лабиринтам авангарда. – М., 1993. – 246 с.

49. Фетисов И. В. Западно-европейская живопись: Конца ХIХ - начала ХХ век. – М.: Изобразительное искусство, 1998. – 61 с.

50. Харджиев Н.И. Статьи об авангарде: В 2 т. – М.: RА, 1997. – 702 с.

51. Черкасов П. П. Россия и Франция ХVIII-ХХ века. – М.: Наука, 2005 – 310 с.

52. Энциклопедия искусства XX века / Автор-сост. О.Б. Краснова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 352 с.

53. Якимович А. К. Реализмы ХХ века. Магический реализм. Сюрреализм. – М.: Галарт, ОЛМА-ПРЕСС, 2000. – 176 с.

54. Якимович А. Парадигмы ХХ века // Вопросы искусствознания. – 1997. – Вып. 2. – С. 121-133.

Наши рекомендации